Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм. активное обучающее взаимодействие учителей и учащихся. При ведущей и направляющей роли учителя обеспечивается полноценное усвоение школьниками знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Обучение— сложный и многогранный процесс отражения в сознании ребенка реальной действительности на основе специально организованной обучающей деятельности, общения и отношения. В него целиком и полностью активно включаются личности педагога и ребенка, одновременно подвергаются интенсивным воспитательным воздействиям. Общение учащихся и процесс обучения основываются на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение детьми реальной действительности. Она актуализирует слово, наполняет его реальным содержанием.
|
|
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Учитель как организатор учебного процесса всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате, к которому он стремится в обучающем взаимодействии с детьми. Помимо общей и главной цели — передачи детям совокупности знани^ умений и навыков, развития умственных сил учащихся — педаго.г постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глу--бокого усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений ил^ц навыков. Наряду с общей и частными задачами в учебном процесс g присутствует и сверхзадача: формирование личности, достижение вь^„ соких воспитательных результатов. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы учителя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы. В учебном процессе цел^, «работает») наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себ е не только педагог, но и дети. Разъяснение целей обучения детям яа.-ляется мощным стимулом их познавательной деятельности.
Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого раз&-вертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников, является содержание социального опыта, усваиваемого детьми. Он и объект передачи, работы учителя, и предмет познания детьми, средство развития умственных сил, и источник образования умени^ и навыков. В содержании проявляется важнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасами общественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь основ в целях обучающего познания. Наука, искусство, другие формы общественного сознания накапливают огромное количество нужной человеку информации. Однако ребенку нет необходимости, да и возможности осваивать ее в полном объеме. Чтобы стать элементом учебного процесса, научная информация должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ее актуальности для жизни в дац-ных конкретных общественно-исторических условиях, развития сущ-ностных сил ребенка и с учетом возможностей ее освоения детьми различных возрастов. Это противоречие преодолевается педагогической наукой, которая опытно-экспериментальным путем устанавливает количество, качество и степень трудности необходимой для школьников информации, возможности ее усвоения и использования каждым ребенком.
|
|
Центральной фигурой, системообразующим началом процесса обучения является учитель — носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. Он приобретает сумму объективных знаний, умений, навыков и в меру личных способностей организует их передачу учащимся. В обучающее взаимодействие с детьми он включает весь свой личный опыт, доступные ему способы мышления, свое сознание, чувства, темперамент, общечеловеческие и специфические педагогические способности. В процессе обучения огромную роль играет весь строй нравственно-эстетического отношения учителя к жизни, окрашивающий учебный процесс в неповторимые тона человеческой индивидуальности. Учитель приводит в движение все внутренние и внешние механизмы процесса обучения: он передает знания, организует и стимулирует познавательную деятельность детей, пробуждает интерес и формирует у них потребность в знаниях.
Главным участником, активнейшим саморазвивающимся субъектом учебного процесса является сам ребенок, учащийся. Он тот самый объект и субъект педагогического познания, ради которого создается процесс обучения, в котором школьник вступает в субъект-объектные отношения с учителем и окружающим миром. В процессе познания в сознании ребенка совершается сложнейший процесс отражения реальной действительности с помощью разнообразных, научно обоснованных методов обучения. В качестве механизмов освоения действительности детьми выступают деятельность и общение.
Процесс обучения, освоения ребенком системы знаний, умений.и навыков подразделяется на неразрывно диалектически взаимосвязанные этапы познания. Первый этап — восприятия-усвоения. На основе восприятия осуществляется осмысление, обеспечивающее понимание и усвоение материала. Второй этап вбирает в себя в обобщенном виде результаты первоначального усвоения и создает основу для углубления познания. Он характеризуется как усвоение-воспроизведение. Мышление неразрывно связано с языком и деятельностью, поэтому углубленное понимание и усвоение содержания образования наступает тогда, когда полученные знания в той или иной форме воспроизводятся учащимися. Восприятие, усвоение и первичное воспроизведение учебного материала создают возможность осуществления третьего важнейшего этапа познания — творческого практического применения знаний. Познавательный процесс достигает полноты и эффективности тогда, когда не только обогащает детей знаниями, умениями и навыками, но и обеспечивает их развитие, социальную активность, реальное участие в общественной практике.
|
|
Эффективность каждого этапа обучения зависит также от активизации включенных в процесс познания психических процессов: ощущения, представления, восприятия, мышления, памяти, чувств, речи, воображения. Недостатками педагогической практики в познавательном процессе являются ограничения каждого этапа: восприятия — пассивной созерцательностью, воспроизведения — упражнением памяти, практического применения — только учебными упражнениями. Между тем законом эффективности обучения на каждом этапе познавательной деятельности детей является всемерная активизация всех психических процессов. Подлинное педагогическое искусство заключается в умении на всех этапах познания привести в движение живую мысль детей, их творческое воображение, память, речь, чувство.
В процессе обучения ребенок не только объект воздействия, но и субъект познания. В познавательной деятельности им движет естественное противоречие между его стремлением к активному участию в жизни, к взрослости, к настоящему делу и отсутствием необходимого для этого жизненного опыта, знаний, умений, навыков, уверенности в себе. Стимулы познавательной деятельности школьников как раз. и связаны прежде всего с возможностью снятия противоречия, удовлетворения жизненных потребностей, интересов, личных стремлений за счет получаемого образования.
Важным элементом учебного познавательного процесса являлся и ученический коллектив как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. В повышении эффективности процесса обучения огромную роль играет подлинная коллективность детей, организованность коллективного познавательного действия. Коллектив как субъект обучения развивается за счет разрешения того же противоречия, что и личность. Оно возникает между стремлением его членов к активному самопроявлению в общественной жизни и нехваткой знаний, умений и навыков, способствующих организации жизнедеятельности и самоутверждению.
Процесс коллективного познания совершается поэтапно. В сущности он адекватен процессу индивидуального познания, этапам усвоения материала детьми в учебном процессе. Но по педагогической организации, формам и методам работы коллективное познание следует своей особой логике. Коллективная или групповая практическая работа на уроке, учебно-опытном участке, в мастерской, в лабораториях, студиях может быть организована как коллективное «живое созерцание», как применение знаний на практике, как обобщение и закрепление выводов, извлеченных из эмпирических данных.
|
|
В педагогически организованном коллективном обсуждении всегда присутствует и первичное восприятие учебного материала, и углубление в сущность изучаемых явлений, и практическая деятельность. Особое воспитательно-познавательное значение имеет коллективное обсуждение групповых творческих проектов и результатов коллективного творчества. В процессе обсуждения все психические процессы детей приводятся в состояние активного продуктивного возбуждения, порождающего и закрепляющего духовно-познавательную потребность. Трудно переоценить педагогическое значение и коллективного (группового, парного) взаимообучения, в процессе которого обучающий и обучаемый школьники углубляют свои познания, активизируют друг друга. Обучающего вдохновляет роль ведущего, а обучаемый стремится к изменению ситуации и получает удовлетворение, обретая уверенность в силах и утверждая себя в коллективе.
Движущими силами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодействия; и повышенная эмоциональность коллективного восприятия, совместного познавательного действия; и противоречия, расхождения мнений, жаркие споры, возникающие в этом процессе. Учащиеся обладают различным запасом знаний и жизненного опыта, они индивидуальны по темпераменту, общему развитию и находятся в неоднозначных отношениях друг к другу. Однако общая учебная цель и обучающая деятельность побуждают их к преодолению всех трудностей и несоответствий, объединяют в стремлении к общему положительному результату.
Существеннейшим элементом структуры познавательного педагогического процесса являются методы обучения..Они являются способами обучающего взаимодействия учителя и учащихся. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности учителя и учащихся. В педагогической практике огромную роль играет не столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько индивидуальная методическая система учителя, сложившаяся система его взаимодействия с детьми.
Методы обучения, методическая система учителя являются способами работы не только учителя, но и одновременно учащихся. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствует превращению методической системы учителя в способы познавательной деятельности учащихся. Для этого необходимо осознание учащимися каждого метода работы, его сильных и слабых сторон, овладение умениями и навыками учебного труда. Группы методов обучения по своей сущности соответствуют основным этапам учебного познания. Это методы, обеспечивающие первичное восприятие учебного материала, методы, направленные на усвоение знаний, методы практической деятельности и творческого применения знаний, методы обратной связи, диагностики, проверки усвоения знаний школьниками и коррекции процесса обучения.
Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные формы. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организованную в пространстве совместную познавательную деятельность учителей и учащихся. Ведущая форма обучения — урок. Сопутствующие формы многообразны: ученическая учебная и производственная бригада, лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, диспут, защита, проекта, индивидуальное и групповое обучение, студийные занятия, кружок. Каждая форма приобретает конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от содержания учебной работы и возраста учащихся. Они также меняют свою структуру в зависимости от учебных задач: восприятия детьми содержания, усвоения ими материала, получения учителем обратной информации, применения учащимися знаний на практике. Форма обучения в педагогической практике нередко приходит в противоречие с содержанием. Разнообразный учеб-. ный материал, в зависимости от его особенностей, требует гибких, подвижных форм организации познания. Однако многие учителя в организации учебных занятий тяготеют к стабильности. Например, независимо от характера материала, возраста учащихся и конкретных учебных задач они пользуются комбинированным уроком с его неизменной жесткой схемой, сковывающей инициативу, творческие возможности как учителей, так и учащихся.
Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию. Это одна из форм обучения, которая приобрела сегодня большое самостоятельное значение. Ее функцией не является возмещение недостатков в работе учителя, задача которого в обеспечении хорошего качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Самостоятельные занятия необходимы как решающее средство закрепления умений и навыков, интенсивного развития умственных сил, морального самоутверждения. В современных условиях необходимо переключать детей от механического повторения параграфов учебника на самостоятельный поиск дополнительной информации, ее сознательную переработку и критическую оценку. В качестве форм и методов самостоятельной внеучеб-ной деятельности используются: выполнение домашних заданий, самостоятельная работа в библиотеке, самодеятельное художественное творчество, конспектирование, ведение дневников, обмен информацией (спор, беседа) с товарищами, критика произведений искусства, подбор необходимых материалов из телепередач, журналов и газет. Самостоятельная внеурочная работа школьников способствует разрешению противоречий между ограниченностью содержания школьного образования, консервативностью его форм и динамичным потоком свободной информации, подвижными формами ее передачи и усвоения.
Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в производительном, общественно полезном труде, в общественной жизни. Речь идет не только о практических занятиях, но прежде всего о реальном, общественно значимом труде школьников в сфере производства, который требует особого внимания к политехнической направленности знаний. Этот элемент процесса синтезирует в себе все остальные, дает возможность проверить качество результатов обучения жизненной общественной практикой.
На производстве учащиеся применяют все накопленные знания, умения и навыки, включаются в реальный жизненный процесс. Производственный труд и общественная практика школьников обеспечиваются такими формами и методами организации деятельности, как работа на базовых предприятиях, в цехах заводов и фабрик, на полях и фермах, сельскохозяйственных предприятий, в УПК, межшкольных и школьных мастерских. С помощью общественной практики достигается разрешение противоречия между школой и жизнью, между содержанием, формами, методами обучения и требованиями общества, экономики, культуры, научно-технического прогресса. Этот элемент процесса познания является тем системообразую-щим звеном, которое органично объединяет, связывает обучение и жизнь. Благодаря ему развивающаяся детская личность безболезненно переходит из мира детства к состоянию взрослости, из школы в жизнь.
Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выяв-. ление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика позволяет педагогу вносить кор-, рективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить но--вые методы, своевременно подтягивать отстающих и обеспечивать возможности продвигаться вперед успевающим. Среди методов диагностики — индивидуальный и фронтальный устный опрос, многообразные самостоятельные письменные работы, практические задания воспроизводящего и творческого характера. Своевременная и, правильная педагогическая диагностика исключает формализм в работе учителя, помогает ему вместе с детьми более точно определять их способности и дарования, делать выбор в дифференцированном обучении.
Основные структурные элементы процесса обучения в их взаимосвязи могут быть изображены схематически.