«С сердцем бороться трудно: всякое желание покупается ценою психеи».
Один из принципов Гераклита в объяснении отдельных явлений и космоса в целом – принцип противоречивости, который конкретизируется в соединении таких противоположностей как «избыток» и «недостаток». Избыток огня (возгорание) есть недостаток многообразия в космосе. И наоборот: недостаток огня (затухание) есть избыток многообразия.
С этой точки зрения ‑ избыточности одного, влекущего недостаток другого – избыток желания, когда сердце диктует человеку его действия, есть недостаток души, вернее, дисбаланс в душе, подавление разума, однобокость души.
86. [116]__ __ 38.
«[Большинство божественных дел] ускользает от понимания благодаря неверию».
«Божественные дела» ‑ это законы космоса, законы мироустройства, которые выше всего. Они ускользают от понимания, т.е. от познания, стремления следовать им, соотносить себя и свою жизнь с законами, которые выше индивидуальных человеческих желаний. Неверие в данном случае – это неверие в силу Закона, который требует познания.
|
|
87. [117] __ de aud. 7 p. 41 A..
«Неразумный человек способен увлечься любым учением».
Один из главных пороков, с которым не может примириться Гераклит, — это невежество во всей своей многоликости.
Действующий не по разуму человек – легковерен, через чур доверчив, «способен увлечься любым учением» ‑ увлечься, но не понять его, не разумно его обосновать (даже если это учение не твое, а чужое) или разумно его отрицать.
88. [78] __ consad Apoll. 10 p. 106 E.
«Одно и то же в нас—живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это».
В данный момент становления присутствует противоположное: живое в своем становлении уже включает мертвое, так как в процессе изменения живое приближается в каждый миг к неживому, т.е. к своему концу как живого. Живое есть соединение бодрствования и сна; и т.д. Изменение есть процесс превращения в свою противоположность, взаимопереход противоположностей.
89. [95] __ de superst. 3 p. 166 с.