Как решиться на мрачное дело: проблема заказчика и жертвы?

Уделом любой значимой персоны – будь он предприниматель, политик, чиновник, общественный деятель, является неизбежное распространение о нем обывателями, которых он, возможно, ни разу и не видел, недостоверной информации, в той или иной мере вредящей ему, да и окрашенной весьма эмоционально. Ущерб на самом деле колоссален: вы теряете потенциальных клиентов, приобретаете новых недоброжелателей, привлекаете негативное внимание органов власти, ваша репутация рушится (точнее, изо дня в день «подтачивается»). Хотя почти вся эта информация – откровенная клевета, наносящая ущерб вашим деловым интересам, но от этого ее действие не менее сильно. И, что обиднее всего, вы не в состоянии оправдаться, защититься от этого процесса, привлечь к ответу клеветников – их слишком много, ваша дискредитация происходит втайне от вас. Причем, что еще хуже, доверие к таким «неофициальным данным» и их эффективность намного превышают эффективность грязнейшей статьи о вас в газете, потому что информация распространяется в ходе неформального общения, без посредников и барьеров. Вы однозначно выступаете в роли жертвы – причем бессловесной, беспомощной... Потери выражаются в немалых цифрах недополученной прибыли, а порой и прямых убытков. Унизительно...

Что характерно – всем этим людям никто не платил за то, что они с таким маниакальным упорством стараются вас дискредитировать. И не только вас – множество других значимых персон, только в разной степени и в разных масштабах. Действия постсоветских обывателей совершенно бескорыстны, основаны лишь на «идее»: они искренне ненавидят вас (или, по меньшей мере, испытывают выраженную неприязнь). Срабатывает давно известный парадокс: с одной стороны, наш обыватель всей душой завидует каждому, кто живет в чем-то лучше его (или просто умнее, способнее, занимает чуть более высокий статус, большего добился), а с другой – не пытается своими силами добиться того же, а, наоборот, старается унизить объект зависти. В отношении более или менее значимой персоны этот эмоциональный мотив доходит до предела: если вы преуспеваете, то вы «буржуй», а отношение к «буржуям», создаваемое в нашем обществе на протяжении долгих десятилетий, будет искоренено еще очень нескоро. Соответственно, любая сколько-нибудь видная фигура – объект негативного внимания «народных масс»; ее постоянно стараются «разоблачить», «уличить», а если фактов недостаточно – обыватель их просто придумает. Что с этим делать? Да ничего, ведь отзываться о вас так, как они считают нужным, – право этих людей, тем более что от ваших глаз большая часть этого процесса скрыта. Но факт остается фактом: ваш имидж и рыночный образ вашего предприятия подвергаются очень сильным негативным воздействиям, становятся объектами «грязных» манипуляций, а вы в этой ситуации – только жертва...

Вы – «классовый враг», а действия обывателей – совершенно нормальная и привычная для них «классовая борьба». Дай некоторым из них волю – они бы с радостью вас «раскулачили», «поставили к стенке». Подобные люди – «масса», очень большая часть общества, в котором мы живем. Раз уж это общество манипулирует вами, подрывая вашу репутацию, принося убытки, то что мешает вам манипулировать им, хотя бы для обеспечения равных условий? Не остается ли в такой ситуации применять даже самые жесткие манипулятивные технологии всего лишь в рамках «необходимой самозащиты», вынужденной меры?

Возможно, как раз поэтому большинство политиков и предпринимателей не колеблются, когда требуется прибегнуть к какому-либо «манипулированию массами». И правильно делают – ведь даже преобразования, которые являются для «масс» безусловным благом, можно провести только с использованием манипуляций; убеждение и апеллирование к здравому смыслу здесь не срабатывает, как показывает опыт.

Несколько сложнее переступить психологический барьер, когда дело касается конкуренции: ведь теперь негативные технологии направлены уже против «себе подобного», да и самому не особенно хотелось бы оказаться в аналогичной ситуации. Но ведь в отечественном бизнесе вполне возможны и гораздо более жесткие варианты, по сравнению с которыми негативный PR– нечто весьма «доброе», находящееся, к тому же, и в рамках закона, да и воспользоваться им при желании может каждый. Кроме того, возможно, что кое-кто из ваших конкурентов не брезгует и гораздо менее «чистоплотными» выпадами в ваш адрес. В конце концов, использовать более современные и цивилизованные средства конкуренции все же лучше, чем физически устранить («заказать») того, кто вам не нравится, что становится слишком распространенным явлением, или заниматься «разборками» с привлечением разного рода «теневых структур». Хотя даже у таких структур НТ все больше входят в моду, применяются для «наказания».

По сути, негативный PRсегодня не столько желателен, сколько обязателен хотя бы в качестве средства самообороны – обходиться без него становится все труднее. Тем более что «мрачное дело», на которое предстоит «решаться», вовсе не такое и «мрачное», как может показаться поначалу. Другой вопрос, что «проблема заказчика и жертвы» действительно существует и актуальна для любой значимой персоны: только вот суть здесь не в «глубоких переживаниях», а в том, что третьего не дано – вам остается быть или заказчиком, или жертвой, и никак иначе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: