Таблица 1. Виды дизонтогенеза и их психологическая характеристика.
недоразвитие | задержанное | поврежденное | искаженное | дисгармоническое | |
общая характерис- тика | Тотальное недоразвитие функций, иерархичность | Парциальное недоразвитие функций, недостаток общей нейродинамики и речевой регуляции действий | Парциальность нарушений, тугоподвижность, вязкость психических процессов | Неадекватность психических реакций | Парциальный дефект эмоционально- волевой сферы |
память | Сниженная невозможность опосредованного запоминания, смысловая организация не эффективна | Непосредственное запоминание может быть резко снижено, эффективна смысловая организация материала | Нарушено непосредственное запоминание, опосредованное запоминание может быть затруднено, персеверации | Чаще всего без особенностей | Чаще всего без особенностей |
внимание | Трудности концентрации и переключения, сужение объема, преобладает непроизвольное | Могут быть трудности концентрации и переключения | Резко нарушена концентрация, выраженные трудности переключения в связи с инертностью психических процессов | Чаще всего без особенностей | Чаще всего без особенностей |
мышление | Первичный интеллектуальный дефект; мышление конкретно, невозможно образование понятий, практически невозможно обучение в интеллектуальной сфере, нет переноса навыков, обобщение и абстракция практически недоступны | Замедленное интеллектуальное развитие, вторичный интеллектуальный дефект, недостаточность общего запаса знаний, снижение уровня обобщения, снижение целенаправленности интеллектуальной деятельности, возможны обучение, перенос навыков, использование помощи | Нарушена активность и целенаправленность мышления, снижена способность к абстрагированию, обобщению и образованию понятий | Искажение процесса обобщения, алогичность, символизм, опора на латентные признаки, своеобразие смысловой сферы возможна склонность к бредообразованию | Аффективно обусловленные интеллектуальные искажения иногда по типу бредообразования и формирования сверхценных идей |
речь | Недоразвитие, бедный словарный запас, резко ограничен активный словарный по сравнению с пассивным, грамматический строй упрощен и часто неверен, затруднено понимание смысла слов, часто наблюдаются дефекты произношения, косноязычие | речь обедненная, словарный запас средний, понимание смысла слов доступно, но иногда затруднен процесс объяснения понятий. Сложные грамматические структуры в активной речи не используются, часто употребляются местоимения и слова паразиты, обычно имеют место дефекты произношения, письменная речь аграмматична, навык чтения не всегда автоматизирован в связи с затруднениям звуко-буквенного нализа слов и нарушениями фонематического слуха | Речь замедленная, возможно заикание, может оставаться сохранной | Иногда имеет место мутизм, вычурность фраз, неологизмы, нередко отмечаются скандирования с вычурными интонациями, нередко отказ от употребления местоимения «Я» и разговор о себе в третьем лице | Часто без особенностей |
Эмоционально-волевая сфера | Вторичный дефект, недоразвитие личности, уплощение эмоциональной сферы, неспособность к обощению аффективных переживаний, безволие, внушаемость, примитивные реакции, часто раздражительность и агрессивность | Психический или органический инфатилизм, неспособность к волевому усилию и систематической деятельности, часто сниженный фон настроения, неуспех часто травматичен в силу сохранной критичности | Отсутствие критики, отсутствие волевых задержек, конфликтность, агрессивность, раздражительность, брутальность эмоций, расторможенность влечений | Дисгармоничность, ранимость, холодность к близким, гипобулия, искажение влечений, часто выражена тенденция к аутизации | При психопатии: повышенная возбудимость, патологическая лабильность либо инертность, вязкозть или вялость эмоций, недостаточность высших эмоций, сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу; При неврозах: парциальность эмоционально–волевых нарушений, сензитивность, эмоциональная лабильность или инертность, проявляющаяся в психотравмирующей ситуации |
движения | Грубое недоразвитие двигательной сферы в виде общей моторной неловкости, недоразвитие мелкой моторики | Может быть недоразвитие мелкой моторики | Обычно нарушение тонкой моторики, явления тремора, тики и пр. | Могут быть двигательные стереотипии, кататонические расстройства, часто отмечаются вычурность поз, отдельных движений, манерность амимия | Часто без особенностей |