Мистический PR

Каждый российский обыватель знает, когда и сколько раз нужно сплюнуть (и только через левое, а никак не через правое плечо), чем и по чему следует постучать, сколько раз и в каком случае перекреститься, какой рукой отдавать, а какой брать деньги... Нельзя здороваться или прощаться через порог, пустую бутылку обязательно нужно сразу убрать под стол, «на дорогу» принято посидеть. Существует и целая система, как определить, к чему чешется та или иная часть тела, и никогда россиянин не предположит, что это просто свидетельствует о необходимости помыться.

Чем не эффективная манипулятивная схема, основанная на внедрении подсознательных стереотипов? Их внедрение мы уже обсуждали, в общем-то, это доступно каждому при наличии большого желания и некоторых ресурсов, в том числе финансовых. Отметим, что длинный перечень старинных народных примет и суеверий постоянно пополняется все новыми «перлами», хотя и уровень мышления, вроде бы, уже давно не такой примитивный, и развитие цивилизации не стоит на месте. Может быть, все это еще и кому-то выгодно?

Несмотря на несколько параноидный характер такого предположения, оно не лишено определенных оснований. Ведь нередко обрядовые стереотипы дают достаточно сильный стимул к действию, приносящему кому-то совершенно определенную экономическую или политическую выгоду.

Например, чтобы весь год у человека были деньги, он должен на Рождество пожертвовать хотя бы небольшую сумму на церковь. Если подсчитать, какое количество россиян, даже не являющихся приверженцами православной религии, следует этой примете, то в каждое Рождество церковь получает весьма неплохую сумму. Впрочем, деньги идут на благое дело (по крайней мере так принято считать), поэтому, возможно, в такой манипуляции нет ничего крамольного...

Но возьмем другой вариант – как-то очень быстро получивший распространение в России неофициальный праздник «День святого Валентина» («день всех влюбленных»). Вроде бы никогда такого исконно русского праздника и не было – однако «прижился», «пустил корни» и забывать о нем стало даже как-то неприлично, особенно среди молодежи. Казалось бы, ну и что? Однако если посчитать, какие деньги делаются ежегодно в этот день на всевозможной продукции – от открыток и пирожных до специально изготавливаемых по этому случаю ювелирных изделий, – есть над чем задуматься. Налицо явный заказ на внедрение связанных с этим стереотипов, причем со стороны сразу нескольких отраслей, – и представители каждой из них по-своему участвуют в этих манипуляциях, используя те каналы, которые имеют в распоряжении.

Немалое число отечественных обрядовых манипуляций производится в рамках такого религиозного праздника, как Пасха. Не будем говорить о действительно верующих людях, для которых это действительно праздник, значение которого им понятно, – скажем лишь об «усредненном обывателе», воспитанном на яром атеизме и просто привыкшим действовать в соответствии с внедренными стереотипами, «как все». Если спросить этого обывателя, зачем на Пасху нужно покупать в невероятном количестве и красить яйца и в чем глубокий скрытый смысл этого процесса, – подавляющее большинство не сможет ответить ничего вразумительного, но каждый при этом все равно покупает и красит. Получающие от этого немалую коммерческую выгоду птицефабрики могут лишь испытывать «чувство глубокого удовлетворения» и с полным основанием считать этот день своим профессиональным праздником. Как и хлебопекарная промышленность – ведь именно в этот день обыватель ажиотажно гоняется за куличом, за который готов заплатить столько, сколько не заплатит ни за один его аналог в любой другой день, причем его совершенно не волнует качество, степень свежести, упаковка, вежливость продавцов и другие характеристики, относящиеся к данному изделию. А если к данному хлебобулочному продукту приложить еще и клочок бумаги, на котором указать, что кулич «освящен» каким-нибудь митрополитом, настоятелем некоего собора или иным духовным лицом, – и без того завышенную цену смело можно поднимать еще в несколько раз, и совсем не важно происходило ли это «освящение» и даже существуют ли указанный собор и тот самый митрополит. Вполне естественно, что и этот обрядовый стереотип успешно эксплуатируется и приносит большие суммы. И хотя кое-кто из производителей пишет слово «митрополит» через «е», это не особенно смущает обывателя, как не волнует и то, какое значение имеет тот самый кулич и для чего именно он нужен с религиозной точки зрения: стереотип совершенно не задействует сознательный уровень, ему достаточно подсознательной установки – в указанный день обязательно пойти, купить за любые деньги и съесть.

Становится даже как-то не по себе, если вдуматься, сколь многое обыватель делает без каких-либо рациональных мотивов, просто потому, что «так принято» или к этому его обязывают некие мистические мотивы. Многие предпочитают не заключать сделок и не принимать каких-либо решений в те дни, когда пятница приходится на 13-е число; кто-то строит на мистических мотивах даже свое меню. Примеров можно найти бесконечное множество, но важно другое – этим процессом можно управлять...

Простейший вариант – уже ставшие традиционными астрологические манипуляции. Гороскоп предельно удобен: он дает конкретные указания и предостережения, что нужно делать, а чего следует избежать, определяет «удачные» и «неудачные дни», причем обыватель приучен не вникать в детали, а просто воспринимать эти рекомендации как данность. Некоторый процент россиян, прочитав или услышав в гороскопе на неделю, что в определенный день представителям их знака зодиака лучше вообще не выходить из дома «ввиду высокой вероятности несчастных случаев со смертельным исходом», последует этому совету. А этим днем вполне может быть, например, и день голосования – вот вам и один из вариантов снижения явки на выборы. Достаточно результативны и астрологические рекомендации иного рода: в такой-то день ничего не покупать «из-за вероятности быть обманутым», в такой-то – приобрести любимому человеку нечто конкретно определенное (допустим, цветы или коробку конфет). Наиболее действенны индивидуальные гороскопы, составляемые на заказ: россиянин привык больше доверять тому, за что заплатил деньги; с помощью индивидуального гороскопа некоторым «астрологам» или связанным с ними «пиарщикам» удается с очень высокой точностью манипулировать объектом негативной кампании (причем нередко – деятелем крупного масштаба).

Но у астрологических манипуляций есть и немало минусов. Доверяют гороскопам отнюдь не все обыватели, и даже не подавляющее большинство, причем процент тех, кто подвержен таким воздействиям, неуклонно уменьшается. В первую очередь сказывается то, что в доведении установок до адресата используются только «официальные» каналы, имеющие низкий коэффициент доверия, преимущественно СМИ; не лучшим образом влияет и слишком большое число «расплодившихся» шарлатанов самого низкого уровня, а также то, что нередко СМИ из экономии и вовсе не привлекают астрологов, а создают гороскопы собственными силами, «от фонаря». Наконец, не лучшим образом выглядит и чрезмерная интенсивность астрологического воздействия на россиянина: его со всех сторон просто «перекармливают» гороскопами, многократно превышая все разумные пределы, причем большая часть из ежедневно получаемых «прогнозов» не сбывается, и это способен заметить даже самый недалекий обыватель.

Хрестоматийным примером совершенно иррациональной манипуляции стало и использование каналов почтовой коммуникации (раньше это относилось только к обычной почте, сейчас же применяется уже и e-mail) – речь идет о так называемых письмах счастья. Схема, в общем-то, давно известна: обыватель получает письмо достаточно большого объема (часто довольно безграмотное), где ему рассказывается о том, какое большое «счастье» ему привалило, а также описываются два вида его возможных действий и последствия каждого из них. Главное, что от него требуется, – в довольно короткий установленный срок переписать данное письмо (обязательно вручную) энное число раз (иногда 40, иногда 70 или еще больше), а затем разослать все полученные таким образом копии на домашние адреса разных людей, знакомых или незнакомых. «Мотивация» очень примитивна: в письме описаны случаи, когда некоторые широко известные люди, получившие такое письмо и выполнившие все рекомендации, получили обещанное «счастье»: огромное наследство от неизвестного родственника, выгодный контракт, избрание или назначение на высокую государственную должность, Нобелевскую премию и т.п. В качестве «ужасающей альтернативы» приводятся примеры с не менее известными людьми, которые проигнорировали или выбросили письмо, а затем в их жизни произошли «роковые события»; очень часто упоминаются Хрущев, для которого, оказывается, именно игнорирование «письма счастья» обернулось вынужденной отставкой, и Сталин, якобы умерший вскоре после того, как выбросил такое письмо.

Просто поразительно, какое количество вроде бы здравых и рациональных людей легко поддается на такие манипуляции, тратит свое время на многократное переписывание этого бреда и деньги на его рассылку. Но есть и другой эффект – вне зависимости от реакции на получение «письма счастья» сам факт его получения на некоторое время выводит объект из душевного равновесия, препятствует ему здраво оценить ситуацию, подсознательно вынуждает жить в постоянном напряжении, ожидая обещанных «ужасающих кар» или пресловутого «счастья». Здесь в какой-то мере провоцируются и страхи, и неуверенности, и даже некоторая агрессия. Кто знает, кому именно пришла в голову мысль воздействовать подобным образом именно на данный объект – является ли это случайностью, чьей-то глупой выходкой или частью прессинга в рамках масштабной НТ-кампании?

Однако и в случае с «письмами счастья» налицо ряд «слабых мест». В первую очередь – использование не совсем удачного канала коммуникации, каким является сегодня почта. Если «в доброе советское время» интерес к приходящим обывателю почтовым отправлениям был довольно высок, то сегодня обыватель находит в своем почтовом ящике слишком много того, чего не ждет и что ему совершенно не нужно, и выбрасывает полученное в мусорную корзину. Сегодня его забрасывают и агитационными материалами политического плана, и рекламными купонами или каталогами, и приглашениями туда, куда он вовсе не стремится. Получает он немало и адресованных лично ему писем, для подготовки которых достаточно простенькой компьютерной программы, от самых разных людей – кандидатов на пост президента, видных политиков и бизнесменов, действующих чиновников; причем россиянин уже давно привык, что за каждым из таких писем скрывается отнюдь не внимание к его скромной персоне, а всего лишь стремление в очередной раз его «кинуть». Приходят ему и сообщения об «огромных выигрышах» – от машины до кругосветного круиза, для получения которых достаточно только заказать товары на некоторую сумму из прилагаемого каталога. И обыватель уже не воспринимает любую информацию, полученную через почтовые каналы, достаточно остро и чаще всего не реагирует на нее.

Гораздо более эффективно введение новых мистических стереотипов через неформальные каналы. Удачнее всего применяется это при продвижении какой-нибудь уникальной продукции, выпускаемой лишь считанными единицами предприятий. Но лучше всего срабатывает при наличии чисто негативных задач: например, дискредитация отдельных видов товаров, преимущественно зарубежного производства.

Допустим, существует и создается немало «примет», отводящих простейшему венику значительную роль в «отпугивании от дома злых духов»; однако для этой цели веник должен быть именно «простейшим», отечественным, потому что всевозможные «синтетические» веники и щетки из числа «новых веяний», напротив, могут иметь обратный эффект. Вот вам и простейший подсознательный стимул – и совершенно иррациональный.

Стоит признать заслуги «мистического PR»и в конкурентной борьбе на рынке бытовых мелочей и сувениров: именно мистические мотивы лучше всего противостоят засилью недорогих и довольно оригинальных китайских изделий. Внедряемый здесь стереотип – то, что все китайские сувениры и украшения содержат в себе и некоторую религиозную символику, чужеродную для православной веры, что способно привлечь к их обладателю самые разные несчастья и превратить дом в объект влияния неких «злых сил». Аналогичная схема используется и с другой целевой аудиторией – представителями бизнеса и различных элитных групп: здесь в качестве объекта «мистического» негативного PR выступают уже дорогие деловые сувениры, предметы искусства и раритеты, которыми принято украшать рабочий кабинет, носить их с собой или размещать в машине. Мистический стереотип формируется по тому же принципу: китайские изделия выражают иные философские и духовные ценности, поэтому способны принести российскому бизнесмену неудачи (если располагаются в машине – то спровоцируют аварию со смертельным исходом, если носить при себе – могут предвещать близкую гибель или крупные «наезды»). Абсурд? Отнюдь нет, особенно для людей, которые склонны платить за «освящение» новой машины или квартиры и после «разборок» обязательно заезжать в церковь...

Здесь уже эффект несомненен, и бороться с засильем подобной мистики непросто – распространение всех этих подсознательных установок не имеет «начального источника» и распространяется через самые эффективные неформальные каналы (УС, КВК); сила таких установок в том, что они очень быстро могут стать «общеизвестными» и «общепринятыми». Учитывая, что мировоззрение российского обывателя имеет в своем составе очень много мифологических элементов, ему свойствен повышенный интерес к мистической сфере, и он изначально по собственной воле готов подвергаться манипуляциям.

Наконец, все большую популярность в обществе приобретают всевозможные «сглазы», «порчи», «привороты», «отвороты», что тоже может быть с немалым успехом использовано в рамках НТ-кампании. Многие объясняют подобными явлениями неудачи в бизнесе, проблемы со здоровьем, сложности в личной и семейной жизни; даже проигравшего кандидата на выборную должность нередко кто-то может убедить, что причиной поражения стал не административный ресурс, а, например, его «смещенная аура» (а «сместилась» она из-за происков кого-то, кто еще лет 10 назад «навел на него порчу», или «от зависти окружающих»). Процветает даже целая индустрия «лохотронов» со «снятием порчи и сглаза», когда нередко человек остается с «очищенной аурой», но теряет колоссальные суммы – порой почти все, что у него есть.

Возможностей для введения иррациональных мотивов в действия объекта здесь множество: порой без особых усилий можно добиться, например, чтобы в ходе НТ-кампании объект посвящал большую часть своего времени только «чисткам ауры» и выполнению инструкций, получаемых от «божьих людей» или просто почерпнутых из общения со своим же окружением. Несложно таким путем подвигнуть его и к непредвиденным расходам, и к разрывам прочных партнерских отношений, и к увольнениям сотрудников, и к заключению совершенно абсурдных сделок или временному прекращению деловой активности. По большому счету, мистический PR – одно из самых сильнодействующих направлений НТ. Однако это и одно из таких направлений, где особенно важна умеренность, – именно здесь есть риск случайно «перегнуть палку», поскольку возможности безграничны...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: