В каждом государственно организованном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в политику. Однако сама идея необходимости участия людей в политической жизни общества учеными понимается по-разному.
Последователи марксистских теорий настаивают на необходимости поголовного участия граждан в политической жизни, а их оппоненты полагают, что единственными средствами участия, доступными для граждан являются голосования лидеров и их дискуссии.
Следует признать, что потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, состояние политической системы и самого человека.
Чаще всего в теории указываются следующие причины включения индивида в политику:
- те или иные состояния сознания человека, например ощущение угрозы своему общественному положению;
- рациональное и расчетливое осознание своих интересов и необходимости завоевания нового статуса;
- желание жизненного успеха и общественного признания.
|
|
В качестве особой причины рассматривается способность государства к принудительному включению граждан в сферу политики.
В совокупности все эти мотивы выражают соотношений представлений индивида о своем гражданском статусе и реальных, представленных государством возможностей для укрепления или изменения этого общественного положения. Таким образом, политическое участие раскрывает процесс включения индивида в механизмы артикулирования и агрегирования его властно значимых интересов.
Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, образование и т.д.), режима правления, а также от конкретной политической ситуации.
Американские политологи С.Верба и Л.Пай выделяют следующие разновидности политического участия:
- совершенно пассивные формы политического поведения граждан;
- участие только в выборах представительных органов;
- вовлеченность индивида только в решение местных проблем;
- политическое поведение активных участников предвыборных компаний;
- поведение политических активистов;
- участие как форма профессиональной деятельности политика.
Милбэрт предпочитает выделять:
- активные формы политического участия (руководство государственными и партийными учреждениями, участие в предвыборных компаниях);
- промежуточные (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными средствами и т.д.);
- наблюдательные (ношение транспарантов на демонстрациях, попытка вовлечь других граждан в процесс голосования или дискуссии и т.д.);
|
|
- апатичное отношение граждан к политике.
Основной формой политического участия для большинства населения являются выборы в представительные органы власти. Эта форма взаимодействия индивида и государства очерчивает ясные сферы компетенции элит и неэлит, предоставляет возможности для проявления людьми самой различной степени активности и обладает временной протяженностью не требующей чрезмерных психологических нагрузок.
Характеризуя наиболее распространенные формы политического участия, следует отметить, что они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и периодическими, сориентированными на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти.
С точки зрения мотиваций политических действий можно выделить:
- автономные формы политического участия, выражающие сознательно обусловленные формы включения индивида в политику;
- мобилизованные формы политического участия, характеризующие вынужденное вхождение граждан в политику под давлением государства или других политических структур.
С точки зрения отношения к существующим в государстве законам необходимо различать:
- конвенциональные формы политического участия, т.е. легальные, соответствующие законодательству;
- неконвенциональные формы политического участия, т.е. незаконные.
Особым значением для политической системы, действующего режима правления обладают формы и способы политического участия, выражающие политической протест населения. Политический протест представляет собой разновидность негативной реакции индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства или политических оппонентов.
Формы политического протеста могут быть конвенциональными и неконвенциональными.
К первым можно отнести разрешенные властями демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запросы парламентариев, возражающих против того или иного решения правительства.
В качестве незаконных форм политического протеста могут рассматриваться запрещенные властями антиконституционные демонстрации и шествия, деятельность подпольных политических партий, политический терроризм, а также самые разрушительные формы политического участия – революции.
Стремясь предотвратить подобные действия, государства определяют процедуры совершенствования конституционных основ политического строя, и в то же время формируют структуры и механизмы, пресекающие несанкционированные формы политического участия населения.
ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
ВОПРОСЫ: 1.Политическое развитие и политическая модернизация.