ГЛАВА 3. Функции менеджмента
Ситуационный подход
Определение переменных и их влияние на эффективность организации – основной вклад ситуационного подхода -является логическим продолжением теории систем. Центральный момент ситуационного подхода - ситуация.
Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя данный метод, руководители могут лучше понять какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить значимые ситуации и их влияние на эффективность организации.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует большое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
|
|
Подводя итог развитию менеджмента можно отметить, что одномерные учения исследуют отдельно работу (задачи), человека, администрирование и т.д.
А синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации (школа социальных систем, системный подход, ситуационный подход, теории Z и А, Х и Y).
Планирование – одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы.
План - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения, замыслов.
Планирование представляет собой процесс выбора целей организации и решения о том, что следует делать для их достижения.
Рис. 3.1. Организация планирования
Миссией называют большую цель, вызывающую у членов организации состояние устремленности к чему-то.
Существуют цель индивида и цели организации, которые должны находиться в тесном взаимодействии и по возможности совпадать между собой.
Цели организации – это цели общие для всех ее членов. Различают три типа целей: официальные, оперативные, операционные.
Важная характеристика цели – ее достижимость и реалистичность. Цели должны быть понятны, иметь сроки исполнения, при этом они должны мотивировать действия исполнителя.
|
|
Оценка и анализ внешней и внутренней среды является главным элементом процесса планирования.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство оценивает изменения во внешней среде и изучает внешние возможности и опасности, затрудняющие достижение целей организации.
Руководство должно определить внутренние сильные и слабые стороны организации, чтобы эффективно осуществлять планирование. Руководство выбирает стратегию после того, как проведет анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних сильных и слабых сторон и оценит все возможные альтернативы и варианты. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов ориентиров: тактики, политики, процедур и правил.
Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии.
Политика дает общие ориентиры для действий и принятия решений.
Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации.
Управление по целям представляет собой метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения отрицательной реакции людей на контроль.
Планы классифицируют по срокам (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) и по целям (стратегические, тактические, оперативные)
На рис. 3.2. представлена разновидность планов организации. Данная классификация в общем виде характеризует основные направления функционирования организации.
Рис.3.2. Планы в системе управления организацией