Политическое участие

В каждом государственно организованном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в политику. Однако сама идея необходимости участия людей в политической жизни общества учеными понимается по-разному.

Последователи марксистских теорий настаивают на необходимости поголовного участия граждан в политической жизни, а их оппоненты полагают, что единственными средствами участия, доступными для граждан являются голосования лидеров и их дискуссии.

Следует признать, что потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, состояние политической системы и самого человека.

Чаще всего в теории указываются следующие причины включения индивида в политику:

- те или иные состояния сознания человека, например ощущение угрозы своему общественному положению;

- рациональное и расчетливое осознание своих интересов и необходимости завоевания нового статуса;

- желание жизненного успеха и общественного признания.

В качестве особой причины рассматривается способность государства к принудительному включению граждан в сферу политики.

В совокупности все эти мотивы выражают соотношений представлений индивида о своем гражданском статусе и реальных, представленных государством возможностей для укрепления или изменения этого общественного положения. Таким образом, политическое участие раскрывает процесс включения индивида в механизмы артикулирования и агрегирования его властно значимых интересов.

Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, образование и т.д.), режима правления, а также от конкретной политической ситуации.

Американские политологи С.Верба и Л.Пай выделяют следующие разновидности политического участия:

- совершенно пассивные формы политического поведения граждан;

- участие только в выборах представительных органов;

- вовлеченность индивида только в решение местных проблем;

- политическое поведение активных участников предвыборных компаний;

- поведение политических активистов;

- участие как форма профессиональной деятельности политика.

Милбэрт предпочитает выделять:

- активные формы политического участия (руководство государственными и партийными учреждениями, участие в предвыборных компаниях);

- промежуточные (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными средствами и т.д.);

- наблюдательные (ношение транспарантов на демонстрациях, попытка вовлечь других граждан в процесс голосования или дискуссии и т.д.);

- апатичное отношение граждан к политике.

Основной формой политического участия для большинства населения являются выборы в представительные органы власти. Эта форма взаимодействия индивида и государства очерчивает ясные сферы компетенции элит и неэлит, предоставляет возможности для проявления людьми самой различной степени активности и обладает временной протяженностью не требующей чрезмерных психологических нагрузок.

Характеризуя наиболее распространенные формы политического участия, следует отметить, что они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и периодическими, сориентированными на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти.

С точки зрения мотиваций политических действий можно выделить:

- автономные формы политического участия, выражающие сознательно обусловленные формы включения индивида в политику;

- мобилизованные формы политического участия, характеризующие вынужденное вхождение граждан в политику под давлением государства или других политических структур.

С точки зрения отношения к существующим в государстве законам необходимо различать:

- конвенциональные формы политического участия, т.е. легальные, соответствующие законодательству;

- неконвенциональные формы политического участия, т.е. незаконные.

Особым значением для политической системы, действующего режима правления обладают формы и способы политического участия, выражающие политической протест населения. Политический протест представляет собой разновидность негативной реакции индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства или политических оппонентов.

Формы политического протеста могут быть конвенциональными и неконвенциональными.

К первым можно отнести разрешенные властями демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запросы парламентариев, возражающих против того или иного решения правительства.

В качестве незаконных форм политического протеста могут рассматриваться запрещенные властями антиконституционные демонстрации и шествия, деятельность подпольных политических партий, политический терроризм, а также самые разрушительные формы политического участия – революции.

Стремясь предотвратить подобные действия, государства определяют процедуры совершенствования конституционных основ политического строя, и в то же время формируют структуры и механизмы, пресекающие несанкционированные формы политического участия населения.

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

ВОПРОСЫ: 1.Политическое развитие и политическая модернизация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: