Стадии политического процесса

Категория политического процесса в целом предназначена для описания формирования, функционирования и изменения политической системы общества. Политический процесс как таковой складывается из великого множества самых разнообразных действий микро- и макроакторов политики, преследующих свои интересы.

Всякое политическое действие в какой-то, хотя бы и незначительной, степени изменяет существующую ткань политических отношений. Однако на макроуровне (общества в целом) эти изменения становятся заметными лишь тогда, когда в совокупности превышают некую «критическую массу» и вызывают качественные изменения политической системы. Пока этого не произошло, считается, что политическая система находится в режиме обычного функционирования. Для него характерны устойчивость политических институтов, рутинное применений государственной властью традиционных средств управления, вполне ожидаемое, без сюрпризов, поведение основных политических субъектов, отлаженность конституционных, законодательных, избирательных и прочих политических процедур. В такой ситуации, как говорил К.Маркс, «единственной движущей силой развития является лишь календарь». В таком режиме политическая система общества осуществляет свое «простое воспроизводство», настороженно встречая любые инновации.

Характерной особенностью режима функционирования политического процесса является цикличность – размеренная повторяемость стадий и способов взаимодействия главных субъектов политики. Как правило, циклический ритм политическому процессу задает избирательная система, требующая периодического подтверждения легитимности или полномочий органов власти, формируемых на основе народного волеизъявления. Бывает и по-другому: в бывшем СССР, например, цикл политической активности определялся пятилетними народнохозяйственными планами, основные параметры которых утверждались очередными съездами КПСС. На периоды подготовки последних приходился пик политической активности всех партийных и государственных структур, направление деятельности которых существенно изменится после какого-нибудь «судьбоносного» съезда.

Внутри обычного цикла политического процесса можно выделить несколько фаз, или стадий, осуществления в нем основных функций политики, как это сделали, например, американские политологи Г.Алмонд и Г.Пауэлл. Они постулировали наличие системных (социализации, рекрутирования и коммуникации) и процессуальных функций политики. К последним относятся функции артикуляции интересов, их агрегирования, а также выработки конкретных политических мер и их осуществления. Каждой процессуальной функции можно поставить в соответствие определенную стадию в развертывании целостного политического процесса.

На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп, осознающих, что без воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные «группы интересов» (профсоюзы, объединения предпринимателей и пр.)

Вторая стадия характеризуется «агрегацией интересов», т.е. процессом укрупнения, сведения относительно мелких, частичных интересов в некий обобщенный политический интерес, выразителем которого выступают крупные политические партии, объединения, движения и т.д.

На третьей стадии политического процесса тем или иным способом достигается согласие основных заинтересованных сил и происходит выработка определенной политики, что является результатом деятельности главным образом представительных (законодательных) органов власти. Хотя во многих случаях (как, например, в современной России) направленность вырабатываемого политического курса в немалой степени зависит от исполнительной власти.

И наконец, последняя, четвертая стадия обычного цикла политического процесса заключается в осуществлении коллективных политических решений, их переводе на язык конкретной практической деятельности государства типа мобилизации экономических ресурсов, исполнения бюджета и т.д. Это уже почти исключительно прерогатива исполнительной власти, действия которой должны в принципе контролироваться законодательной властью. На практике же характер и глубина такого контроля всякий раз зависят от сложившегося на данный момент баланса политических сил, контролирующих главные ветви государственной власти.

Сторонники системного подхода целостный политический процесс подразделяют на следующие стадии:

- конституирование – стадия становления политической системы;

- стадия функционирования политической системы;

- стадия развития политической системы;

- стадия разложения, упадка и распада политической системы.

Конституирование является исторически и логически первой, начальной стадией политического процесса. Она происходит и единовременно и постоянно. Единовременно – в момент возникновения той или иной политической системы. Центральный момент этой стадии – полный пересмотр Конституции, это легальный и демократический способ легитимизации политической власти, всех ее институтов.

Однако, легитимизация власти не заканчивается принятием Конституции, этот процесс постоянно возобновляется, идет непрерывно, так как всегда требуется признание, одобрение данной системы и оказание ей поддержки со стороны общества.

Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные группы занимают прочное положение. На этой стадии осуществляются процедуры воспроизводства и поддержания деятельности конституционных органов государства, политических партий, общественных организаций.

Стадия развития политической системы наступает в период определенной перегруппировки в расстановке политических сил. На данном этапе политического процесса происходит частичное изменение в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и других общественных организаций в соответствии с происходящими изменениями в социальной структуре общества и меняющимся соотношением политических сил.

Стадия развития сопровождается противоборством разнообразных течений и тенденций. В ходе этого противоборства появляются новые силы, интересы которых не совпадают с целями данной политической системы. Стремление властвующей элиты сохранить свое господство ведет к стагнации системы. Наступает стадия разложения и упадка. Наступление этой стадии совпадает с ростом новых социальных сил, которые формируют иные формы организации политической жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: