Методики провоцирования

Провоцирование – весьма многогранная технология, основу коброй составляют не мыслительные установки или мотивационные схемы, а разовые «действия под влиянием порыва», предпринимаемые объектом. В какой-то степени здесь есть что-то общее с учением Павлова о рефлексах: используются (и создаются) ситуации, когда человек сначала действует, немедленно реагируя на некий раздражитель, а уже потом думает. Ситуации и раздражители применяются стандартные, привычные (по схеме «стимул – действие», в которой выпадает связующее звено «анализ»). В качестве задачи, решаемой с помощью данной технологии, может ставиться как получение того самого запрограммированного действия, так и «остаточный эффект», который за этим действием следует и формирует определенный эмоциональный оттенок (чаще всего на подсознательном уровне).

Приведем самый простой пример. К человеку, идущему по улице, навязчиво пристает некто вроде «промоутера», пытающийся всучить листовку с рекламой какой-то фирмы и произносящий при этом очередную типовую «рекламную речевку». За последние годы уже выработался стереотип поведения в такой ситуации: от бумажки пытаются всячески отказаться (или, взяв ее, сразу выбрасывают), а фирма, которая пытается «вторгаться в личную сферу» человека, вызывает раздражение. А если сделать «речевку» как можно более идиотской, а листовку отпечатать как можно более некачественно, чтобы ее даже в руках держать было неприятно? Если, к тому же, в качестве «промоутера» выбрать как можно более антипатичную и неопрятную личность? Человек, который вынужден выслушивать подобные «предложения» не один, а несколько раз в день хотя бы в течение недели, ощущает нарастание раздражения и неприятия, которые все теснее увязываются с названием фирмы и ее продукцией. Кроме того, подсознательная неприязнь к предприятию усиливается с каждым негативным действием, которое человек выполняет по отношению к его представителю («промоутеру») (и на которое его как раз и провоцируют): проявляет грубость, комкает и выбрасывает его рекламный материал и т.п. В НТ широко используется этот «эффект постепенного отторжения», когда обывателя провоцируют в разной форме демонстрировать свое неприятие объекта кампании, чтобы данная установка прочно закрепилась на подсознательном уровне.

Другой простой пример – схема, которой иногда пользуются представители власти по отношению к представителям бизнеса. В подразделение, работающее с клиентами (магазин, отдел продаж и т.п.), заявляется некий небритый «товарищ» в несвежем спортивном костюме и обутый чуть ли не в тапочки, с потертой сумкой в руках и с весьма ощутимым запахом перегара. Посетитель обязательно оказывается недоволен качеством обслуживания, и он высказывает это сотруднику фирмы в весьма эмоциональных выражениях (плюс все, что он думает об этой фирме, а это немало); он «качает права» столь активно, а обвинения его столь абсурдны, что в определенный момент сотрудник не выдерживает и «срывается» (иногда, чтобы выставить разбуянившегося посетителя, даже привлекают охрану). Здесь-то и наступает основная часть схемы: из бесформенного кармана посетителя-маргинала извлекается соответствующее гербовое удостоверение, грубо демонстрируется сотруднику («да ты понимаешь, на кого «наехал»?), посетитель гневно представляется («такой-то, советник мэра» или «заместитель прокурора»), фиксирует в своей записной книжке все данные сотрудника фирмы (возможно, и охранников, и других присутствующих) и возмущенно удаляется, напоследок заявив что-то типа «...совсем ваш хозяин оборзел, уже мэрию ни во что не ставит; ну ничего...». Стандартная реакция хозяина, которому испуганные сотрудники докладывают о произошедшем: не дожидаясь неприятных последствий, он сам идет «на поклон» к «обиженному» чиновнику, часто с подношением, а тот еще и выставляет ему несколько своих требований, которые немедленно исполняются. Конечно, здесь все зависит и от выбранного объекта (подразумевается «средний предприниматель», не желающий ссориться с властями).

Нередко применяются и варианты с комплексным провоцированием и гораздо менее явными задачами.

Допустим, некто (политик, предприниматель, общественный деятель или какая-нибудь абстрактная «инициативная группа») разрабатывает декларативное соглашение о развитии чего-либо или о совместных действиях в сфере решения какой-либо «вечной проблемы» (например, «развитие патриотических ценностей» или «экологизация сознания населения»). Решение данной проблемы – дело, безусловно, благородное и нужное, вне зависимости от политической и религиозной ориентации, профессиональной принадлежности и иных характеристик того, кому предлагается к данному соглашению присоединиться. Проблема не подразумевает конкретных решений; таковые ограничиваются чем-то вроде «конструктивной консолидации всех здоровых сил общества». Соглашение состоит из множества неопровержимых утверждений, спорить с которыми не станет никто. В то же время оно максимально разносторонне и по содержанию предусматривает, что под ним может поставить подпись любой здравый человек (более того – тот, кто откажется подписаться под ним, будет выглядеть неадекватно и в глазах окружающих, и в собственных глазах). Да и жестких условий, вроде бы, нет никаких: единственное, что предусматривается, – создание какого-то аморфного общественного органа плюс посильное содействие всех подписавшихся. Конкретных обязательств не предусмотрено, ввиду чего соглашение неспособно кого-то отпугнуть.

По своей сути это масштабный проект в области коалиционного строительства, направленный на создание совершенно чудовищной по своему составу и размерам структуры, при этом – постоянно растущей. Сюда привлекаются все – чиновники, общественные деятели, политики, деятели науки и культуры, общественные объединения, предприниматели, специалисты в различных областях, журналисты... Явно «ненужных» категорий здесь нет – «развитие патриотических ценностей» актуально для всех. Что еще удобнее – процесс подписания соглашения совершенно не освещается в СМИ, для этой цели не проводится даже торжественное собрание: все идет индивидуально, в рабочем порядке. Условия сотрудничества с каждым обсуждаются особо, с кучей туманных намеков и обсуждением личной заинтересованности (применительно к конкретной ситуации). Процесс подписания бесконечен и зависит только от желания инициаторов предложить это еще кому-либо.

Здесь эксплуатируется провоцирование на основе простейшего и самого распространенного психологического комплекса – вечного опасения «как бы чего не вышло». Мотивация подписания – у всех разная: кто-то видит в этом возможность проявить лояльность к кому-либо, кто-то – предохранить себя от возможных негативных последствий, кто-то – позаботиться о дополнительном доходе, другие подписываются просто из заботы о своем престиже, многие – просто «на всякий случай», тем более что ничего сверхъестественного здесь, вроде бы, не требуется. Основа провоцирования здесь состоит и в создании безвыходного положения: привлекаемому человеку остается «выбирать из двух зол меньшее» – если он откажется подписать предложенное соглашение, его ожидает порицание в СМИ и распространение негативного отношения в ряде элитных групп; если согласится – обречет себя на участие в совершенно ненужных ему мероприятиях, поддержку столь же ненужных начинаний и людей, которых, возможно, вообще в первый раз видит.

Но очевидный вопрос, который здесь напрашивается: кому и зачем все это нужно?

Как ни странно, преимущества такого механизма налицо. Во-первых, заказчик достаточно быстро получает в свои руки эффективную «сеть» для использования в рамках управления слухами и кулуарной внутриэлитной коммуникации; во-вторых, появляется возможность быстрого позиционирования кого угодно и чего Угодно в определенной целевой аудитории, в том числе и элитного характера; в-третьих, создается «нездоровый ажиотаж», что тоже может использоваться в самых разных целях. Есть и еще один нюанс: предложение о подписании пресловутого соглашения ~ прекрасный повод для встречи инициаторов с лицом любого уровня, даже совершенно незнакомым и изначально недосягаемым по своему статусу, причем – с установлением постоянного контакта в дальнейшем и доведением до него любых информационно-эмоциональных блоков, какие могут потребоваться.

Подобные схемы комплексного провоцирования часто применяются и в избирательных кампаниях, особенно на начальном этапе манипулирования соперником.

Приведем пример. По некоему избирательному округу выдвинуто более десятка кандидатов в депутаты, но основные конкуренты, примерно в равной степени претендующие на победу, – это г-н Бесчестное и г-н Несчастное. Желая вырваться вперед, г-н Бесчестное прибегает к манипулятивным технологиям, первой из которых становится провоцирование.

Для начала г-на Несчастнова открыто провоцируют на действия, которые должны подорвать его уверенность в собственных силах, причем никакого выбора ему не остается. Первое и самое безобидное, с чего все начинается, – вызов на совместные дебаты в СМИ по вопросам, в которых кандидат заведомо некомпетентен. Затем – приглашение к совместному участию во встречах с избирателями, организованных штабом г-на Бесчестнова. В дополнение ко всему – посещение г-ном Бесчестновым или его доверенными лицами всех встреч, которые пытается провести штаб г-на Несчастнова, обязательные выступления на них и всяческое воспрепятствование в установлении нормального контакта с избирателями.

В значительной ли мере все это воздействует на электорат? Вряд ли. Но это никому и не нужно – нужно всего лишь привести самого кандидата Несчастнова в такое состояние, при котором он собственными силами разрушит свою же избирательную кампанию. А вот в этом прогресс налицо...

Следующий шаг г-на Бесчестнова – объявление от собственного имени некой акции, к участию в которой приглашаются все кандидаты. Наиболее известным примером такой формы является акция «Чистые выборы» – призыв кандидатов к подписанию совместного заявления, в котором они обязуются использовать только «чистые» предвыборные технологии. Главное – не жалеть средств на озвучивание инициативы и реакции на нее в СМИ, и результат не заставит себя ждать. Любой ответ противника на такое предложение будет ему невыгоден: если он подпишет заявление, то не только признает определенный приоритет г-на Бесчестнова (акцию-то объявил он), но и позволит при любом удобном случае публично обвинить себя в нарушении взятых обязательств; кроме того, он лишит избирательную кампанию ряда эффективных составляющих; если он откажется подписать заявление или проигнорирует предложение – это позволит немедленно обвинить его в нежелании отказаться от «грязных» методик, а впоследствии обвинить его в любой выпушенной «чернухе» (даже если ее выпустил сам г-н Бесчестное).

Но это не последнее оружие «массового поражения», позволяющее попортить нервы сразу всем претендентам. В развитие начатого г-н Бесчестное еще более выбивает их из колеи. Заручившись согласием избирательной комиссии, он за свой личный счет организует курсы для представителей избирательных штабов конкурентов, а также семинары для наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса (естественно, озвучивание и этой инициативы – как можно более широкое). Проводимые курсы и семинары развивают акцию г-на Бесчестнова: обучают участников тонкостям избирательного законодательства, а также использованию «чистых» избирательных технологий. В качестве лекторов приглашаются известные и уважаемые специалисты, издается целый пакет материалов (методических руководств, памяток и т.п.), которыми бесплатно снабжаются участники, арендуется хороший зал. Естественно, эти мероприятия бесплатны, с единственным ограничением – квотой участников от каждого избирательного штаба. Если кто-то из кандидатов проигнорирует курсы, можно заклеймить его дремучесть, замкнутость в себе и нежелание «сотрудничать со всеми здоровыми силами общества»; если же кандидат направит на курсы своих представителей, соблазнившись перспективой «халявы», это немало унизит его в собственных глазах и проведет между ним и г-н Бесчестновым четкое разграничение, тот будет выглядеть гораздо более крупным деятелем и серьезным претендентом, который «не привык мелочиться» и «готов помочь менее опытным коллегам».

Применив и эту методику, г-н Бесчестное уже далеко отрывается от конкурентов (хотя только в их собственных глазах, так как избирателя все это может и не интересовать), «прочно захватывает инициативу в свои руки», что побуждает тех лихорадочно изобретать что-нибудь, дабы урвать хоть маленький кусочек этой инициативы. Здесь и достигается одна из главных задач провоцирования – «ломка» календарных планов и смет расходов. Конкуренты психологически готовы к непредусмотренным ранее действиям и новым тратам, остается только усилить это состояние и приблизить его к паническому.

И неутомимый г-н Бесчестнов объявляет очередную совместную акцию, например, «Чистый город», которая станет предпоследней общей Провокацией, напрямую связанной с предвыборной кампанией. В качестве лозунга используется мысль о том, что агитационные печатные материалы, расклеенные и разбросанные «где попало», отрицательно сказываются на внешнем виде города (поселка) и настраивают людей против выборов в целом. Г-н Бесчестное призывает кандидатов подписать соответствующее совместное заявление и размещать материалы только в специально отведенных местах, а также соблюдать ряд других эстетических требований. В дополнение предлагается еще и выделить определенное количество людей от каждого кандидата для создания «общественной дружины» по наблюдению за выполнением подписанного заявления-соглашения. Это еще более деморализует конкурентов, теперь они вообще не знают, чего ждать, ведь на сей раз Бесчестнов призывает даже не к соблюдению закона или правовой грамотности, а к соблюдению нравственных и эстетических принципов.

Наконец, сохраняя взятую на себя организующую и направляющую роль, г-н Бесчестнов предлагает кандидатам создать рабочую группу и объединить содержательную часть всех предвыборных платформ, дабы получить пакет наказов и план действий, который будет передан тому, коп изберут депутатом. Предлагается создать и совместный «третейский» суд» для решения спорных вопросов в ходе кампании, а также совместную комиссию для разбора поступивших от избирателей жалоб и принятия необходимых мер.

Заставив таким образом часть своих конкурентов делать то, что им совершенно не нужно и чего они не планировали, г-н Бесчестнов не останавливается на достигнутом. Теперь он решительно осуждает «политиканство», проявляемое в ходе выборов, и искренне сочувствует простым людям, уставшим от политических баталий; а это дает возможность объявить очередные «совместные акции», сыграв одновременно на зависти и озлобленности электората. Фабрикуется еще одно совместное заявление, где излагаются все эти соображения и объявляется, что выборная кампания не должна «просто расходовать народные деньги», в то время как «простые трудящиеся чуть ли не голодают». Г-н Бесчестнов призывает кандидатов стать инициаторами «социально значимых» мероприятий типа сбора вещей для детских домов, подготовки детей из малообеспеченных семей к школе или обеспечения медикаментами местных больниц. Но раз сам кандидат по закону не вправе заниматься благотворительностью, рекомендуется просто инициировать подобное мероприятие и призвать других к участию в нем. Бесчестнов настаивает, чтобы кандидаты взяли на себя обязательства выполнить ряд действий в поддержку акции: открыть в своих штабах общественные пункты по сбору вещей, предоставить транспорт для доставки их по назначению и т.п. В рамках очередного «призыва к совести» каждому кандидату публично предлагается сделать что-то, от чего он не сможет отказаться без ущерба для себя: перевести вьщеленные на проведение кампании бюджетные средства «в пользу нуждающихся» (например, «для погашения долгов по зарплате учителям и врачам»), предоставить бесплатно выделенное ему тесто и время в СМИ для пропаганды очередной «совместной акции» или вообще отказаться от использования тех преимуществ, которые дает ему статус кандидата (компенсации затрат на проезд и т.п.).

А где же основная предвыборная агитация? На нее у кандидатов уже не хватает ни времени, ни сил, ни нервов...

Возможно, стоит более внимательно оглядеться вокруг и задуматься: а не подвергает ли кто-то одной из схем провоцирования и вас?..

Саботажные технологии и прессинг: когда все валится из рук...

«...Ничего не получается, никто не хочет работать, все время что-то отключают или что-то выходит из строя. Документы теряются, компьютеры «зависают», мобильные телефоны не работают, пейджер передает какие-то странные наборы знаков... Все сотрудники – дебилы, алкоголики, маразматики... Ничего не получается: доехать вовремя до собственного офиса – уже событие, чуть ли не праздник, ни на одну встречу не попасть – то водитель с машиной задерживается, то секретарша вылила кофе прямо на новый костюм... А тут еще эти психи со своими жалобами, уже целый месяц занимают очередь в приемную чуть ли не с ночи, кто они такие, беженцы, что ли?.. Может быть, они вообще живут прямо здесь, на лестничной клетке?.. Снова звонит телефон – ну, как всегда, опять ветеран войны 1812 года – снова полдня слушать его нравоучения, и нагрубить-то нельзя... Кто там заглядывает в дверь?.. Боже, только не это...»

Саботажные технологии и прессинг два направления негативных методик, объединенные одним принципом: они напрямую воздействуют на персонифицированное ключевое звено объекта, превращая того в орудие НТ против самого себя.

Саботажные методики воздействуют на одно из первых лиц объекта посредством его окружения; здесь предусматриваются и намеренный срыв планов, и так называемые непреодолимые препятствия. Само первое лицо может быть стрессоустойчивым и даже просто «непробиваемым», воздействовать на него напрямую подчас весьма сложно и дорого, но его окружение, особенно низовое, легко справляется с данной проблемой. Для привлечения «саботажников» используется достаточно расхожий набор средств – от прямого или косвенного коммерческого подкупа до шантажа, идейной вербовки, запугивания, психологической вербовки и даже агентурной засылки. Названия эти говорят сами за себя, поэтому не будем разъяснять их содержание. Существует и другой вариант: использование «невольных саботажников», управляемых с помощью манипулятивных технологий, скрыто воздействующих на окружение объекта. Лучше всего подходят для таких целей кто-либо из заместителей первого лица, с которым имеется негласная конкуренция, руководители среднего звена, неудовлетворенные своим нынешним положением, и обслуживающий персонал, регулярно соприкасающийся с руководителем: секретарь, водитель, охранник.

Какие же задачи решаются с помощью саботажных методик? Это может быть дезорганизация работы предприятия в целом или одного из направлений его деятельности, психологическое давление на первое лицо, экстренный пересмотр и изменение планов и бюджетов, и многое другое, вплоть до самого обычного создания нездоровой психологической атмосферы в коллективе.

«Случайные препятствия», создаваемые с использованием саботажных инструментов, по большому счету, довольно-таки примитивны.

Примеров множество: руководитель предприятия, являющегося объектом НТ, едет на встречу с важным деловым партнером, но его машина внезапно попадает в длительную пробку, из-за чего тот опаздывает почти на час, а партнер к тому времени уезжает восвояси; в вечернее время фирма проводит роскошную презентацию, куда съезжаются все «отцы города» и «нужные люди», но через полчаса после начала мероприятия во всем здании «внезапно» отключается свет, и включен он будет только на следующее утро; перед деловой встречей неожиданно «теряются» все необходимые для «жертвы» документы и «находятся» они только через месяц; пьяный системный администратор «случайно» удаляет всю информацию, хранящуюся в компьютере; именно во время международных телефонных переговоров городская телефонная станция отключает номер, «случайно вспомнив» о задолженности за прошлый месяц в размере 14 коп.; наконец, личного водителя первого лица внезапно прохватывает жесточайшая диарея именно в тот момент, когда нужно ехать на самые важные мероприятия, а секретарше удается повредить себе ногу именно тогда, когда требуется принести кофе важному гостю. В общем-то это всего лишь мелкое вредительство, которое вряд ли обойдется в большую сумму, но зато как оно изматывает и подрывает психику... А руководитель, который не может сосредоточиться и которому все время что-то мешает трезво мыслить, способен стать для своей организации истинным бедствием.

Как правило, саботажные методики не применяются отдельно и сами по себе не способны стать основой НТ-кампании, они являются лишь «легкой приправой» к действительно «убойным» технологиям, как и родственная им группа методик психологического прессинга, а чаще всего саботаж и прессинг применяются одновременно или последовательно.

Психологический прессинг сложнее саботажа, поскольку базируется не просто на каком-то вредительстве, в большинстве своем стандартном для любого объекта, а на управлении естественными «нервными срывами» персоны. Традиционно принято считать, что прессинг – это нечто грубое, прямолинейное и очень типичное, направленное на то, чтобы «расплющить» человека, однако в профессиональных НТ задачей никак не является помещение объекта в психиатрическую больницу или его самоубийство – все гораздо сложнее и ювелирнее...

Конечной целью прессинга тоже является дезорганизация работы предприятия противника через его наивысшее звено. Методики в этой сфере используют особенности психологического состояния, характерные для функций первого лица: главным образом это специфические проявления усталости, а также цикличность и формы проявления нервных срывов, связанных с руководящей работой.

Необходимо учитывать, что российский тип руководителя характеризуется некоторыми очень специфическими чертами, отличающими его от «нормального» менеджера западного образца – в первую очередь, невероятной работоспособностью на грани трудоголизма, стремлением работать «на износ» (имеется в виду не «человек, занимающий управленческую должность», а одно из реальных первых лиц организации, которого можно определить как «хозяина»). Можно много и долго спорить о причинах такого явления, но факт остается фактом: подавляющее большинство отечественных руководителей уровня принятия решений не умеют рационально планировать собственное рабочее время (но и не позволяют делать это за них кому-либо другому).

Например, условному первому лицу г-ну Первачеву никто не сможет запретить работать сверхурочно и в выходные дни – даже его жена и вышестоящее руководство. Другая типичная особенность российского управленца – г-н Первачев всегда будет хвататься и за те дела, которые не имеют отношения к его компетенции, так как обладает совершенно патологическим чувством ответственности. Если от него потребуется, он вникнет и в проблемы завхоза, озабоченного тем, на два или четыре шурупа лучше привинчивать дверную ручку, и в сложности уборщицы, которую раздражает разбросанная по всему зданию шелуха от семечек. Г-н Первачев будет принимать столько людей, сколько к нему будет приходить, посетит все совещания, где необходимо его присутствие, прочитает всю почту, которая требует только его резолюции, и т.д. Но нас интересует не это, и даже не тот факт, что г-н Первачев по собственному желанию «сгорает» на работе, а то, что каждое первое лицо не умеет и не желает здраво планировать соотношение между работой и отдыхом, а вот из этого и следуют явления, представляющие самый непосредственный интерес для прессинга.

Вследствие того, что переутомление не компенсируется нормальным отдыхом, фактор накопившейся усталости проявится у первого лица не где-нибудь, а именно на рабочем месте. Что это будет – неизвестно: возможно, жесткий иррациональный конфликт с кем-то из деловых партнеров, или «наезд» на кого-то из сотрудников, или внезапный и очень бурный «служебный роман» с одной из сотрудниц, или «всеобщий разнос» с увольнением кого-либо и сокращением штатов... Нередко именно в таких условиях принимаются решения об аттестациях персонала, реорганизациях, «выдвижении» новых многообещающих кадров, изменениях в системе внутренней безопасности, перераспределении кабинетов и оргтехники. Такой «всплеск усталости» может проявиться и в смене поставщиков, пересмотре договорных обязательств, коррекции сумм различных бюджетов.

Дальше – больше. Самым верным и логичным решением было бы взять отпуск и уехать куда-нибудь на отдых, не взяв с собой ни мобильного телефона, ни пейджера, ни ноутбука, чтобы на время полностью отрешиться от рабочих проблем. Но чтобы российский руководитель, почувствовав накопившуюся усталость, уехал на отдых, нужно что-то экстраординарное – например, необходимость восстановления после инфаркта. Даже если его уговорят взять отпуск, он все равно ежедневно будет приезжать на работу и «разгребать экстренные дела», объясняя все «особо сложной ситуацией» и «производственной необходимостью». Следствием этого будет появление целого набора «профессиональных заболеваний», характерных для управленческого труда – от «психологической импотенции» до инфаркта.

Поскольку усталость и психологическое перенапряжение будут продолжать накапливаться, следующим этапом закономерно станет нервный срыв, форма которого будет зависеть от личностных особенностей конкретного руководителя. И такие срывы действительно происходят, с определенной цикличностью, причем проявления их в достаточной мере иррациональны, чтобы нанести организации серьезный ущерб. Суть сводится к одной-единственной идее – «послать все к черту» и «пусть горит оно синим пламенем». Цикличность этого явления у всех разная, как и продолжительность периода срыва. Разными могут быть и его проявления: «уход в запой» (причем данный вариант не исключен и для непьющих в повседневной жизни людей), «уход в загул» (сауны, женщины, рестораны, старые и новые друзья, казино, выезды на охоту или зимнюю рыбалку), «отъезд к такой-то матери» (бегство от реальности – например, выезд в глухой провинциальный город), «уход в романтику» (внезапная страсть к собственной секретарше или какой-нибудь старой знакомой, по накалу достойная пера Шекспира), «уход в народ» (внезапная смена делового стиля одежды на майку и тренировочные штаны, ежедневные хождения с авоськой по магазинам и рынкам), «уход в быт» (увлечение мелкими домашними делами – передвижением унитаза на 7 см влево, сооружением полочек и тумбочек по принципу «сделай сам»), «уход в огород» (чтение специализированной литературы для дачника, подкормка и подвязывание всех овощей, приготовление растворов для отпугивания плодожорки) и т.д.

Но все это, несмотря на множество вариаций, – проблемы сугубо личные, вряд ли имеющие отношение к РR-технологиям. Однако так кажется лишь на первый взгляд. Однозначно, что в периоды проявления усталости и нервного срыва первое лицо представляет потенциальную опасность для собственной организации, хотя бы на протяжении одного дня или даже нескольких часов. Так почему не попытаться регулировать возникновение этих периодов, программируя сроки, когда они должны возникнуть, и усиливая их проявления в выгодном для заказчика НТ направлении? Именно на этом и базируются методики прессинга.

Эффекты, которых можно добиться с их помощью, порой весьма сильны: это может быть и чрезмерная концентрация внимания первого лица на мелочах, и отвлечение его от действительно серьезных вопросов, и увольнение ряда важных для организации сотрудников, и негативные изменения во внутренней структуре, и установление невыгодных партнерских отношений, и финансовые ошибки, и изменение системы внутренних коммуникаций и т.д.

Но, несмотря на столь серьезную теоретическую базу, сами технологии прессинга относительно просты, а новые методики в этой сфере могут быть разработаны любым мало-мальски грамотным НТ-специалистом. Принцип здесь всего один: увеличение числа и концентрации факторов, способствующих накоплению психологической усталости.

Перечислим лишь самые распространенные схемы.

Конечно же, первое и самое простое – телефонные звонки:

• «длительные возмущенные беседы». Возмущенный пожилой обыватель звонит в офис, агрессивно требует к телефону руководителя и гневно беседует с ним в пределах часа на тему «как вам не стыдно смотреть людям в глаза». Если руководитель редко бывает в офисе, обыватель просто чаще звонит и эмоциональнее выражается – того все равно поставят в известность. Лучше всего, если обыватель представляет одну из категорий, с которой крайне нежелательно ссориться, – ветеранов, инвалидов, пенсионеров, многодетных матерей. Общение с таким человеком растягивается на долгий период, звонки следуют в различное время и с разной периодичностью, независимо от реакции руководителя. Поводами для повторных звонков служит что-то типа «вот я сегодня увидел вашу новую рекламу и все равно не понимаю, как же вам не стыдно людям в глаза смотреть»;

«короткие гневные звонки» – тоже звонки возмущенных обывателей, однако не настроенных на нормальный диалог, возмущение которых переходит точку кипения; чаще всего такие звонки поступают на прямой или мобильный телефон руководителя, вынуждая многократно пожалеть о наличии такового. Задача – вызвать руководителя на грубость либо некорректный ответ, что потом активно используется во всех видах пропаганды и общении с контролирующими органами: «...я обратилась с самым простым вопросом к предпринимателю Иванову, а он нахамил мне». Когда ожидаемый ответ, наконец, следует, обыватель пишет максимум жалоб во все инстанции – общественные объединения, администрации всех уровней, СМИ – и начинает информировать о случившемся как можно более широкий круг знакомых;

«случайные ошибки»: люди просто «ошибаются номером», постоянно звоня на прямой, мобильный или домашний телефон руководителя, – это способствует повышению нервозности;

«размытые угрозы» – краткие звонки с требованиями «немедленно прекратить противоправную деятельность», «больше заботиться о качестве продукции», «внимательнее относиться к продавцам» и т.п.;

«задушевные беседы» – эти регулярные звонки исходят от обывателя, который является «убежденным сторонником» объекта и «желает тому хоть чем-то помочь». Он, естественно, беседует только с самим руководителем, и разговор занимает не менее часа. Возраст избирателя, как правило, весьма более преклонный, а жизненный путь крайне тяжелый – это может быть ветеран гражданской войны, прикованный к постели инвалид или старушка – член партии с 1905 г. Этот человек «крайне расположен» к объекту и его бизнесу и звонит ему, чтобы дать множество житейских советов или указать на совершенные тем «по молодости и неопытности» ошибки. Общение со старым маразматиком, постоянно теряющим нить разговора, утомляет до крайности, но отказаться от такого общения невозможно ввиду преклонного возраста и «беспомощного положения» звонящего;

«фанатичные нападки» – частые разовые звонки от людей «не совсем в своем уме» с идиотскими обвинениями, проклятиями и приглашением в свидетели всевозможных потусторонних сил. Выдвигаемые обвинения зачастую не имеют никакой связи с действительностью, но это и неважно. Достаточно пообещать руководителю, что ему не позволят просто так продать наш край японцам, и закончить разговор обещанием в стиле «даже вашим внукам будет стыдно за ваши преступления» – и весь его день безнадежно испорчен.

Более действенный элемент прессинга – личные визиты:

«человек с проблемой». Такие люди большую часть своей жизни борются за что-то или против чего-то. Один из них и приходит к объекту НТ и, преданно глядя тому в глаза, умоляет его помочь (при этом не будучи в состоянии объяснить, почему пришел именно к нему). Нерешаемых проблем всегда хватает – это может быть жилищный вопрос, помощь с получением детского пособия и т.д. С собой посетитель приносит огромный грязный пакет, в котором содержатся тщательно подшитые документы «по сути вопроса», а также его личные документы, начиная со школьного аттестата, и фотографии всех членов семьи. После первого визита избиратель начинает буквально «жить» в офисе объекта, то дожидаясь прихода руководителя, то пытаясь узнать о ходе решения вопроса, то жалуясь на новую проблему. Характерно, что подобным образом можно «достать» кого угодно – чиновника, предпринимателя, политика или даже видного деятеля искусства;

«изобретатель вечного двигателя». Под этим названием обобщаются посетители, которые имеют некую идею-фикс и обивают пороги всех дверей, на которых размещены какие-либо таблички, пытаясь ее продвинуть. В большинстве случаев идея является сущим бредом – от пресловутого вечного двигателя или нового вида электростанции до чудесного способа похудания, – но об этом посетителю никогда не скажут, чтобы не вызвать у помешанного человека приступ буйства. «Изобретатель» крайне навязчив, считает данного руководителя единственным человеком, способным ему помочь, и готов беседовать на интересующую тему (кстати, одну-единственную), всегда занимая очередь с раннего утра. Психологический эффект одного такого «изобретателя» может быть весьма велик, вплоть до полной утраты руководителем способности анализировать ситуацию и принимать адекватные решения;

«подвижник». Вариант, еще худший, чем предыдущий. Этим посетителем движет не прикладная разработка, а высокая религиозная или философская идея. Суть постоянного длительного общения «подвижника» с объектом заключается в следующем: он на 100% уверен, что именно данный объект – достойнейший в своей отрасли человек, а потому призывает его обрести единственное недостающее ему звено – разделить ту самую «высшую идею». Ко всему прочему «подвижник» обещает обеспечить поддержку большого числа других сторонников своей веры, предоставить какие-либо «уникальные разработки» и т.п., поэтому просто выгнать его иногда и не решатся. Для получения наилучшего результата «идея» подвижника не должна быть широко распространенной, например он может быть сторонником какой-нибудь малоизвестной секты, последователем учения Порфирия Иванова или каким-нибудь «адептом космического знания Всемирного Разума»;

«эколог-общественник». Также весьма своеобразная разновидность посетителя, от разговора с которым трудно отказаться, так как экологическое движение в России существует, и неизвестно, к чему приведет конфликт с кем-то из его деятелей. Этот «подвижник» невероятно навязчив, совершенно бестактен, малообразован, не понимает намеков; не понимает вообще ничего, кроме объективной необходимости защищать «мать-природу». Обычно он приходит к объекту просить денег или предлагать провести очередную акцию по уборке мусора, а благодаря полному отсутствию комплексов становится для того самым худшим наказанием. Даже если ему все-таки дадут денег, он только чаще будет посещать свой объект – теперь уже как «своего единомышленника»;

«беженец» – это человек, которому «негде жить», а потому он регулярно посещает офис объекта, адрес которого где-то умудрился достать, с огромными тюками, в которых находятся личные вещи, и с несколькими неопрятно одетыми детьми. Сам он грязен, плохо одет и дурно пахнет, но может разжалобить кого угодно рассказом о перенесенных бедах (если верить, то он перенес все – от межнациональных военных конфликтов до кражи всех документов и денег). К объекту приходит с просьбой «помочь хоть чем-нибудь», а после – потому что «некуда больше идти». Постоянно есть вероятность, что устроится ночевать прямо у дверей офиса;

«спорщик» – приходит в офис, чтобы побеседовать на политические и экономические темы, обсудить перспективы мирового развития, подискутировать о слабых и сильных сторонах ведения бизнеса на предприятии, а проще говоря – чем-то занять собственное время. Умеет убедительно рассуждать, задавать идиотские вопросы и ставить что-либо под сомнение. По любому поводу имеет собственное неординарное мнение, которое считает необходимым высказать. До самого конца разговора остается надежда, что он все-таки объяснит, зачем на самом деле пришел, но она не оправдывается;

«искатель правды». Предлогом посещения становится наличие какой-то жалобы (на обслуживание, качество товара, внешний вид упаковки и т.п.), но сколько бы ни длилась беседа с ним, никто так и не сможет понять, что же этому человеку конкретно нужно. Говорит очень много, эмоционально и не по делу. Уходит всегда еще более подавленный, чем пришел, а прощаясь говорит нечто вроде «я надеялся хотя бы на вас, но нет – и вы такой же, как все»;

«обличитель» – приходит на прием к руководителю под логичным предлогом, но на деле эмоционально высказывает тому все, что «наболело», обвиняет его во всех грехах, начиная с развала СССР, не слушает никаких возражений, затем шумно уходит, хлопнув дверью и сказав какую-нибудь гадость напоследок;

«ведьма» – старуха как можно более отвратительной наружности, то приходящая в офис объекта, то поджидающая его у проходной, то «случайно» попадающаяся на его пути. Говорит очень мало, но многозначительно, бросает ненавидящие взгляды. Основным средством изъяснения служат проклятия и туманные, но мрачные «пророчества»;

«обладатель ценной информации» – встречается с объектом для того, чтобы сообщить ему услышанные от кого-то сведения (источник не упоминается) о том, что против того «что-то готовится» (как правило, со стороны кого-то из конкурентов либо органов власти). Это может быть что угодно – от выпуска компромата в СМИ до покушения. Посетитель не представляется, не говорит ничего конкретно, ссылается только на слухи, а цель своего визита объясняет как «желание предостеречь».

Помимо этих простых вариантов, доступных каждому, применяются и более сложные виды прессинга: подбрасывание различной документации, снабжение руководителя данными, свидетельствующими о неблагонадежности кого-то из сотрудников, исчезновение оправдательных документов по расходованию финансовых средств, выданных сотрудникам под отчет, – все, что подскажет фантазия исполнителям НТ-кампании. Ведь главное – результат, а он налицо...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: