«На огонь обменивается все, и огонь — на все, как на золото — товары и на товары — золото».
Из огня как источника все проистекает, и в огонь все (на стадии «возгорания») опять превращается. Огонь как источник всего присутствует во всем, а потому огонь может быть рассмотрен как эквивалент всего. Золото, в отличие от огня, во всем, что обменивается, напротив, не присутствует, но к нему может быть приравнено всё как эквиваленту обмена. Золото объединяет и определяет круговорот товаров. По аналогии с золотом огонь объединяет круговорот превращения стихий.
91. [41. 40] __ __ 18 р. 392 В.
«В одну и ту же реку нельзя войти дважды [по Гераклиту, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена] рассеивает и снова собирает ее, [а лучше сказать не снова и не после, но одновременно] она [образуется и погибает] приближается и удаляется».
Марк Аврелий, римский император и философ (121-180 гг. н.э.) писал: «Время есть река возникающего и стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое» [Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика. С.294].
|
|
Неуловимость настоящего времени, этой загадочной точки между прошлым и будущим в мировом потоке изменчивости, волновала и волнует человеческую мысль. Мы не может дважды оказаться в одном и том же моменте настоящего, не можем «дважды войти в одну и ту же реку», потому что «всё течет, всё изменяется…»
Аргентинский писатель Х.Л.Борхес (1899-1986) в новелле «Время» замечает, что «мы и поныне ощущаем то древнее смущение, которое когда-то поразило Гераклита. … Почему никто никогда не войдет дважды в одну и ту же реку? Во-первых, потому что воды реки текучи. Во-вторых — и это метафизически затрагивает нас, пробуждая что-то вроде священного ужаса, — потому что мы сами подобны реке, мы также текучи… Время — дар вечности. Вечность позволяет нам жить в последовательностях. У нас есть дни и ночи, часы и минуты, у нас есть память, есть сиюминутные ощущения, и, наконец, у нас есть будущее, будущее, которого мы еще не знаем, но предчувствуем или боимся. Время — река, текущая к нам от своего непостижимого начала, из прошлого в будущее – и это нам понятно. … В нашем жизненном опыте время всегда подобно реке Гераклита…» [ Борхес Х.Л. Собр. соч.: в 4 т. СПб., 2005. Т.3. С.543-544].
Тему времени-потока Борхес продолжает в одном из своих стихотворений:
«Мы – время. Мы – живое воплощенье
той Гераклитовой старинной фразы.
Мы – капли, а не твердые алмазы.
Мы – влага не затона, а теченья.
Мы – воды с мимолетными чертами
|
|
эфесца, к ним припавшего. Движенье
колышет и меняет отраженья
на глади, переменчивой, как пламя.
Мы – реки, что дорогою заветной
бегут к морям. Потемки беспросветны.
Минует все. Ничто не повторится
Своей монеты память не чеканит.
Но что-то потайное в нас не канет,
и что-то плачущее не смирится»
[ Борхес Х.Л. Словно реки /Борхес Х.Л., т.4. С.265].
«Течение времени», «поток времени» ‑ субстанциональные метафоры, выражающие качественное свойство времени. Именно такое переживание времени соответствует «здравому смыслу» человека: события или имеют место теперь, в настоящий момент или представляются как прошлые либо будущие. На бытовом уровне и в поэтическом языке этот образ берет свое начало, по-видимому, в клепсидрах, водяных часах. Знаменитые «Мягкие часы» Сальвадора Дали растягиваются, стекают по капле в углу стола ‑ такая своеобразная живописная метафора идеи текучести.
Философский образ-понятие времени-реки, времени-потока изменчивости всего во времени эхом откликается в поэтических отражениях: в русской традиции – это Г.Державин, введший формулу «река времён»:
«Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы».
У О.Э.Мандельштама, который любил «гераклитовы метафоры», появляется образ сухой реки:
«… В сухой реке пустой челнок плывет,
Среди кузнечиков беспамятствует слово»
(«Ласточка», 1920).
Тревожащий и пугающий образ беспамятства – пустой челнок по сухой реке. Иногда «вóды» реки времени Мандельштам сравнивает с сухими листьями:
«… И лодка, волнами шурша,
Как листьями...»
(«Как тень внезапных облаков...», 1910).
Таким образом, сухая река — это и река времени, и река забвения Лета (тоже сухая, лишающая памяти).
У последнего из классиков поэзии ХХ века И.Бродского «река времен» безмолвна, холодна и покрыта ледяным панцирем.
Время бесконечно, но в вечности времени конечно отдельное, например, жизнь. Для Гераклита животворящей силой был огонь – «то затухающий, то воспламеняющийся вновь». Душа, отделяясь от источников животворящего и вселенского огня, «мгновенно проявляет склонность превращаться во влагу». Это значит, что для Гераклита смерть души есть сама вода. Философская метафора или образ-понятие «река времени» включает трагическую ноту ухода, утраты, безвозвратности.
Образ реки с ее меняющимися водами как образ всеобщей изменчивости, временности обращен не только к внешнему по отношению человека миру, но и к осознанию самой текучести Бытия. Наше сознание не может абстрагироваться от времени, поскольку само представляет переход от одного состояния к другому, т.е. сознание есть последовательность или время.
Одна из ведущих для философии метафор, предложенная американским философом У.Джемсом, ‑ сознание как поток [См.: Джемс У. Поток сознания // Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. ‑ С. 56-80]. Каждое состояние сознания является частью личного сознания; в границах личного сознания его состояния изменчивы и всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений. Т.е., пишет Джемс, в сознании происходят непрерывные перемены: ни одно раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко. Движение мысли настолько стремительно, что почти всегда приводит нас к какому-либо заключению еще до того, как мы успеваем затормозить мысль. Конечно, мысль можно приостановить, но тогда она прекращает быть сама собой... Сознание не выглядит разделанным на кусочки... Оно также и не представляет собой какую-либо однородность: оно течет. Поэтому вряд ли подходящей для сознания будет метафора «цепь (или ряд) психических явлений». Всего естественнее к нему применить, считает Джемс,метафору «река» или «поток».
|
|
92. [12] __ de Pyth. or. 6 p. 397 A.