Так все-таки «черный» или «белый»?

Понять сложнее, чем осудить

PR НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»: ФИЛОСОФИЯ НТ

Осуждать НТ модно, это дает возможность заработать «дополнительные очки», подать себя в самом выгодном свете. Зато использование НТ весьма целесообразно, и возможностей значительно больше, причем гораздо более ощутимых. Каждый выбирает ту из этих позиций, которая кажется ему более уместной, тем более что остается и третий вариант, комбинированный: открыто осуждать НТ, но все равно использовать их (как, кстати, поступают сегодня многие политики и бизнесмены).

Для гневных выступлений против НТ, как говорится, много ума не нужно, как не нужно и дополнительной информации, и элементарной логики. Но если вникнуть в сущность НТ и попытаться использовать их – в этом случае потребуется понять их особую философию, проникнуться их идеологией... Необходимо понять не только, как они работают, но и на чем основываются, что используют, как и с чем взаимодействуют. Эта сфера отнюдь не для «людей-роботов», привыкших нажимать на кнопки, она крайне подвижна и динамична, находится в постоянном развитии, поэтому работать в ней могут лишь те, кто не только «знает», но и «чувствует» НТ.

В НТ как нигде нужен творческий подход, здесь часто требуются талантливые импровизации, нестандартные решения. Несмотря на наличие множества отработанных технологий, каждый истинный профессионал привносит что-то от себя, позволяя добиваться все более блестящих результатов. Да, как ни парадоксально, разработки самых «мрачных» и «черных» РR-проектов, как правило, являются воплощением высочайшего полета творческой мысли.

Поэтому знакомиться с описанием самих технологических процессов имеет смысл лишь после осознания тех идей, которые являются в отрасли НТ основополагающими (впрочем, это отнюдь не так сложно, как может показаться вначале), проще говоря, после того как вы поймете, в каких случаях и чем оправдано применение НТ, почему используются именно они, чем они лучше других средств и как удается заниматься таким «темным делом», сохраняя при этом «чистую совесть». Наверное, вам известны врачи или педагоги «по призванию», инженеры «от Бога», явно отличающиеся от других специалистов в этой области в первую очередь тем, что выбрали свою профессию осознанно, поняв ее философию и приняв ее как близкую себе.

Однако в силу того, что термин «черный пиар» является слишком привычным и устоявшимся, выражение «черный пиарщик от Бога» звучит все же странновато.

...НТ явно нельзя отнести к «белому PR»:цели мрачноваты, особой разборчивости в средствах нет. Но это и не «черный PR».Тогда, может быть, «серый»? Нет, не подходит определение «серый» к РR-технологиям, это совсем оскорбительно – ведь именно они борются с серостью нашей повседневной жизни. Да и кто вообще эту «цветовую» схему придумал?

Не может PRсам по себе являться ни «черным», ни «белым», уж слишком это похоже на мировоззрение малолетнего ребенка, делящего всех окружающих на «добрых» и «злых», причем часто «злыми» в его представлении могут оказаться даже отец и мать, отказывающие своему детищу в каком-либо желании. Зато профессиональным или непрофессиональным PRбыть вполне может, и как раз это, наверное, единственный наиболее здравый критерий оценки тех или иных его направлений.

Конечно, можно снова вспомнить «грязные статьи» и тому подобные «приметы нашего времени», но, как уже говорилось, это вообще не PR. Для любой профессиональной деятельности характерно целеполагание, причем цели обычно ставятся достаточно конкретные, а важнейший критерий профессионализма – умение решать эти задачи с наименьшим числом издержек и с минимумом ненужных побочных эффектов.

Даже перед дворником стоит совершенно конкретная задача: за определенное время произвести качественную уборку на определенной территории. Но как будет выглядеть этот дворник, если в ходе уборки положенной территории станет избивать метлой домашних животных, вбрасывать кучи зловонного мусора в ваше окно, разбивать лопатой припаркованные машины и ежедневно наносить тяжкие телесные повреждения десятку-другому прохожих? Причем все это будет происходить как бы «случайно», ввиду «слишком большого рвения»? Вряд ли действия такого дворника будут оцениваться как характерные для этой профессии, скорее его можно будет отнести к другой категории – от «злостного хулигана» до «озверевшего садиста» или «маньяка».

Возможно, кому-то из читателей такой пример покажется слишком примитивным и неуместным. Но ведь не менее примитивно считать характерными для PR-профессии действия людей, называющих себя «пиарщиками», порождающие множество сходных «побочных эффектов». Разве не аналогична описанному примеру ситуация, когда поставленной задачей таких людей является проигрыш некоего кандидата на выборах, в результате чего у этого кандидата случается инфаркт, полностью разрушаются его профессиональная карьера, бизнес, его жена разводится с ним, дети от стыда боятся показываться в школе, а большинство избирателей больше не желают ходить на выборы и испытывают при упоминании слова «политика» только омерзение? А ведь все это заказчику совершенно не требовалось, и денег он за это не платил, как и дворнику не платили премиальные за избиение прохожих... И в том, и в другом случае основной результат полностью поглощается множеством побочных, никому не нужных. Где же здесь профессионализм? Считать таких людей специалистами – оскорбление для уважаемых профессий и единственное, чего они по справедливости заслуживают, – внимания со стороны правоохранительных органов или психиатра. Описанная «деятельность», конечно, не является PR.

Итак, НТ – в первую очередь профессиональная деятельность. Соответственно, для них характерны и собственные технологические процессы, и определенные стандарты качества, и ряд закономерностей. Один из главных компонентов – конечно, задачи, которые с помощью данной профессии решаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: