Классификация научных теорий
Научная теория и ее структура
Научная теория – знания, имеющие определенную научную форму и содержащие методы объяснения и предсказания в некоторой предметной области. Это наиболее сложная форма достоверного научного знания, целостная система утверждений и доказательств.
Описание структуры научной теории можно проводить с содержательной и формальной стороны.
С содержательной стороны теория состоит из эмпирического базиса (экспериментальных фактов, требующих теоретического обобщения), логического аппарата теории (правил логического вывода и доказательства для эмпирических фактов), собственно теории (выведенные из теории утверждения с их доказательствами).
С формальной точки зрения теория представляет собой множество допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих объект теории.
Можно выделить собственные основания теории — исходные термины и предложения теории, которые логически обусловливают остальные ее термины и предложения, а также вспомогательные основания теории, которые служат для ее построения и обоснования, решения ее прикладных и теоретических задач.
|
|
Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию.
Ученые–науковеды обычно выделяют три типа научных теорий.
К первому типу относятся описательные (эмпирические) теории: эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные современные психологические теории, традиционные лингвистические теории и т. д. На основании многочисленных опытных (эмпирических) данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений.
Второй тип теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный. К этому типу теорий относятся логические теории, теории из области теоретической физики.
Третий тип – дедуктивные теоретические системы. Исходная основа таких теорий формулируется в их начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы.
Возникновение научных теорий неразрывно связано с процессами идеализации и абстрагирования.
Абстрагирование — мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые несущественны для данной теории.
Идеализация — мысленное выделение какого-либо одного, важного для данной теории свойства или отношения. Необходимость идеализации обусловлена стремлением исключить из рассмотрения различного рода побочные факторы, представить исследуемые процессы в чистом виде. Так возникают понятия «абсолютно черное тело», «абсолютно упругая среда» и т.д.
|
|
Метод — это совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.
Все научные методы можно условно разделить на две группы: общие и особенные. Общие методы позволяют связывать воедино все стороны процесса познания. К ним относят метод восхождения от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического и т.д. Особенные методы касаются только одной стороны изучаемого предмета. Это наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, измерение, сравнение.
1. Наблюдение — целенаправленный процесс восприятия предметов действительности.
2. Эксперимент — метод исследования, при котором явления действительности изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
3. Аналогия — метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-то одного объекта на другой, менее изученный.
4. Моделирование — изучение объектов посредством их моделей. Применяется когда объект недоступен для непосредственного изучения.
5. Анализ — метод, в основу которого положена процедура мыслительного или реального расчленения предмета на составные части. Обычно является начальной стадией любого исследования.
6. Синтез — метод, основанный на соединении различных элементов предмета в систему.
7. Индукция — метод, при котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).
8. Дедукция — метод, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам (следствиям). Метод дедукции не дает содержательно нового знания, но позволяет логически развернуть систему положений на базе исходного знания. Применяется для выявления конкретного содержания общих посылок.
9. Измерение — это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения.
10. Частные методы — это специальные методы, применяемые в пределах отдельных отраслей наук. Возможно применение частных методов в смежных науках, например, методов физики в химии, биологии и т. д.