Путь вверх и вниз—один и тот же

«Путь вверх и вниз—один и тот же».

Продолжение темы совмещения противоположностей, внутренней противоречивости всего ‑ присутствия одновременного или существующего в одном месте (пространственное совмещение) противоположных начал.

61. [52] __ __

«Морская вода—чистейшая и грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же — для питья непригодна и вредна».

62. [67] __ __

Люди продолжают себя в детях, тем самым, продолжая жить и после своей смерти, т.е. «смертные – бессмертны». Но продолжая жить в последующих поколениях, люди не обретают индивидуальной бесконечной жизни, т.е. «бессмертные – смертны».

63. [123] ____

«Перед находящимися там они восстают и, бодрствуя, становятся стражами живых и мертвых».

Непонятный фрагмент: этот фрагмент следует за фрагментом, утверждающим, что бессмертные – смертны, а смертные – бессмертны. О чем же идет в данном фрагменте речь? Кто «восстает» перед находящимися там? И кто это – «находящиеся там»? Находящиеся там – умершие? А восстают – живые? – Нет, непонятно: почему вдруг они (живые), бодрствуя (не спя), становятся стражами живых и мертвых?

Может быть, Гераклит таким образом высказывает идею воскресения?

А, может быть, речь идет опять о сне, о спящих, которые являются стражами и живых, и мертвых, так как сон есть пограничье между жизнью и смертью: для живых – это имитация смерти, некое ее подобие, промежуточной состояние, похожее на смерть, но не смерть. Для мертвых – это живое, подобие мертвого, но живое, значит, бодрствующее. Тогда получается, что спящие «перед находящимися там», за гранью жизни, т.е. в «царстве мертвых», «восстают», т.е. для неживых они «восставшие» (немертвые) люди пограничья ‑ «стражи живых и мертвых».

64. «[Он говорит также, что суд над космосом и над всеми находящимися в нем совершается через огонь, так как он выражается следующим образом]: Всем управляет перун, [т. е. он направляет; перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что огонь разумен и является причиной управления всем]».

Космос и всё, что находится в нем, сгорает в огне и вновь возрождается. Гераклит называет это судом над космосом, и суд этот вершит основа и источник всего – огонь. Т.е. огонь – это Абсолют, божество, направляющее, управляющее всем космосом и всем, что есть в космосе. Но умирание мира в огне в момент возгорания огня, его воспламенения впервые названо Гераклитом «судом», впервые появляется тема высшей нравственной оценки (есть нравственный судия, который имеет право судить, обладает правом суда), нравственного наказания, «суда». В объективной закономерной ритмичной смене одного состояния мира другим через возгорание мира имеется нравственный аспект. Объективный нравственный Закон! Огонь разумен в этой своей нравственной миссии.

65. «[Он же называет его] недостатком и изобилием: [недостаток же, по его учению, это—образование космоса, а изобилие — его пожар]».

Огонь в космологии Гераклита возгорается и затухает. Возгорание огня – это его избыток или изобилие, пожар, от которого ничего не скроется, ничего «не может укрыться» (фрагмент 16). Угасание огня («затухание») – охлаждение мира, превращение жара в воздух, влагу землю и возникновение психей. Когда возникает космос как многое – это «недостаток» огня. Когда многое превращается в пожаре в одно – это изобилие, избыток. И здесь – противоположности, которые совмещены, перетекают друг в друга, исключают и в то же время содержат другое: одно – это изобилие, т.е. много, а многое – это недостаток, т.е. мало.

66. «Грядущий огонь все будет отделять и связывать».

В этой фразе целая космология Гераклита: огонь всегда грядущий: есть настоящее, то, что существует сейчас – это может быть один всепоглощающий огонь, жар, мировой пожар, тогда «грядущий огонь» (угасающий или затухающий огонь) будет «отделять», т.е. охлаждаясь, будет «затвердевать» в воздух, воду, землю и будут возникать отдельные предметы, явления, процессы. Но настоящее, сейчас существующее, может быть космос как многое, космос как все составляющие его вещи, процессы, боги, психеи, и т.д., тогда «грядущий огонь» (воспламеняющийся, возгорающийся) будет все связывать, все в конце концов станет единым, опять одним огнем, который уничтожит отдельное и будет одна связанность, живой огонь, опять мировой пожар, жар, пламя.

Замечательный по лаконизму фрагмент, который может быть развернут в динамическую подробную модель космоса. «Грядущее … будет…» ‑ то, каким оно будет, зависит от того, что есть, но будет оно противоположным тому, что есть. Миг настоящего содержит в себе грядущее, одно содержит в себе другое (противоположное).

67. [36] __ __


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: