Некоторые естественные науки
Физика изучает наиболее общие свойства материи и формы ее движения (механическую, тепловую, электромагнитную, атомную, ядерную) и имеет много видов и разделов (общая, теоретическая, ядерная, молекулярная и т.д.).
Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Она изучает химическую форму движения материи и делится на органическую и неорганическую, физическую, аналитическую, коллоидную и т.д.
Астрономия — наука о Вселенной. Она изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие. Важнейшие разделы астрономии на сегодняшний день превратились в самостоятельные науки — космология и космогония.
Биология относится к наукам о живой природе, это учение о жизни. Она является самой разветвленной наукой (зоология, ботаника, экология, генетика, цитология и др.).
Геология относится к наукам о Земле. Она изучает историю Земли, ее внутреннее строение, процессы образования осадочных и магматических горных пород и. т.д.
Основными элементами научного знания являются:
· твердо установленные факты;
· закономерности, обобщающие группы фактов;
· теории, представляющие собой системы закономерностей, описывающих некий фрагмент реальности;
· научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности.
Знания, накопленные людьми, имеют три уровня: обыденный, эмпирический (опытный) и теоретический. Различаются эмпирический и теоретический уровни познания и по объектам исследования. Проводя исследование на эмпирическом уровне, ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно идеализированными объектами (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело и пр.). Все это обуславливает и существенную разницу в применяемых методах исследования. Для эмпирического уровня характерны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и т.д. Теория же пользуется аксиоматическим методом, системным, математическим моделированием и т.д.
Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов — первичное эмпирическое обобщение — обнаружение отклоняющихся от правил фактов — изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения — логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы превращает ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной.
Результатом научной деятельности являются научные знания, которые, в зависимости от содержания и применения, подразделяются на:
фактологические — набор систематизированных фактов объективной действительности;
теоретические (фундаментальные) — теории, объясняющие процессы, происходящие в объективной реальности;
технико-прикладные (технологии) — знания о практическом применении полученных знаний;
практически прикладные (праксеологические) — знания об экономическом эффекте, получаемом в результате применения научных достижений.
Формами научного знания являются: научные понятия, программы, типологии, классификации, гипотезы, теории.
Метод науки –— способ изучения реальной действительности, общие, необходимые принципы, на которых базируется данная наука.
Методика — путь исследования, теория, учение.
Теоретическое знание — основная форма знания, в котором собраны фундаментальные сведения об изучаемом объекте.
Фактологическое знание — эта форма присуща любому виду знаний и не является научной. Его цель — описание форм проявления объектов такими, какими они предстают в чувственном восприятии, а также их классификация и систематизация по определенным признакам.
Эмпиризм (от греч. ”emperia” — опыт) — направление, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, наиболее достоверным.
Гипотеза — «мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума».
Структура, методы и принципы научного исследования:
Практический факт (упало яблоко) → эмпирический предмет исследования (абстрагирование) → наблюдение (телескоп, микроскоп, радиотелескоп) → эксперимент (мысленный, реальный, модельный) → эмпирическое обобщение (представление, индукция) → теоретический предмет исследования (анализ) → обзор → гипотеза (индукция) → формула (математическое моделирование) → теория (дискуссия) → следствия (дедукция) → эмпирическая проверка (верификация, фальсификация) → Ad hoc гипотезы (Ad hoc – специальный, установленный для данной цели) → научный закон (синтез) → новые факты → новые эксперименты → новая теория → изменение парадигмы → научная революция.