Принципы и методы сравнительного менеджмента
Основные подходы к сравнительному менеджменту
Взаимосвязь сравнительного менеджмента с другими дисциплинами
Определение сравнительного менеджмента
Тема 1. Понятие и сущность сравнительного менеджмента
Основные причины интереса исследователей к вопросам сравнительного менеджмента
Интерес исследователей к вопросам сравнительного менеджмента определяется следующими причинами:
1. Все более усиливающимися процессами глобаизации;
2. Возрастающими процессами транснационализации экономической деятельности (появление новых ТНК и расширение деятельности уже существующих с преимущественным выходом на рынки новых стран);
3. Достижениями экономики конкретной страны (экономические, научно-технические, производственные) или проводимыми в ней реформами.
Так, например, в 1950-1960-е гг. возникла концепция универсального менеджмента, а американский менеджмент стал восприниматься как эталон, ибо именно американская экономика в эти годы демонстрировала существенно лучшие результаты, чем любая другая (европейская или японская).
Аналогичным образом экономические и технические достижения Японии 1960-1980-х гг. закономерно увязывались с японской моделью менеджмента, что, в свою очередь, объясняет значительное количество посвященных этой модели публикаций в США и Западной Европе. Исследователей интересовал перенос в экономику западных стран японских организационных форм, их внутрифирменных и межфирменных организационных структур, а также институциональных механизмов.
Интеграционные процессы в Европейском союзе обусловили интерес к европейской модели менеджмента и ее страновым вариациям. Предметом широкой дискуссии стали парадигма евроменеджмента и соотношение конвергентных и дивергентных факторов в процессе европеизации стилей менеджмента в европейских организационных культурах.
Динамичное развитие экономики КНР в конце XX — начале XXI вв. не в последнюю очередь объясняется особенностями китайского менеджмента.
Необходимо отметить, что в последнее время рыночные преобразования в России вызывают интерес западных исследователей и к российской модели менеджмента.
Сравнительный менеджмент — это дисциплина, в которой рассматриваются, сравниваются или сопоставляются различные национальные модели менеджмента. Причем даже в тех исследованиях, которые посвящены модели менеджмента одной страны, сравнительный подход присутствует в неявном виде, ибо с учетом процессов глобализации любое исследование такого рода требует рассмотрения страновой модели менеджмента в общемировом контексте.
Сравнительный менеджмент обладает следующими особенностями:
Во-первых, предметом изучения выступают здесь управленческие отношения в мультинациональной среде. Другими словами предметомсравнительного менеджмента являются национальные модели менеджмента, сходства и различия в которых определяются культурно-институциональными особенностями стран и регионов.
Во-вторых, сравнительные исследования являются ведущим методом. Основной задачей можно назвать стремление понять, как можно организовать работу в мультинациональной среде в условиях взаимодействия различных деловых культур.
Проблемы, исследуемые сравнительным менеджментом, можно разделить на три основных блока:
1. как и каким образом, национальные особенности оказывают влияние на поведение людей внутри фирмы;
2. каким образом представители разных национальностей взаимодействуют внутри фирмы;
3. определить способы принятия решения международным менеджером в мультинациональной среде.
Различие между терминами «управление» и «менеджмент»
Термин «управление» применяется по отношению к любым техническим, биологическим, производственным, социально-экономическим, логическим и другим системам, а «менеджмент» — только по отношению к социально-экономическим и производственным системам, отдельным управляющим, менеджменту (управляющим предприятия) и коллективу в целом.