Методика разработки выставочных программ. 5 страница


Замечено, что проведение однотипных выставок чаще, чем один раз в год, намного снижает их посещаемость. Так, посещаемость персональной выставки В.И. Смирнова [231, Д. 346], прошедшей в 2002 году составила 56 чел./день, а посещаемость повторной выставки того же автора в 2003-2004 гг. снизилась до 40 чел./день [225], посещаемость выставки алтайского фотоху­дожника А.А. Правоторова в 2001 году составила 61 чел./день [231, Д. 276], а в 2002 году - 44 чел./день [231, Д. 354].

Таким образом, повторное проведение выставки одних и тех же худож­ников с интервалом мене 1,5 лет вызвало снижение посещаемости данных экспозиций. Напротив, проведение выставок одного художника с длитель­ным интервалом только увеличивает их посещаемость. Например, на персо­нальной выставке Н.А. Короткова (1997 г.) в среднем проходило 26 чел/день, а на выставке того же автора через четыре года количество посетителей уве­личилось до 61 чел./день [231, Д. 318]. Конечно, непременным условием для повторного проведения выставок одного художника является его творческий рост. Эффективнее всего проводить повторные выставки художников либо выставки похожей тематики с интервалом в 3-5 лет с учётом обновления экс­понатов и изменения запросов аудитории. Этот фактор в практике работы музея уже отмечен и нашёл отражение в проекте положения о выставках.

В художественных музеях, где большинство выставок построено на произведениях искусства, рассматривать актуальность выставки необходимо с некоторой степенью условности, так как музейные предметы со временем не утрачивают, а напротив приобретают дополнительную историческую и художественную ценность, а значит, актуальны во все времена. Всё же пред­почтения относительно характера предметов могут изменяться в зависимости от различных тенденций в обществе. При этом экспозиция всегда больше, чем собрание предметов, она всегда несёт в себе определённую идею. Имен­но актуальность этой идеи, т.е. тематики выставки, может явиться основным фактором её востребованности независимо от представленных предметов.


Зачастую аудитория, имея представление только о характере предме­тов, делает совершенно иной выбор, нежели ориентируясь на тематику вы­ставки. Результаты социологического исследования изучения запросов ре­альной аудитории (см. раздел. 2.1) показали, что выставки предметов декора­тивно - прикладного искусства (ДЛИ) в среднем выразили желание посетить 30% опрошенных, а этнографические выставки, раскрывающие быт и тради­ции русского населения (преимущественно построенных на предметах ДЛИ) - 57% опрошенных. Живописные произведения предпочитают 86% реальной аудитории, однако современное искусство выбрали только 17% респонден­тов. Поэтому оценка такого фактора, как тематика выставки, имеющая отра­жение в её названии, должна быть непременной составляющей выставочной технологии:

На посещаемость выставки влияют так же сроки её проведения. Анализ данных о посещаемости в ГХМАК [227] показал закономерность посещаемо­сти в определённые месяцы, независимо от проводимых выставок (график 1)

График 1 Анализ посещаемости ГХМАК (основное здание) 2001-2004г.г.

Как правило, в феврале, мае и августе наблюдается спад посещаемости. В летний период стабильно низкая посещаемость. В марте, апреле и осенние месяцы посещаемость увеличивается и достигает пика в ноябре. Посредством выставочной политики можно усилить или снизить эту тенденцию, регули­руя поток посетителей. В 2004 году этот фактор учитывался при планирова-


нии выставок, что позволило значительно увеличить посещаемость в начале года и выровнять количество посетителей в летний период.

Ценовая политика так же является важным дополнительным фактором, влияющим на посещаемость, экономичность и педагогическую эффектив­ность выставок. Проведённый опрос (см. раздел 2.1) и наблюдение на вы­ставке «Шедевры Третьяковской Галереи» (2004 г.), позволили выявить не­достатки ценовой политики. Несмотря на то, что цена билета была достаточ­но высокой и выставка явилась экономичной, все же негибкость ценовой по­литики повлияла на её эффективность. Около 14% респондентов выразили желание повторно посетить выставки, однако одним из условий реализации этих планов для 10% явилось снижение цены билета. Кроме того, большин­ство замечаний, 90% негативных или нейтральных отзывов были высказаны в то время, когда количество посетителей превышало пропускную способ­ность экспозиционных залов (во второй половине дня пятницы, субботы и воскресенья).

Этот фактор является наиболее существенным, поскольку усиливает негативное воздействие всех других компонентов организационной системы: затрудняет просмотр экспозиции, ухудшает условия пребывания в музее, увеличивает нагрузку на экскурсовода и обслуживающий персонал и т.д. В результате не только снижается образовательно-воспитательное воздействие экспозиции, но и происходит обратный эффект. По нашему мнению, сниже­ние цены на билет в ранее время суток, будние дни, а так же значительные скидки при повторном посещении, позволили бы не только привлечь допол­нительную публику и получить доход, но и регулировать поток посетителей, тем самым, увеличив педагогическую эффективность выставки.

Сегодня значение рекламы и в целом PR-технологий, как фактора ус­пешного продвижения товара или услуги, признанно во всех сферах деятель­ности, в том числе и в сфере культуры. Презентация музейных экспозиций непременное условие высокой посещаемости выставок.


В ГХМАК работа в этом направлении усиливается с конца 1990-х го­дов. Результаты этой работы очевидны. Каждая выставка освещается на те­левидении, радио, в газетных статьях, анонсах. Непременно изготавливается наружная реклама, сообщения о выставках помещаются в сети Интернет. В 2000-2004 годах информация о новых экспозициях транслировалась через пейджинговую связь, что к 2005 году стало неэффективным. На каждой вы­ставке проводятся пресс-конференции, изготавливаются пресс-релизы, кото­рые распространяются не только среди журналистов, но и среди педагогов различных учебных заведений. К некоторым выставкам выпускаются афиши, флаерсы и другая полиграфическая продукция. Информация проходит в раз­ных формах: интервью, репортажи, тематические передачи, конкурсы и вик­торины, информационные сообщения и т.д. Однако выставки освещаются неравномерно в связи с тем, что музей, как правило, использует только бес­платные или малозатратные способы презентации выставки. Исключения со­ставляют выставки, где представлены предметы внешнего фонда и реклам­ную компанию проводит за свой счёт организация или физическое лицо, пре­доставляющее, выставку.

Анализ организации ряда выставок позволил подтвердить уже извест­ную закономерность: посещаемость выставки увеличивается или уменьшает­ся в соответствии с масштабом рекламной компании выставки. Однако и здесь имеются исключения. Например, чем известнее произведения или ав­тор представленных работ, тем менее затратной может быть рекламная ком­пания. Выставка сама по себе вызывает большой резонанс в прессе и в обще­ственных кругах, что и является рекламной компанией выставки.

Как уже отмечалось, оценка экономичности выставок не ограничивает­ся соотношением доходов и расходов, а предполагает рассмотрение вклада выставки в развитие материально-технической базы музея с позиций целесо­образности. Например, персональные выставки современных художников Алтайского края в ГХМАК не отличаются высокой доходностью, однако за счёт данных выставок активно ведётся комплектование коллекций. Чаще все-


го произведения в дар музею поступают от художников, чьи выставки орга­низовывались в ГХМАК. Около трети всех новых поступлений в фонды му­зея составляют дары. Например, в 2000 году в дар музею поступило 126, в 2001 - 53, в 2002 - 71, в 2003 - 51 произведение [225]. С ежегодных краевых выставок учащихся детских школ искусств пополняется детский фонд музея, из которого комплектуется в среднем 30% передвижных выставок в год.

Выставки помогают укреплять материально-техническую базу музея, как за счёт собственных, так и за счёт привлечённых средств. Например, для организации выставки «Шедевры Третьяковской галереи» (2004 г.) было усовершенствованно выставочное оборудование, система освещения.

Анализ экономической целесообразности выставок с 2000 по 2004 год показал, что экономичными можно считать лишь 30% выставок. Как прави­ло, это развлекательно-коммерческие выставки, некоторые персональные вы­ставки профессиональных художников и широкомасштабные выставочные проекты. Большинство выставок соответствующих музейной специфики и профилю музея не являются экономически эффективными.

Актуальность тематики, характер выставляемых предметов, как пока­зал опыт работы ГХМАК, влияет на экономичность выставки, так как не только способствует посещаемости, но и привлекает спонсоров. Как уже от­мечалось, одним из факторов, влияющих на экономичность выставок, явля­ется ценовая политика, при этом экономичность предопределяет не только цена билета, но и гибкость системы цен (скидки в определённое время, нако­пительные скидки, скидки на семейное посещение и т.д.).

Оценка педагогической эффективности выставочной деятельности ГХМАК потребовала изучения отзывов посетителей по выставкам, прошед­шим в музее в 2000-2004 гг. Проанализированы книги отзывов выставок раз­личной тематики и предметов, в том числе персональные и групповые вы­ставки художников Алтая и России в целом, выставки из фондов музея, вы­ставки самодеятельных мастеров и этнографические выставки, фотовыставки и т.д. [231-234].


Анализ отзывов посетителей выставок показал, что степень педагоги­ческого воздействия экспозиции на зрителя различна и зависит, прежде все­го, от её художественного решения и характера представленных экспонатов. Все без исключения экспозиции оказывают позитивное воздействие на му­зейную аудиторию. Это выражается в улучшении настроения, ощущении ра­дости, покоя, эмоционального и энергетического подъёма. Некоторые экспо­зиции, способны изменять даже депрессивные состояния посетителей.

На выставке «Пейзаж с лирическим героем» (выставка памяти Д.Л. Комарова, 2000 г.) [231, Д.273], зрителями отмечена способность живопис­ных произведений улучшать не только душевное, но и физическое здоровье. Замечено, что наибольшее влияние на психофизиологическое состояние по­сетителей оказывают экспозиции, где представлены живописные произведе­ния, и сюжеты работ связаны с окружающим миром, природой. Как правило, это пейзажи и натюрморты, выполненные в традициях реалистической шко­лы изобразительного искусства', с преобладанием светлых спокойных тонов.

Экспозиции, в которых чётко прослеживается определённая культуро­логическая концепция, побуждают человека к внутренней рефлексии, анали­зу, стимулируют познавательную активность. Так, знакомство с персональ­ной выставкой Г.Ф. Буркова «Люди Алтая» (2002 г.) [231, Д. 348], вызвало у посетителей размышления о преемственности и различии поколений, их ду­ховной составляющей.

Выставки представляющие произведения современных алтайских ху­дожников, вызывают множество различных эмоций и импульсов. Одни посе­тители выражают желание отправиться в путешествия по родному краю (вы­ставка «Люди Алтая, 2002 г.), другие - поехать в Венецию (выставка В.Октября, 2003г.) [231, Д. 273, 359]. После знакомства с выставками мест­ных художников посетители вносят предложения об организации встреч с авторами произведений, создании новых ИЗО студий, издании альбомов и календарей с репродукциями понравившихся работ. Групповые и персональ­ные выставки произведений алтайских художников вызывают чувство гордо-


сти за земляков, родной край, его природу, традиции и обычаи. Неоднократ­но впечатления и эмоции выражались в стихотворной форме, выставки рож­дали желание творить и дарить радость окружающим.

Наибольший эффект в этом отношении производят выставки, посвя­щенные г. Барнаулу, которые ежегодно проходят в залах музея [232, Д. 244, 245, 341]. Городские мотивы восхищают зрителя, рождают чувство любви и вызывают интерес к истории малой родины. Экспозиция способствует воз­никновению представлений о будущем города, желанию пройтись по памят­ным местам, вспомнить прошлое.

Сама по себе выставка, без дополнительного применения форм образо­вательно-развлекательной деятельности несёт в себе элементы интерактив­ности. Барнаульцы стараются узнать улицы, проспекты, площади, успевшие измениться с течением лет, анализируют перемены, произошедшие в родном городе. Посетители активно пользуются пояснительными материалами, об­ращаются за дополнительной информацией к сотрудникам музея. На данных выставках отмечен самый высокий уровень познавательной активности ауди­тории.

Использование нетрадиционных художественных приёмов на выстав­ках вызывает у зрителя новое понимание и актуализацию уже известных фактов. Так, благодаря оригинальному экспозиционному решению выставки «Алтайский Хлеб» (2003г.) [232, Д. 367], многие посетители осмыслили зна­чение освоения целинных и залежных земель на Алтае с позиций современ­ности, проанализировали исторические события того времени, оценили ог­ромный труд наших земляков.

Большинство выставок предстают для зрителя как виртуальная реаль­ность, особая среда, где посетитель переносится в другой мир, уходит от по­вседневных забот и проблем. Часто это выражается в желании вернуться на выставку ещё раз, задержаться подольше в зале, приобрести произведения искусства для собственной коллекции. Выставки работ профессиональных художников Алтайского края воздействуют одновременно на все эмоцио-


нальные и интеллектуальные процессы личности посетителя и являются уни­кальной образовательной средой.

Эффективны в этом плане и этнографические выставки, о чём свиде­тельствуют отзывы посетителей [232, Д. 215, 238, 243]. Зрители пишут о том, что попали в сказочный мир, вернулись в своё детство, совершили путешест­вие во времени, увидели предков. Огромное воздействие выставки оказыва­ют на психофизиологическое состояние человека: дают ощущение радости, энергетического подъёма, нейтрализуют депрессивные состояния. Положи­тельный настрой ощущается в самих словах, которыми пользуются посетите­ли: «красиво», «прекрасно», «теплота», «уют», «добро», «сердечно», «свет­ло» и т.д. Практически во всех отзывах, содержатся слова благодарности ор­ганизаторам выставки, восхищение их трудом, подчёркивается необходи­мость и важность этой работы.

Этнографические выставки вызывают желание глубже узнать народ­ную культуру, как можно дольше не расставаться с предметами, представ­ленными в экспозиции, сохранить те эмоции и ощущение, которые возникли при посещении выставки, побуждают молодёжь участвовать в экспедициях и заниматься исследовательской деятельностью.

В практике ГХМАК, этнографические выставки становятся одним из инструментов формирования региональной и национальной идентичности. Испытывая воздействие воссозданной на выставке историко-культурной сре­ды, посетитель соотносит свои взгляды и представления, знания и опыт, эти­ческие и эстетические критерии с нормами русского населения жившего на Алтае в прошлом. Данные выставки, вызывают у посетителей гордость за свою нацию, любовь к её культуре. Процесс трансформации общекультур­ных ценностей в личностные, на этнографических выставках прослеживается довольно чётко и находит выражение в желании людей сохранить впечатле­ния, возникшие при просмотре выставки, приобрести экспонаты, подлинные или реконструированные, для дома, детей и близких.


Большое количество положительных отзывов учащихся и студентов, свидетельствует о том, что этнографические выставки не только возможны, но и необходимы, как средство оптимизации педагогического процесса.

В меньшей мере педагогическое воздействие оказывают экспозиции, на которых преобладают вспомогательные материалы и копии. Несмотря на то, что выставки удовлетворяют в некоторой степени познавательный интерес, тем не менее, посетители часто испытывают после просмотра выставки чув­ство разочарования. Многие сожалеют о том, что невозможно в полной мере насладится произведением искусства, ощутить фактуру, цвет. В целом посе­тители оценивают такие выставки как невыразительные и несодержательные. Следует отметить, что количество выставок преимущественно построенных на копийном материале, за рассматриваемый период в ГХМАК очень незна­чительно (менее 1%).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что наиболь­ший педагогический эффект оказывают выставки подлинных произведений искусства (чаще живописи и декоративно-прикладных изделий), обладающей высокой исторической и художественной ценностью и представляющие зна­комые предметы и сюжеты. На выставках, где предметы демонстрируются в воссозданной среде и имеет место целостный художественный образ, про­цесс трансформации общепринятых ценностей в личностные происходит го­раздо быстрее и без каких либо дополнительных усилий со стороны музей­ных педагогов.

На качественном уровне педагогическая эффективность выставочной деятельности ГХМАК, определяется следующем воздействием на посетите­ля:

- улучшение психофизиологического состояния;

- активизация познавательных процессов;

- усиление интеллектуальной активности;

- формирование ценностных ориентиров;

- стимулирование творческой деятельности;


- осуществление процесса социализации и самоидентификации лично­сти.

Для процесса музейной коммуникации, а значит и педагогической эф­фективности выставок имеет большое значение уровень музейного обслужи­вания в широком смысле этого слова. Не случайно немецкие специалисты, имеющие большой опыт в области музейной педагогики, считают, что глав­ной её задачей является создание наиболее благоприятных условий для об­щения посетителя с музейным предметом. Музейные педагоги в определён­ной степени рассматривают свои услуги как необходимый современному му­зею сервис. Зарубежные музеи уделяют огромное внимание тому, чтобы по­сетителям было комфортно и удобно в музее, после посещения остались по­ложительные эмоции и впечатления, появилось желание повторно придти в музей.

К дополнительным факторам, оказывающим влияние на пр оцесс вос­приятия экспозиции посетителем, можно отнести и некоторые моменты ор­ганизации выставки, а так же общий уровень музейного обслуживания. На сегодняшний день вопрос о повышении уровня музейного обслуживания в целом является актуальным для многих Российских музеев, в особенности региональных. У каждого музея есть собственная постоянная и временная, реальная и потенциальная аудитория. Она характеризуется разной степенью требовательности и восприимчивости к условиям пребывания в музее. Для осуществления выставочной деятельности необходимо знать особенности этой аудитории, то насколько различные организационные условия способны снизить или повысить эффективность воздействия экспозиции на посетителя, какие из факторов оказывают решающее значение.

Проведённые социологические исследования среди посетителей вы­ставки «Шедевры Третьяковской галереи» (см. раздел 2.1) позволили полу­чить ответы на эти вопросы.

Несмотря на то, что высокая историческая и художественная ценность экспонатов не вызывала сомнений и явилось причиной посещения выставки


для 77% опрошенных, всё же 50% респондентов высказали замечания отно­сительно различных аспектов организации выставки. Из всех опрошенных (193 человека), 18 % остались недовольны условиями пребывания в музее (неудовлетворенны количеством мест для отдыха, отсутствием системы вен­тиляции и кондиционирования, служебных помещений); 1.6% - отсутствием дополнительных услуг (возможностью сфотографироваться на выставке); 7.2 % - не устроила цена входного билета (она была повышена, при этом систе­ма льгот сохранена); 11% выразили замечания к экскурсионному обслужива­нию; 4% - к работе смотрителей и обслуживающему персоналу. Остальные замечания были высказаны относительно технических средств в экспозиции, освещения, пояснительных материалов (15%).

Из всех респондентов, 94% выразили положительные эмоции и впечат­ления после просмотра выставки: улучшилось настроение (57,5%); возникло желание чаще ходить на выставки (54,4%); захотелось больше узнать об ис­кусстве (30%); возникло желание ещё раз посмотреть данную выставку (13,9%,); воодушевило на собственное творчество (10,3%). Негативные эмо­ции выразили 3% посетителей: ухудшилось настроение (1%), разочаровались в выставке (1%), пропало желание посещать выставки (1%), навеяло скуку (1%) и 3% опрошенных, ответили, что выставка не оказала никакого воздей­ствия.

В дальнейшем мы, не рассматривая систему проектирования экспози­ции, постарались выявить степень влияния каждого из факторов, вызвавших недовольство посетителей, на эффективность процесса восприятия экспози­ции. В качестве таковых выделены уровень экскурсионного обслуживания: содержание и адаптивность излагаемого материала, внешний вид, пол, воз­раст экскурсовода методы подачи материала; и общий уровень музейного об­служивания: количество и удобство мест для отдыха, служебные помещения, система вентиляции и кондиционирования, работа смотрителей и обслужи­вающего персонала, дополнительные услуги, ценовая политика.

По результатам исследования, можно заключить, что воздействие каж-


дого из перечисленных факторов различно, а совокупность таковых оказыва­ет наибольшее влияние на процесс восприятия экспозиции. Из тех респон­дентов, у кого после посещения выставки остались негативные впечатления, 87% выделили два и более факторов, оказавших такое воздействие. Анализ каждого из них, показал, что в одних случаях они снижают педагогический эффект экспозиции, в других не имеют существенного значения. Например, только лишь неудовлетворённость количеством и удобством мест для отды­ха, отсутствие дополнительных услуг не оказывает влияния на процесс вос­приятия экспозиции посетителем. Из тех опрошенных, кто отметил отсутст­вие служебных помещений или системы вентиляции и кондиционирования, только 25% - выразили негативные впечатления и эмоции после посещения выставки.

Как показал опрос, н аибольшее влияние на аудиторию в системе му­зейного обслуживания оказывают личностные компоненты. Посетители, ко­торые прослушали экскурсию и остались довольны экскурсоводом, отметили улучшение настроения (71%), выразили желание чаще посещать выставки (67%.) У респондентов, осматривавших выставку самостоятельно, показатели были значительно ниже: первый вариант ответа выбрали 47%, второй - 49% опрошенных. Правильный выбор методики и средств образовательно-развлекательной деятельности на выставке усиливает положительный эффект от воздействия экспозиции, а в случае непрофессиональной музейно-педагогической работы, может полностью его нейтрализовать, даже при безупречной экспозиционно-художественной составляющей выставки.

Современная аудитория музея предъявляет довольно высокие требо­вания к тем, кто непосредственно с ней общается. Если учесть все замечания, то экскурсовод должен иметь безупречный внешний вид, приятный постав­ленный голос, обладать большим запасом знаний в области истории, культу­ры и искусства, владеть всеми методами подачи материала и даже некоторы­ми навыками актёрского мастерства. В целом можно отметить, что главными являются личностные качества и профессиональные навыки экскурсовода,


такие как дружелюбность, обаяние, уверенность в себе, умение «чувство­вать» и увлечь аудиторию и т.д. Кроме того, часть посетителей (24%), рас­сматривают смотрителей как консультантов, которые должны помогать зна­комится с экспозицией и давать исчерпывающие ответы на все вопросы, свя­занные с экспозицией и музеем в целом. Жалобы на отсутствие экскурсовода (у тех посетителей, кто дополнительно не заказывал экскурсию), так же сви­детельствуют о том, что зритель ожидает, что в стоимость билета заложено получение полной информации об экспонатах, представленных на выставке, причем способ он предпочитает выбирать сам.

Требования к уровню музейного обслуживания зависят от пола, возрас­та и степени подготовленности посетителя к восприятию музейного предме­та. Из всех опрошенных мужчин (46 чел.), замечания высказали 35% (жен­щин - 68%), негативные эмоции выразили - 2% (женщин - 6%). Недовольст­во ценой на билет выразили исключительно женщины. Неодинакова оценка условий организации выставки, в разных возрастных группах. Более всего замечаний высказали посетители в возрасте от 20 до 40 лет - 55% (свыше 40 лет - 20%), у людей старше 50 лет, даже при недовольстве уровнем музейно­го обслуживания, отмечены только положительные впечатления после про­смотра выставки.

Среди посетивших музей впервые, замечания высказали 12% опрошен­ных. Несколько выше показатели в той группе людей, которые посещают му­зеи довольно редко (один раз в несколько лет). Наиболее требовательны, ока­зались представители постоянной музейной аудитории (из них высказали за­мечания - 50%), причём больше всего претензий у тех, кто посещает музей приблизительно 4-7 раз в год (68%), так же как и количество негативных и нейтральных отзывов (их высказали 14%). Из тех, кто приходит в музей от 1 до 3 раз в год, 55% отметили недостатки музейного обслуживания, 5% отри­цательные эмоции и впечатления. Частые посетители музеев (число посеще­ний 8 и более раз в год), так же были не в полной мере удовлетворены усло­виями организации выставки (38%), однако это не помешало их восприятию


произведений искусства. Наиболее требовательными оказались посетители, включающие общение с подлинными произведениями искусства в сферу своих досуговых интересов, а так же те, которые могут сопоставить и оце­нить уровень обслуживания в различных музеях.

Условия организации выставки, несомненно, влияют на процесс вос­приятия экспозиции посетителем. Ряд факторов могут снизить или наоборот усилить её педагогическое воздействие, а совокупность негативных факторов может не только нейтрализовать позитивный эффект от восприятия музейно­го предмета, но и вызвать отрицательную реакцию.

Особое значение имеет работа музейного персонала в целом и личность экскурсовода в частности, создание в музее дружелюбной атмосферы. Не­смотря на несовершенство системы музейного обслуживания, в большинстве случаев это не снижает интереса к музейному предмету и лишь в незначи­тельной степени (у 6% посетителей) влияет на эффективность образователь­но-воспитательного воздействия экспозиции. Исходя из современной социо­культурной ситуации, наиболее вероятен прогноз, что эта тенденция будет расти и, конечно необходимо стремится, чтобы условия пребывания в музее соответствовали ожиданиям посетителей. Тем не менее, на сегодняшний день аудитория ГХМАК, характеризуется устойчивым интересом к художествен­ным ценностям и восприимчивостью информации заложенной в экспозиции.

На педагогическую эффективность выставки кроме экспонатов и спо­собов их представления так же влияют формы образовательно-развлекательной деятельности. По отзывам посетителям правильно подоб­ранные мероприятия, например концерты, элементы театрализации в работе со зрителем, литературные вечера, способны усилить воздействие экспози­ции на зрителя. При гармоничном сочетании экспозиционной и образова­тельно-развлекательной деятельности выставка воспринимается в концепту­альной целостности, увеличивается время просмотра экспозиции, глубже ис­следуются отдельные произведения.


Таблица 10 Дополнительные факторы эффективности выставочной деятельности

Подсистема управления и маркетинга Подсистема экспозиционной работы Подсистема образовательно-развлекательной деятельности
- частота проведения выставок; - ценовая политика; - заполненность экспозиционных залов; - актуальность тематики; - сроки проведения выставки; - рекламная компания выставок; - условия пребывания в музее; - уровень музейного обслуживания; - дифференцированный подход. - историческая и художест­ венная ценность экспонатов; - разнообразие экспонатов; - художественное решение экспозиции; - методы построения экспо­ зиции; - качество и содержание по­ яснительных материалов; - выставочное оборудование; технические средства.. -востребованность форм дея­тельности; - разнообразие форм и методов подачи материала; - содержание и адаптивность материала; -личностные качества и про­фессиональные навыки экскур­совода.

В данном параграфе мы выделили помимо основных, ряд дополнитель­ных факторов обеспечивающих эффективность выставочной деятельности. Принадлежность дополнительных факторов эффективности к той или иной составляющей технологии выставочной деятельности представим в виде таб­лицы (табл. 10).

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность технологии выставочной деятельности необходимо оценивать по трём параметрам: педа­гогическая 'эффективность, посещаемость и экономичность. Соотношение этих показателей характеризует технологию выставочной деятельности му­зея. На эффективность технологии выставочной деятельности влияют ряд ос­новных и дополнительных факторов. В процессе деятельности учёт дополни­тельных факторов осуществляет определённая подсистема. Степень влияния на эффективность выставочной деятельности зависит от совокупности этих факторов и особенностей досугового и музейного поведения различной целе­вой аудитории (мужчин, женщин, социальных, возрастных, демографических групп и т.д.). Через факторы эффективности проявляется и взаимосвязь под-


систем выставочной деятельности, которая выражается в обеспечении эф­фективности функционирования всей системы.

Исследовательские данные второго параграфа позволяют заключить, что предложенная автором модель технологии выставочной деятельности может использоваться в процессе анализа, формирования различных видов технологий-выставочной деятельности музея и оценки её эффективности, что подтверждает гипотезу исследования. Использование данной модели позво­ляет провести детальную диагностику всех компонентов технологического процесса, выявить проблемы и определить основные пути их решения. Для управления выставочной деятельности в региональных музеях наиболее эф­фективно использовать технологию социокультурного программирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: