Психическое развитие ребенка. На первом году жизни (период младенчества)

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ (ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА)

§ 1. Переход от внутриутробной к внеутробной жизни.

Период новорожденности

Во время утробного периода развития ребенок неразрывно связан с организмом матери. Все его жизненные функции: питание, дыхание, приспособление к температурным изменениям и т. п. — осуществляются через организм матери.

Рождение ребенка представляет собой качественный скачок, с которого начинается переход к новому, социальному типу развития.

Прежде всего происходит отделение ребенка от организма матери и переход к совершенно новым условиям жизни. Существенно меняются физические условия: в момент рождения ребенок сразу попадает в воздушную среду и меняет тип своего дыхания; он попадает в более холодную среду и меняет характер приспособления к температурным влияниям; попадая в среду солнечного света и изменчивой освещенности, он должен приспособиться к их влиянию; наконец, ребенок меняет тип своего питания. Переходя от плацентарного питания к оральному (от питания, поступающего через плаценту непосредственно в кровь, к питанию через рот и желудочно-кишечный тракт).

Ребенок человека рождается совершенно беспомощным, наиболее беспомощным по сравнению с детенышами высокоразвитых животных. К моменту рождения он обладает лишь некоторыми наследственно закрепленными механизмами, безусловными рефлексами, облегчающими приспособление к новым условиям жизни.

В наибольшей мере к рождению складывается система пищевых рефлексов. К этому времени в основном готов механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов, которые легко вызываются у новорожденного прикосновением к углам губ и слизистой оболочке языка. Во время сосания ребенком материнской груди все остальные его движения задерживаются, тормозятся. М. П. Денисова и Н. Л. Фигурин [42], с особой тщательностью исследовавшие новорожденных, называют это реакцией «пищевого сосредоточения».

По терминологии И. П. Павлова, здесь имеет место безусловный рефлекс, который выражается в наилучшей установке воспринимающего органа на раздражитель, полном или частичном торможении других движений и приведении в действие механизма сосания.

Прирожденными являются и некоторые реакции с лабиринта. При покачивании ребенка он прекращает крик и его движения задерживаются. Издавна введенные человеком соска и люлька используются благодаря пищевому и лабиринтному «сосредоточению» для успокоения ребенка, т. е. для торможения его криков и двигательного беспокойства.

К моменту рождения функционально готовы и некоторые механизмы глаза и уха. Имеется ряд защитных и ориентировочных рефлексов: зрачковый рефлекс, зажмуривание при сильном свете, поворачивание головы и глаз к свету, вздрагивание при резком и сильном звуке и т. п. Однако ни зрительного, ни слухового сосредоточения у новорожденного еще нет; оно образуется несколько позднее.

Но всех этих наследственных механизмов совершенно недостаточно для приспособления к новым условиям внеутробного существования. Если бы ухаживающие за новорожденным взрослые не принимали необходимых мер, то жизнь ребенка постоянно находилась бы в опасности. Так, в первые дни жизни ребенок теряет в весе. Это продолжается в течение 9—12 дней, после чего начинается нормальный прирост веса, показывающий, что новорожденный благодаря уходу взрослых приспособился к новым условиям жизни, и прежде всего к новому для него питанию.

Уход за ребенком со стороны взрослых уже с момента рождения выступает как решающее условие его жизни. Физиологическая связь плода и организма матери сменяется связью ребенка с ухаживающими и поддерживающими его жизнь взрослыми, только через взрослых удовлетворяются органические потребности ребенка.

В первый период после рождения жизнь ребенка представляет своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию. Прежде всего это выражается в недифференцированности состояний сна и бодрствования. Около 80% времени суток ребенок проводит во сне. Сон является многофазным и не сконцентрирован в определенные часы. Даже во сне наблюдаются постоянные движения, напоминающие движения во время бодрствования, которые также мало чем отличаются от сна: ребенок, бодрствуя, как бы дремлет.

Изучение младенцев, появившихся до нормального срока окончания беременности, так же как и родившихся после этого срока, показывает, что последние месяцы внутриутробного существования очень близки к первому месяцу внеутробной жизни. Согласно исследованию Н. И. Касаткина и других авторов, образование условных

рефлексов у недоношенных детей возможно приблизительно в те же сроки, что и у детей, родившихся в срок.

Постепенно в течение первого месяца жизни бодрствование ребенка становится более активным, что связано с возникновением в этот период слухового и зрительного ориентировочных безусловных рефлексов, или слухового и зрительного «сосредоточения» (по терминологии Н. Л. Фигурина и М. П. Денисовой [200]). По данным этих авторов, слуховое сосредоточение появляется на 2—3-й неделе жизни и выражается в том, что при звуке звонка или детской трубы ребенок замолкает, прекращаются его движения, он молчит все время, пока продолжается звук. Несколько позднее, на 3—4-й неделе, появляется ориентировочный рефлекс и на голос разговаривающего с ребенком взрослого: ребенок также замолкает, движения его тормозятся. Приблизительно в это же время или несколько позже — в период между тремя и пятью неделями — появляется и зрительное сосредоточение. Оно выражается в более или менее длительном фиксировании предмета глазами и в одновременной задержке движений. Почти одновременно появляется и конвергенция обоих глаз. Зрительное и слуховое сосредоточение составляет важнейшие моменты бодрствования на первом месяце жизни; их появление придает бодрствованию более активный характер.

С появлением зрительного и слухового сосредоточения начинается перестройка двигательной активности ребенка. В первые недели жизни его движения имеют импульсивный и хаотический характер и представляют собой органические отправления. Фиксирование предмета глазами и поворот головы в сторону звука с одновременным торможением хаотических движений являются первыми двигательными актами, носящими характер поведения, т. е. связывающими ребенка с внешней предметной действительностью.

На третьей неделе жизни появляется первый натуральный условный рефлекс на положение ребенка при кормлении, а к концу первого месяца жизни или в начале второго — и первые условные рефлексы на изолированные раздражители.

Вопрос о наличии и содержании психической жизни новорожденного нельзя считать окончательно выясненным. Общее описание психической жизни новорожденного, близкое к истинному, мы находим у И. М. Сеченова: «О среднем члене акта, т. е. о сознательном элементе, у новорожденного не может быть собственно и речи, но ничто не говорит и против того, чтобы возбуждение чувствующих снарядов не отражалось в его сознании ощущениями со всеми основными дифференциальными характерами их, присущими тому или иному чувствующему снаряду (качественные различия боли, света, звука и проч.); ощущения эти не могут, однако, не быть слитными, потому что новорожденный не умеет ни смотреть, ни слушать, ни осязать и проч.» [181, с. 258].

Положение И. М. Сеченова о слитности ощущений новорожденного экспериментально подтверждается тем, что первый натуральный условный рефлекс появляется на комплексный раздражитель, в котором еще не выделены отдельные компоненты.

В конце первого и в начале второго месяца жизни появляются специфические формы реагирования ребенка на ухаживающих за ним взрослых, показывающие выделение им взрослого из окружающей обстановки.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова описали эту новую форму реагирования на взрослого, резко отграничивающую все последующее развитие ребенка от предыдущего. Они назвали ее «комплексом оживления».

«Комплекс оживления» является первой специфической формой реагирования именно на человека. Природа этой реакции выяснена еще недостаточно. Возможно, что она является особым эмоциональным состоянием, возникающим на основе того, что общение ребенка со взрослым часто подкрепляется пищей, прием которой вызывает положительные эмоции. В результате совпадения положительно-эмоционального состояния ребенка с обликом взрослых, ухаживающих за ним, у него появляется положительная эмоционально-двигательная реакция, заключающаяся в улыбке и зрительном сосредоточении на лице человека, наклонившегося над ребенком и разговаривающего с ним, с интенсивными и быстрыми движениями младенца — вскидыванием ручек и перебиранием ножек.

Е. К. Каверина [73], специально изучавшая реакции ребенка на голос человека, указывает, что в период появления ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители никакого различия в реакциях на человека и на другие предметы нет. Положительная эмоциональная реакция именно на лицо человека образуется постепенно. Эту реакцию можно считать начальной формой специфической связи между ребенком и взрослым. Появление этой связи и знаменует собой конец периода новорожденности и начало младенчества.

Необходимо особо подчеркнуть, что положительные эмоциональные реакции, возникающие у ребенка в этот период, непосредственно не связаны с удовлетворением элементарных органических потребностей ребенка. М. Ю. Кистяковская [87] показала, что устранение утомления сном, голодного возбуждения — пищей только снимает отрицательные эмоциональные реакции и тем самым создает предпосылки для возникновения положительных реакций, но само по себе их не порождает. Наоборот, у ребенка, находящегося вследствие неудовлетворения этих потребностей в отрицательном эмоциональном состоянии, можно на некоторое время вызвать положительную реакцию на основе общения с ним взрослого. Положительное эмоциональное реагирование на взрослого, проявляющееся в улыбке и общих оживленных движениях, а

позднее в гулении и смехе, с самого начала связано не с удовлетворением органических потребностей, а является показателем становления новой социальной потребности — потребности в общении.

Таким образом, конец переходного периода новорожденности и начало нового периода младенчества характеризуются: а) возникновением реакций сосредоточения со стороны глаза и уха, означающих начало перестройки двигательной активности ребенка, превращения движений из актов органических отправлений в акты поведения; б) образованием условных рефлексов на отдельные раздражители почти со всех воспринимающих поверхностей; в) появлением положительных эмоциональных реакций на взрослого человека как показателей возникновения новой потребности — потребности общения со взрослым, лежащей в основе всего дальнейшего психического развития ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: