Глава 3. Характеристика иных административно-правовых средств обеспечения безопасности дорожного движения

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

 

Метод убеждения является специфическим методом административно-правового регулирования. Под методом убеждения понимается система мер правового и неправового характера, проводимых государственными и общественными организациями, что проявляется в осуществлении воспитательных, разъяснительных и поощрительных методов, направленных на формирование у граждан понимания необходимости четкого выполнения законов и других нормативных актов[44].

Можно выделить ряд признаков, характеризующих правовую природу убеждения:

- данный метод состоит в возможности выбора варианта поведения из предложенных законодателем;

- данный метод направлен на то, чтобы граждане сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти;

- данный метод предполагает воздействие на сознание, эмоции, создание заинтересованности;

- граждане добровольно подчиняются юридическим актам, если понимают цели и задачи властной деятельности, одобряют их;

- эффективность убеждения может быть оценена по результатам применения или неприменения субъектами права (подвластными) правовых норм;

- метод убеждения реализуется путем применения обучения, пропаганды, агитации, разъяснения, публичных слушаний, диспутов и т.д.[45]

Основным методом борьбы с правонарушениями в сфере дорожного движения является метод принуждения. Однако и метод убеждения применяется для профилактики правонарушений в указанной сфере, что объясняется в первую очередь преимущественно публичным характером административных правоотношений.

Необходимо отметить, что предупредительные меры в рамках метода убеждения всегда тесным образом связаны с принудительными методами воздействия на поведение участников правоотношений. Поэтому, с одной стороны, такие непопулярные меры как ужесточение административной ответственности в области дорожного движения приносят свои положительные результаты, ибо принуждают автолюбителей соблюдать ПДД, пусть и под страхом сурового наказания. Однако следует добиться соблюдения норм права не только ввиду ужесточения административных санкций, а именно благодаря правовой культуре участников дорожного движения[46].

Основным способом реализации мер убеждения к участникам дорожного движения является профилактика дорожно-транспортных происшествий.

Профилактика дорожно-транспортных происшествий является комплексной задачей как государственных и муниципальных органов, так и институтов гражданского общества, основная цель которой - предупреждение и предотвращение нарушений ПДД, а также формирование устойчивого правомерного поведения в рассматриваемой сфере. Основное решение данной задачи принадлежит, конечно же, ГИБДД. Важным средством профилактики является правовое воспитание и правовая пропаганда.

Пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой целенаправленную деятельность, которая направлена на распространение информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и включает комплекс мер направленных на разъяснение законодательства и иных нормативных актов, устанавливающих поведение участников дорожного движения.

На сегодняшний день можно с уверенность сказать, что почти каждый гражданин или лицо, находящееся на территории России, обладает статусом «участник дорожного движения». Многие люди когда-либо сталкивались с дорожно-транспортными происшествиями, то есть являлись либо очевидцами случившегося, либо непосредственно участниками таких происшествий. Однако, как показывает опыт и статистика, человек редко принимает во внимание такие вещи, так как многие водители и пешеходы, которые тоже могут быть виновниками и пострадавшими в ДТП, в силу привычности и регулярности совершении несчастных случаев относятся к ним безразлично. Для значительного числа участников дорожного движения характерна неустойчивость социальной установки, тем самым они утрачивают мотив и волю к соблюдению ПДД, так как не имеют представление о серьезных негативных последствиях подобной модели противоправного поведения. Это в значительной мере снижает эффективность реализуемых государством программ по снижению уровня аварийности на дорогах страны[47]. Массовость нарушений ПДД, в результате которых и наступают ДТП, свидетельствует о том, что существующая система государственного и общественного воздействия не оказывает влияние на сознание участников дорожного движения, она недостаточно эффективна. В современной российской политике предупреждения нарушений ПДД виктимологическая профилактика является одним из ключевых направлений[48].

Применение административных методов предупреждения несчастных случаев на дороге в целом является эффективным способом, однако в результате массового нарушения ПДД, такие методы уже не оказывают существенного влияния на общество, именно по этой причине они во многом исчерпали себя. Именно поэтому необходимо выработать методы, непосредственно влияющие на формирование правосознания участников дорожного движения, то есть заинтересовать соблюдать ПДД и сократить уровень ДТП. При этом необходимо учесть ряд психофизиологических факторов, таких как низкий уровень либо отсутствие способности оценить окружающую ситуацию во время движения, а следовательно, и спрогнозировать возможность возникновения несчастных случаев; отсутствие представления о влиянии внешних факторов во время движения, например, расположение дорожных знаков, состояние дороги, движение пешеходов, сигналы светофоров, разметка на дороге и так далее; неспособность водителей оперативно и заблаговременно принимать правильные и рациональные решения; низкий уровень чувства опасности среди пешеходов; правовой нигилизм и игнорирование ПДД всеми участниками дорожного движения и прочие. Эти факторы можно перечислять до бесконечности, так как они имеют как объективный, так и субъективный характер. Именно поэтому для предотвращения большей части из них необходимо оказывать существенное влияние на общественное сознание. Этого можно добиться, реализуя следующие задачи: способствовать глубокому пониманию и осознанию каждым лицом наличия существенной опасности в обеспечении дорожного движения, то есть разрешение стереотипов, иллюзии вседозволенности, которые мешают формированию у участников дорожного движения правильного поведения на дорогах и вблизи нее; стремиться к пониманию каждым человеком причин, по которым могут возникнуть те или иные правонарушения; достичь среди участников дорожного движения твердой уверенности в том, что при осознанном, правильном соблюдении ПДД можно снизить уровень вероятности ДТП; а также сформировать высокий уровень правосознания среди пешеходов и водителей с целью закрепления желания в правомерности своего поведения в сфере дорожного движения, посредством проведения пропагандистских организаций и мероприятий.

Формирование правового поведения людей в сфере дорожного движения возможно при использовании пропагандистских мер с учетом возрастной и социальной составляющей общества. Важно отметить, что проведение подобных мероприятий должно реализовываться не только среди пешеходов и водителей, но, а также среди подрастающего поколения, так как они, прежде всего, в будущем, да и в настоящий момент являются участниками дорожного движения, которые могут быть как виновниками, так и пострадавшими в ДТП. Как показывает практика, то, чему научится человек в раннем возрасте, тем он и будет руководствоваться в своей дальнейшей жизни. Таким образом, можно сделать вывод о том, насколько важно и необходимо проведение пропагандистских мероприятий по предотвращению ДТП на основе наглядной демонстрации в виде рекламы.

Применяя на практике пропагандистские меры, касающиеся дорожного движения, необходимо учитывать уровень их воспитательного воздействия на формирование правового сознания и убеждения в соблюдении ПДД. Именно поэтому необходимо регулярно и своевременно измерять динамику общественного мнения о деятельности лиц, организующих безопасность дорожного движения. Ведь зачастую от сформированной гражданской позиции, а также сложившегося уровня доверия населения к сотрудникам ГИБДД, можно говорить о причинах, по которым гражданами соблюдаются или не соблюдаются ПДД.

Одним из способов воздействия на сознание участников дорожного движения является социальная реклама. Ее основная цель - пропаганда, наглядная иллюстрация либо призыв к совершению, несовершению или воздержанию от каких-либо действий, распространение необходимых знаний по обеспечению безопасности дорожного движения и предотвращению ДТП. Данная цель может быть достигнута посредством реализации задач социальной рекламы, к которым относятся:

- формирование общественного мнения;

- привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни;

- формирование новых поведенческих установок;

- создание положительного имиджа й;???

- формирование позитивного отношения к государственным структурам;

- укрепление социально значимых институтов гражданского общества;

- формирование новых типов общественных отношений;

- изменение поведенческой модели общества[49].

Внешним выражением социальной рекламы становятся билборды, видеоролики, цитаты и мотивирующие высказывания, касающиеся соблюдения ПДД. На различных радиостанциях вещаются такие программы, как «Вместе за безопасность», «Формула безопасности». Для младшего поколения на телеканале «Карусель» транслируются такие телепрограммы как «Перекресток», «Семья Светофоровых», «Проспект знаний».

Применение на практике вышеперечисленных видов социальной рекламы можно считать наглядной демонстрацией уровня важности, внимания и заботы о людях разного возраста со стороны органов государственной власти при обеспечении безопасности на дорогах.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что социальная реклама в виде телепередач, плакатов, баннеров оказывает положительное влияние на участников дорожного движения, то есть они начинают задумываться о своей безопасности, безопасности своих близких, а также окружающих лиц, так как человек понимает, что на него возлагается своего рода ответственность за свою жизнь и жизнь других.

Наиболее эффективна и популярна реклама, связанная с демонстрацией и информационным посылом о негативных последствиях в виде несчастных случаев. При этом рекламы, выполненные в виде длинных текстов, с пустыми цифрами не оказывают существенного влияния на большинство водителей и пешеходов. Исходя из этого можно сделать вывод, какой должна быть социальная реклама, которая бы повлияла на сознание участников дорожного движения. и у них не было бы желания нарушать ПДД, следствием которых является ДТП. Она должна быть ясной, простой и лаконичной, с яркой демонстрационной картинкой, в тоже время не должна отвлекать водителя во время управления транспортным средством, поэтому надписей должно быть, как можно меньше, то есть это должен быть тезис или же запоминающее высказывание, которое может заинтересовать ребенка и взрослого. Также стоит использовать рисунки, которые захочется остановиться, посмотреть и запомнить.

Роль социальной рекламы в предотвращении ДТП весьма значима. Это очевидно как для органов государственной власти, так и для сотрудников ГИБДД, которые понимают, что информация, получаемая из сети «Интернет» оказывает на людей существенное влияние, именно поэтому использование рекламы является наиболее эффективным способом демонстрации того как необходимо вести себя на дороге, чтобы избежать ДТП. На сегодняшний день реклама, пропагандирующая безопасность дорожного движения, должна занимать весомое место в жизни общества и использоваться во всех видах средств массовой информации: телевидения, радио, печатных СМИ, баннеров, видеоэкранов в местах массового скопления и пребывания граждан[50].

Использование социальной рекламы необходимо для того, чтобы показать важность соблюдения ПДД. Проезжая мимо билбордов водитель, а также пассажир может задуматься о своей жизни: пристегнет ремень безопасности, снизит скорость, уступит дорогу, пропустит пешехода на переходе. Каждый хочет жить, и никто не горит желанием отдать свою жизнь ради одной ошибки. Именно для этого в сфере профилактики ДТП используются социальные рекламы, суть которых заключается в том, чтобы на простом и понятном языке объяснить участникам дорожного движения, почему важно соблюдать ПДД, какие последствия могут наступить, если относиться к ним халатно и не принимать во внимание.

Роль социальной рекламы − показать людям, как можно избежать печальных исходов, если просто соблюдать элементарные правила дорожного движения.

К элементам повышения эффективности обеспечения безопасности дорожного движения следует также отнести использование ресурса общественных формирований правоохранительной направленности. Данные объединения граждан, действуя на основе правовых норм, не только оказывают содействие в выявлении и пресечении нарушений ПДД, но и принимают активное участие в пропаганде безопасности дорожного движения, популяризации предупредительных мер, участвуют в обсуждении значимых правовых актов в сфере дорожного движения.

На международном уровне и в большинстве экономически развитых государств для решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения достаточно активно работают множественные негосударственные организации (ассоциации, федерации, союзы). Отдельное место в обеспечении безопасности дорожного движения играют детские и молодежные организации и объединения. Они успешно существуют, к примеру, в Германии - «Дошкольные парламенты», в Дании, Норвегии и Швеции - «Детские клубы дорожного движения». В РОССИИ – ДВИЖЕНИЕ «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ЮИД»и т.д.

Проводимые в последние годы исследования в самых различных группах детей и молодежи показывают, что современные дети и подростки активно стремятся к объединению, признанию их роли в обществе[51]. Рост активности юных граждан России третьего тысячелетия подтверждается ежедневными акциями, флеш-мобами, конкурсами, соревнованиями.

Также, реализуя административно-правовые средства убеждения в сфере безопасности дорожного движения, осуществляется сотрудничество с различными общественными организациями, объединяющими образовательные учреждения.

Гражданское общество - не политическая структура, но в его рамках действуют общественные объединения, выражающие политические интересы различных индивидов и социальных групп. Типичным примером такого рода структур являются политические партии.

Политические партии при взаимодействии с ГИБДД объединяют свои усилия и направляют их на повышение правового сознания граждан, на соблюдение законности, как со стороны граждан, так и со стороны сотрудников ГИБДД. Их взаимодействие возможно путем участия в разработке и рассмотрении федеральных и региональных программ, концепций, инициатив граждан, планов по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

В эпоху информационного развития, когда средства коммуникации, передачи и обмена информации не стоят на месте особое внимание как со стороны государства, так и со стороны общественности уделяется сети интернет. Сегодня ГИБДД повсеместно переходит на уровень передачи информации о нарушениях ПДД через коммуникативные сети передачи информации. Нельзя недооценивать роль блогеров, которые активно комментируют и пропагандируют соблюдение ПДД через интернет, собирая тысячные просмотры, их целью становятся не только нарушения на дорогах, но и любые другие резонансные и общественно значимые проблемы в данной сфере. Руководитель движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов сообщает: «Мы пытаемся уйти в форму социального порицания и наклейки из бумажных превратить в электронные, чтобы обозначать рейтингами тех людей, которые наплевательски относятся к окружающим, регионы, которые хуже всего реагируют на обращения своих граждан. Вся эта информация к нам стекается, а мы просто становимся агрегатором, который будет этой информацией делиться с новостными агентствами и обычными гражданами в удобных форматах». Новое направление чем-то напоминает известную платформу Change.org - все желающие могут отправить туда петицию, которая будет рассмотрена при наличии необходимого количества голосов.

В том числе, видеоролики на YouTube снятые активистами набирают миллионы просмотров. Самые громкие скандалы связаны со знаменитостями, чиновниками и их родственниками. Участником одного из них стал известный гимнаст Алексей Немов, припарковавший свой внедорожник во втором ряду в центре Москвы. Члены движения «СтопХам» тут же стали приклеивать на машину наклейку «Мне плевать на всех - паркуюсь как хочу», тот же пример можно привести в отношении актера, народного артиста Михаила Боярского.

Прекрасно зарекомендовали себя Всероссийские интернет-уроки по безопасности дорожного движения созданные с поддержкой ГИБДД. К таким видеороликам, например, относятся «Основы безопасного поведения на дороге», «Комплексный подход в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» и др.

Одной из административно-правовых норм для пропаганды безопасности дорожного движения, привлечения общественности в общую проблему человечества, а также отслеживания правонарушений в области дорожного движения используют социальные сети, такие как «Вконтакте», «Одноклассники», «Instagram» и др. В сети «Вконтакте» создаются группы или сообщества под соответствующим названием, на общественных началах. В данных группах размещаются видеоролики с правонарушениями, действиями водителей, должностных лиц ГИБДД и социальной рекламой, также фотографии с проводимых мероприятий, новости, предстоящие мероприятия, разъяснения положений нормативно-правовых актов в области дорожного движения. В сети «Instagram» публикуются видеоролики, которые поступают от очевидцев правонарушений, размещается информация и новости в данной сфере. Как показывает статистика, данный вид информирования граждан является самым актуальным и популярным, что не позволит оставить опубликованные новости без внимания.

Таким образом, в настоящее время к актуальным мерам, направленным на снижение аварийности и выполнение указаний первых лиц страны, можно предложить следующее:

1) донести до сознания водителей и других участников дорожного движения понимания того, что безопасность дорожного движения является проблемой не только государства, но и общества в целом. Помимо социальной рекламы в СМИ, необходимо в дошкольных и образовательных учреждениях увеличить количество практических занятий по обеспечению безопасности дорожного движения в реальных уличных условиях, показывая значимость всей опасности дорожных происшествий. В решении проблемы безопасности дорожного движения должны принимать участие: государственные органы, структуры и ведомства, хозяйствующие субъекты, граждане участники дорожного движения. Проблема безопасности дорожного движения должна пропагандироваться не только государственными органами, но и общественными организациями. Хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом, с учетом проводимой профилактической работы, должен анализировать работу каждого водителя и по итогу годовой работы проводить допуск к управлению служебным автотранспортом, применяя поощрительные меры за отсутствие нарушений ПДД и безаварийное управление. На рабочих собраниях в организациях и предприятиях, не имеющих в эксплуатации автомобильный транспорт в обязательном порядке проводить разъяснительную работу с персоналом по теме «Безопасность дорожного движения», информацию о проведенных мероприятиях размещать на имеющихся информационных ресурсах.

Решение проблемы безопасности дорожного движения необходимо выдвинуть как одну из главных и сделать ее всеобщей. Для ее решения необходимо централизовать управление со стороны государственных органов, а не распределять проблемы между различными ведомствами. Принимая меры надо учитывать, что автопарк в стране увеличивается, и поэтому должно быть равное соотношение мер и проблем;

2) посредством социальной рекламы пропагандировать не только наступление общественно опасных последствий ДТП, но и культура безопасности дорожного движения должна быть в основе профилактической работы среди участников дорожного движения, стать одним из важнейших направлений в государственной пропаганде. Для достижения поставленных целей необходимо создание в средствах массовой информации цикла специальных программ, подготовленных с использованием психологического и педагогического воздействия. Надо понимать, что в данной работе основной акцент должен быть сделан на понимании участниками дорожного движения личной заинтересованности в решении возникшей проблемы безопасности дорожного движения, необходимость культуры вождения, взаимоуважительного и дисциплинированного поведения между участниками дорожного движения, добрых советов, примеров образцового поведения от сотрудников Госавтоинспекции и самих участников дорожного движения; образец поведения должен преобладать и в рекламе на дорогах;

3) первоочередной задачей является необходимость концентрирования усилий на решении наиболее острых проблем – это устранение первопричин. Необходимо переработать подход к предоставлению права управления транспортными средствами. Предоставленные гражданину права и свободы в области управления транспортным средством не могут быть безграничными, так как они затрагивают права и свободы других граждан и могут представлять реальную угрозу для их жизни и здоровья. Право на управление транспортным средством необходимо предоставлять гражданину не только учитывая его состояние здоровья, технику вождения, но необходимо изучить его психологические особенности личности, способность реагировать в разных стрессовых ситуациях, осознание гражданина, что он водитель, лицо управляющее источником повышенной опасности. Поэтому, прежде чем давать право управлять транспортным средством надо убедиться, что гражданин не способен угрожать благополучию и безопасности других участников дорожного движения.

В порядке выполнения контрольных функций обратить особое внимание на автошколы, предоставляющие услуги по обучению водителей в наиболее короткие сроки, в целях исключения формального подхода к обучению. Развивать опыт приема экзамена по управлению транспортными средствами с использованием автодромов работающих в автоматическом режиме с последующим обязательным применением;

4) для большинства владельцев транспортных средств любовь к своему «железному коню» и нежелание повредить его и не понести материальные затраты преобладает, поэтому со стороны пропаганды важно усилить актуализацию мотива материальной выгоды и самосохранения;

5) пересмотреть организацию дорожного движения на отдельных участках дорог и улиц, сократить, где возможно, зоны действия запрещающих знаков;

6) уделить особое внимание местам проведения дорожных ремонтных работ: своевременный перенос и съем временных знаков.

В связи с развитием в современных условиях информационных технологий необходимо использовать их возможности и внедрить в практическую деятельность для повышения безопасности дорожного движения.

Для эффективного решения проблем, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, необходимо создание единой организационно-правовой системы профилактики и предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Сущность указанных мер заключается в том, чтобы убедить, а при необходимости принудить, опираясь на силу государственной власти, всех участников дорожного движения соблюдать требования правовых норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Полагаем, что такая система позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к сокращению числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации, а также сформировать предпосылки для достижения стратегических целей снижения дорожно-транспортного травматизма на перспективу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: