Замечено, что проведение однотипных выставок чаще, чем один раз в год, намного снижает их посещаемость. Так, посещаемость персональной выставки В.И. Смирнова [231, Д. 346], прошедшей в 2002 году составила 56 чел./день, а посещаемость повторной выставки того же автора в 2003-2004 гг. снизилась до 40 чел./день [225], посещаемость выставки алтайского фотохудожника А.А. Правоторова в 2001 году составила 61 чел./день [231, Д. 276], а в 2002 году - 44 чел./день [231, Д. 354].
Таким образом, повторное проведение выставки одних и тех же художников с интервалом мене 1,5 лет вызвало снижение посещаемости данных экспозиций. Напротив, проведение выставок одного художника с длительным интервалом только увеличивает их посещаемость. Например, на персональной выставке Н.А. Короткова (1997 г.) в среднем проходило 26 чел/день, а на выставке того же автора через четыре года количество посетителей увеличилось до 61 чел./день [231, Д. 318]. Конечно, непременным условием для повторного проведения выставок одного художника является его творческий рост. Эффективнее всего проводить повторные выставки художников либо выставки похожей тематики с интервалом в 3-5 лет с учётом обновления экспонатов и изменения запросов аудитории. Этот фактор в практике работы музея уже отмечен и нашёл отражение в проекте положения о выставках.
В художественных музеях, где большинство выставок построено на произведениях искусства, рассматривать актуальность выставки необходимо с некоторой степенью условности, так как музейные предметы со временем не утрачивают, а напротив приобретают дополнительную историческую и художественную ценность, а значит, актуальны во все времена. Всё же предпочтения относительно характера предметов могут изменяться в зависимости от различных тенденций в обществе. При этом экспозиция всегда больше, чем собрание предметов, она всегда несёт в себе определённую идею. Именно актуальность этой идеи, т.е. тематики выставки, может явиться основным фактором её востребованности независимо от представленных предметов.
Зачастую аудитория, имея представление только о характере предметов, делает совершенно иной выбор, нежели ориентируясь на тематику выставки. Результаты социологического исследования изучения запросов реальной аудитории (см. раздел. 2.1) показали, что выставки предметов декоративно - прикладного искусства (ДЛИ) в среднем выразили желание посетить 30% опрошенных, а этнографические выставки, раскрывающие быт и традиции русского населения (преимущественно построенных на предметах ДЛИ) - 57% опрошенных. Живописные произведения предпочитают 86% реальной аудитории, однако современное искусство выбрали только 17% респондентов. Поэтому оценка такого фактора, как тематика выставки, имеющая отражение в её названии, должна быть непременной составляющей выставочной технологии:
На посещаемость выставки влияют так же сроки её проведения. Анализ данных о посещаемости в ГХМАК [227] показал закономерность посещаемости в определённые месяцы, независимо от проводимых выставок (график 1)
График 1 Анализ посещаемости ГХМАК (основное здание) 2001-2004г.г.
Как правило, в феврале, мае и августе наблюдается спад посещаемости. В летний период стабильно низкая посещаемость. В марте, апреле и осенние месяцы посещаемость увеличивается и достигает пика в ноябре. Посредством выставочной политики можно усилить или снизить эту тенденцию, регулируя поток посетителей. В 2004 году этот фактор учитывался при планирова-
нии выставок, что позволило значительно увеличить посещаемость в начале года и выровнять количество посетителей в летний период.
Ценовая политика так же является важным дополнительным фактором, влияющим на посещаемость, экономичность и педагогическую эффективность выставок. Проведённый опрос (см. раздел 2.1) и наблюдение на выставке «Шедевры Третьяковской Галереи» (2004 г.), позволили выявить недостатки ценовой политики. Несмотря на то, что цена билета была достаточно высокой и выставка явилась экономичной, все же негибкость ценовой политики повлияла на её эффективность. Около 14% респондентов выразили желание повторно посетить выставки, однако одним из условий реализации этих планов для 10% явилось снижение цены билета. Кроме того, большинство замечаний, 90% негативных или нейтральных отзывов были высказаны в то время, когда количество посетителей превышало пропускную способность экспозиционных залов (во второй половине дня пятницы, субботы и воскресенья).
Этот фактор является наиболее существенным, поскольку усиливает негативное воздействие всех других компонентов организационной системы: затрудняет просмотр экспозиции, ухудшает условия пребывания в музее, увеличивает нагрузку на экскурсовода и обслуживающий персонал и т.д. В результате не только снижается образовательно-воспитательное воздействие экспозиции, но и происходит обратный эффект. По нашему мнению, снижение цены на билет в ранее время суток, будние дни, а так же значительные скидки при повторном посещении, позволили бы не только привлечь дополнительную публику и получить доход, но и регулировать поток посетителей, тем самым, увеличив педагогическую эффективность выставки.
Сегодня значение рекламы и в целом PR-технологий, как фактора успешного продвижения товара или услуги, признанно во всех сферах деятельности, в том числе и в сфере культуры. Презентация музейных экспозиций непременное условие высокой посещаемости выставок.
В ГХМАК работа в этом направлении усиливается с конца 1990-х годов. Результаты этой работы очевидны. Каждая выставка освещается на телевидении, радио, в газетных статьях, анонсах. Непременно изготавливается наружная реклама, сообщения о выставках помещаются в сети Интернет. В 2000-2004 годах информация о новых экспозициях транслировалась через пейджинговую связь, что к 2005 году стало неэффективным. На каждой выставке проводятся пресс-конференции, изготавливаются пресс-релизы, которые распространяются не только среди журналистов, но и среди педагогов различных учебных заведений. К некоторым выставкам выпускаются афиши, флаерсы и другая полиграфическая продукция. Информация проходит в разных формах: интервью, репортажи, тематические передачи, конкурсы и викторины, информационные сообщения и т.д. Однако выставки освещаются неравномерно в связи с тем, что музей, как правило, использует только бесплатные или малозатратные способы презентации выставки. Исключения составляют выставки, где представлены предметы внешнего фонда и рекламную компанию проводит за свой счёт организация или физическое лицо, предоставляющее, выставку.
Анализ организации ряда выставок позволил подтвердить уже известную закономерность: посещаемость выставки увеличивается или уменьшается в соответствии с масштабом рекламной компании выставки. Однако и здесь имеются исключения. Например, чем известнее произведения или автор представленных работ, тем менее затратной может быть рекламная компания. Выставка сама по себе вызывает большой резонанс в прессе и в общественных кругах, что и является рекламной компанией выставки.
Как уже отмечалось, оценка экономичности выставок не ограничивается соотношением доходов и расходов, а предполагает рассмотрение вклада выставки в развитие материально-технической базы музея с позиций целесообразности. Например, персональные выставки современных художников Алтайского края в ГХМАК не отличаются высокой доходностью, однако за счёт данных выставок активно ведётся комплектование коллекций. Чаще все-
го произведения в дар музею поступают от художников, чьи выставки организовывались в ГХМАК. Около трети всех новых поступлений в фонды музея составляют дары. Например, в 2000 году в дар музею поступило 126, в 2001 - 53, в 2002 - 71, в 2003 - 51 произведение [225]. С ежегодных краевых выставок учащихся детских школ искусств пополняется детский фонд музея, из которого комплектуется в среднем 30% передвижных выставок в год.
Выставки помогают укреплять материально-техническую базу музея, как за счёт собственных, так и за счёт привлечённых средств. Например, для организации выставки «Шедевры Третьяковской галереи» (2004 г.) было усовершенствованно выставочное оборудование, система освещения.
Анализ экономической целесообразности выставок с 2000 по 2004 год показал, что экономичными можно считать лишь 30% выставок. Как правило, это развлекательно-коммерческие выставки, некоторые персональные выставки профессиональных художников и широкомасштабные выставочные проекты. Большинство выставок соответствующих музейной специфики и профилю музея не являются экономически эффективными.
Актуальность тематики, характер выставляемых предметов, как показал опыт работы ГХМАК, влияет на экономичность выставки, так как не только способствует посещаемости, но и привлекает спонсоров. Как уже отмечалось, одним из факторов, влияющих на экономичность выставок, является ценовая политика, при этом экономичность предопределяет не только цена билета, но и гибкость системы цен (скидки в определённое время, накопительные скидки, скидки на семейное посещение и т.д.).
Оценка педагогической эффективности выставочной деятельности ГХМАК потребовала изучения отзывов посетителей по выставкам, прошедшим в музее в 2000-2004 гг. Проанализированы книги отзывов выставок различной тематики и предметов, в том числе персональные и групповые выставки художников Алтая и России в целом, выставки из фондов музея, выставки самодеятельных мастеров и этнографические выставки, фотовыставки и т.д. [231-234].
Анализ отзывов посетителей выставок показал, что степень педагогического воздействия экспозиции на зрителя различна и зависит, прежде всего, от её художественного решения и характера представленных экспонатов. Все без исключения экспозиции оказывают позитивное воздействие на музейную аудиторию. Это выражается в улучшении настроения, ощущении радости, покоя, эмоционального и энергетического подъёма. Некоторые экспозиции, способны изменять даже депрессивные состояния посетителей.
На выставке «Пейзаж с лирическим героем» (выставка памяти Д.Л. Комарова, 2000 г.) [231, Д.273], зрителями отмечена способность живописных произведений улучшать не только душевное, но и физическое здоровье. Замечено, что наибольшее влияние на психофизиологическое состояние посетителей оказывают экспозиции, где представлены живописные произведения, и сюжеты работ связаны с окружающим миром, природой. Как правило, это пейзажи и натюрморты, выполненные в традициях реалистической школы изобразительного искусства', с преобладанием светлых спокойных тонов.
Экспозиции, в которых чётко прослеживается определённая культурологическая концепция, побуждают человека к внутренней рефлексии, анализу, стимулируют познавательную активность. Так, знакомство с персональной выставкой Г.Ф. Буркова «Люди Алтая» (2002 г.) [231, Д. 348], вызвало у посетителей размышления о преемственности и различии поколений, их духовной составляющей.
Выставки представляющие произведения современных алтайских художников, вызывают множество различных эмоций и импульсов. Одни посетители выражают желание отправиться в путешествия по родному краю (выставка «Люди Алтая, 2002 г.), другие - поехать в Венецию (выставка В.Октября, 2003г.) [231, Д. 273, 359]. После знакомства с выставками местных художников посетители вносят предложения об организации встреч с авторами произведений, создании новых ИЗО студий, издании альбомов и календарей с репродукциями понравившихся работ. Групповые и персональные выставки произведений алтайских художников вызывают чувство гордо-
сти за земляков, родной край, его природу, традиции и обычаи. Неоднократно впечатления и эмоции выражались в стихотворной форме, выставки рождали желание творить и дарить радость окружающим.
Наибольший эффект в этом отношении производят выставки, посвященные г. Барнаулу, которые ежегодно проходят в залах музея [232, Д. 244, 245, 341]. Городские мотивы восхищают зрителя, рождают чувство любви и вызывают интерес к истории малой родины. Экспозиция способствует возникновению представлений о будущем города, желанию пройтись по памятным местам, вспомнить прошлое.
Сама по себе выставка, без дополнительного применения форм образовательно-развлекательной деятельности несёт в себе элементы интерактивности. Барнаульцы стараются узнать улицы, проспекты, площади, успевшие измениться с течением лет, анализируют перемены, произошедшие в родном городе. Посетители активно пользуются пояснительными материалами, обращаются за дополнительной информацией к сотрудникам музея. На данных выставках отмечен самый высокий уровень познавательной активности аудитории.
Использование нетрадиционных художественных приёмов на выставках вызывает у зрителя новое понимание и актуализацию уже известных фактов. Так, благодаря оригинальному экспозиционному решению выставки «Алтайский Хлеб» (2003г.) [232, Д. 367], многие посетители осмыслили значение освоения целинных и залежных земель на Алтае с позиций современности, проанализировали исторические события того времени, оценили огромный труд наших земляков.
Большинство выставок предстают для зрителя как виртуальная реальность, особая среда, где посетитель переносится в другой мир, уходит от повседневных забот и проблем. Часто это выражается в желании вернуться на выставку ещё раз, задержаться подольше в зале, приобрести произведения искусства для собственной коллекции. Выставки работ профессиональных художников Алтайского края воздействуют одновременно на все эмоцио-
нальные и интеллектуальные процессы личности посетителя и являются уникальной образовательной средой.
Эффективны в этом плане и этнографические выставки, о чём свидетельствуют отзывы посетителей [232, Д. 215, 238, 243]. Зрители пишут о том, что попали в сказочный мир, вернулись в своё детство, совершили путешествие во времени, увидели предков. Огромное воздействие выставки оказывают на психофизиологическое состояние человека: дают ощущение радости, энергетического подъёма, нейтрализуют депрессивные состояния. Положительный настрой ощущается в самих словах, которыми пользуются посетители: «красиво», «прекрасно», «теплота», «уют», «добро», «сердечно», «светло» и т.д. Практически во всех отзывах, содержатся слова благодарности организаторам выставки, восхищение их трудом, подчёркивается необходимость и важность этой работы.
Этнографические выставки вызывают желание глубже узнать народную культуру, как можно дольше не расставаться с предметами, представленными в экспозиции, сохранить те эмоции и ощущение, которые возникли при посещении выставки, побуждают молодёжь участвовать в экспедициях и заниматься исследовательской деятельностью.
В практике ГХМАК, этнографические выставки становятся одним из инструментов формирования региональной и национальной идентичности. Испытывая воздействие воссозданной на выставке историко-культурной среды, посетитель соотносит свои взгляды и представления, знания и опыт, этические и эстетические критерии с нормами русского населения жившего на Алтае в прошлом. Данные выставки, вызывают у посетителей гордость за свою нацию, любовь к её культуре. Процесс трансформации общекультурных ценностей в личностные, на этнографических выставках прослеживается довольно чётко и находит выражение в желании людей сохранить впечатления, возникшие при просмотре выставки, приобрести экспонаты, подлинные или реконструированные, для дома, детей и близких.
Большое количество положительных отзывов учащихся и студентов, свидетельствует о том, что этнографические выставки не только возможны, но и необходимы, как средство оптимизации педагогического процесса.
В меньшей мере педагогическое воздействие оказывают экспозиции, на которых преобладают вспомогательные материалы и копии. Несмотря на то, что выставки удовлетворяют в некоторой степени познавательный интерес, тем не менее, посетители часто испытывают после просмотра выставки чувство разочарования. Многие сожалеют о том, что невозможно в полной мере насладится произведением искусства, ощутить фактуру, цвет. В целом посетители оценивают такие выставки как невыразительные и несодержательные. Следует отметить, что количество выставок преимущественно построенных на копийном материале, за рассматриваемый период в ГХМАК очень незначительно (менее 1%).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что наибольший педагогический эффект оказывают выставки подлинных произведений искусства (чаще живописи и декоративно-прикладных изделий), обладающей высокой исторической и художественной ценностью и представляющие знакомые предметы и сюжеты. На выставках, где предметы демонстрируются в воссозданной среде и имеет место целостный художественный образ, процесс трансформации общепринятых ценностей в личностные происходит гораздо быстрее и без каких либо дополнительных усилий со стороны музейных педагогов.
На качественном уровне педагогическая эффективность выставочной деятельности ГХМАК, определяется следующем воздействием на посетителя:
- улучшение психофизиологического состояния;
- активизация познавательных процессов;
- усиление интеллектуальной активности;
- формирование ценностных ориентиров;
- стимулирование творческой деятельности;
- осуществление процесса социализации и самоидентификации личности.
Для процесса музейной коммуникации, а значит и педагогической эффективности выставок имеет большое значение уровень музейного обслуживания в широком смысле этого слова. Не случайно немецкие специалисты, имеющие большой опыт в области музейной педагогики, считают, что главной её задачей является создание наиболее благоприятных условий для общения посетителя с музейным предметом. Музейные педагоги в определённой степени рассматривают свои услуги как необходимый современному музею сервис. Зарубежные музеи уделяют огромное внимание тому, чтобы посетителям было комфортно и удобно в музее, после посещения остались положительные эмоции и впечатления, появилось желание повторно придти в музей.
К дополнительным факторам, оказывающим влияние на пр оцесс восприятия экспозиции посетителем, можно отнести и некоторые моменты организации выставки, а так же общий уровень музейного обслуживания. На сегодняшний день вопрос о повышении уровня музейного обслуживания в целом является актуальным для многих Российских музеев, в особенности региональных. У каждого музея есть собственная постоянная и временная, реальная и потенциальная аудитория. Она характеризуется разной степенью требовательности и восприимчивости к условиям пребывания в музее. Для осуществления выставочной деятельности необходимо знать особенности этой аудитории, то насколько различные организационные условия способны снизить или повысить эффективность воздействия экспозиции на посетителя, какие из факторов оказывают решающее значение.
Проведённые социологические исследования среди посетителей выставки «Шедевры Третьяковской галереи» (см. раздел 2.1) позволили получить ответы на эти вопросы.
Несмотря на то, что высокая историческая и художественная ценность экспонатов не вызывала сомнений и явилось причиной посещения выставки
для 77% опрошенных, всё же 50% респондентов высказали замечания относительно различных аспектов организации выставки. Из всех опрошенных (193 человека), 18 % остались недовольны условиями пребывания в музее (неудовлетворенны количеством мест для отдыха, отсутствием системы вентиляции и кондиционирования, служебных помещений); 1.6% - отсутствием дополнительных услуг (возможностью сфотографироваться на выставке); 7.2 % - не устроила цена входного билета (она была повышена, при этом система льгот сохранена); 11% выразили замечания к экскурсионному обслуживанию; 4% - к работе смотрителей и обслуживающему персоналу. Остальные замечания были высказаны относительно технических средств в экспозиции, освещения, пояснительных материалов (15%).
Из всех респондентов, 94% выразили положительные эмоции и впечатления после просмотра выставки: улучшилось настроение (57,5%); возникло желание чаще ходить на выставки (54,4%); захотелось больше узнать об искусстве (30%); возникло желание ещё раз посмотреть данную выставку (13,9%,); воодушевило на собственное творчество (10,3%). Негативные эмоции выразили 3% посетителей: ухудшилось настроение (1%), разочаровались в выставке (1%), пропало желание посещать выставки (1%), навеяло скуку (1%) и 3% опрошенных, ответили, что выставка не оказала никакого воздействия.
В дальнейшем мы, не рассматривая систему проектирования экспозиции, постарались выявить степень влияния каждого из факторов, вызвавших недовольство посетителей, на эффективность процесса восприятия экспозиции. В качестве таковых выделены уровень экскурсионного обслуживания: содержание и адаптивность излагаемого материала, внешний вид, пол, возраст экскурсовода методы подачи материала; и общий уровень музейного обслуживания: количество и удобство мест для отдыха, служебные помещения, система вентиляции и кондиционирования, работа смотрителей и обслуживающего персонала, дополнительные услуги, ценовая политика.
По результатам исследования, можно заключить, что воздействие каж-
дого из перечисленных факторов различно, а совокупность таковых оказывает наибольшее влияние на процесс восприятия экспозиции. Из тех респондентов, у кого после посещения выставки остались негативные впечатления, 87% выделили два и более факторов, оказавших такое воздействие. Анализ каждого из них, показал, что в одних случаях они снижают педагогический эффект экспозиции, в других не имеют существенного значения. Например, только лишь неудовлетворённость количеством и удобством мест для отдыха, отсутствие дополнительных услуг не оказывает влияния на процесс восприятия экспозиции посетителем. Из тех опрошенных, кто отметил отсутствие служебных помещений или системы вентиляции и кондиционирования, только 25% - выразили негативные впечатления и эмоции после посещения выставки.
Как показал опрос, н аибольшее влияние на аудиторию в системе музейного обслуживания оказывают личностные компоненты. Посетители, которые прослушали экскурсию и остались довольны экскурсоводом, отметили улучшение настроения (71%), выразили желание чаще посещать выставки (67%.) У респондентов, осматривавших выставку самостоятельно, показатели были значительно ниже: первый вариант ответа выбрали 47%, второй - 49% опрошенных. Правильный выбор методики и средств образовательно-развлекательной деятельности на выставке усиливает положительный эффект от воздействия экспозиции, а в случае непрофессиональной музейно-педагогической работы, может полностью его нейтрализовать, даже при безупречной экспозиционно-художественной составляющей выставки.
Современная аудитория музея предъявляет довольно высокие требования к тем, кто непосредственно с ней общается. Если учесть все замечания, то экскурсовод должен иметь безупречный внешний вид, приятный поставленный голос, обладать большим запасом знаний в области истории, культуры и искусства, владеть всеми методами подачи материала и даже некоторыми навыками актёрского мастерства. В целом можно отметить, что главными являются личностные качества и профессиональные навыки экскурсовода,
такие как дружелюбность, обаяние, уверенность в себе, умение «чувствовать» и увлечь аудиторию и т.д. Кроме того, часть посетителей (24%), рассматривают смотрителей как консультантов, которые должны помогать знакомится с экспозицией и давать исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с экспозицией и музеем в целом. Жалобы на отсутствие экскурсовода (у тех посетителей, кто дополнительно не заказывал экскурсию), так же свидетельствуют о том, что зритель ожидает, что в стоимость билета заложено получение полной информации об экспонатах, представленных на выставке, причем способ он предпочитает выбирать сам.
Требования к уровню музейного обслуживания зависят от пола, возраста и степени подготовленности посетителя к восприятию музейного предмета. Из всех опрошенных мужчин (46 чел.), замечания высказали 35% (женщин - 68%), негативные эмоции выразили - 2% (женщин - 6%). Недовольство ценой на билет выразили исключительно женщины. Неодинакова оценка условий организации выставки, в разных возрастных группах. Более всего замечаний высказали посетители в возрасте от 20 до 40 лет - 55% (свыше 40 лет - 20%), у людей старше 50 лет, даже при недовольстве уровнем музейного обслуживания, отмечены только положительные впечатления после просмотра выставки.
Среди посетивших музей впервые, замечания высказали 12% опрошенных. Несколько выше показатели в той группе людей, которые посещают музеи довольно редко (один раз в несколько лет). Наиболее требовательны, оказались представители постоянной музейной аудитории (из них высказали замечания - 50%), причём больше всего претензий у тех, кто посещает музей приблизительно 4-7 раз в год (68%), так же как и количество негативных и нейтральных отзывов (их высказали 14%). Из тех, кто приходит в музей от 1 до 3 раз в год, 55% отметили недостатки музейного обслуживания, 5% отрицательные эмоции и впечатления. Частые посетители музеев (число посещений 8 и более раз в год), так же были не в полной мере удовлетворены условиями организации выставки (38%), однако это не помешало их восприятию
произведений искусства. Наиболее требовательными оказались посетители, включающие общение с подлинными произведениями искусства в сферу своих досуговых интересов, а так же те, которые могут сопоставить и оценить уровень обслуживания в различных музеях.
Условия организации выставки, несомненно, влияют на процесс восприятия экспозиции посетителем. Ряд факторов могут снизить или наоборот усилить её педагогическое воздействие, а совокупность негативных факторов может не только нейтрализовать позитивный эффект от восприятия музейного предмета, но и вызвать отрицательную реакцию.
Особое значение имеет работа музейного персонала в целом и личность экскурсовода в частности, создание в музее дружелюбной атмосферы. Несмотря на несовершенство системы музейного обслуживания, в большинстве случаев это не снижает интереса к музейному предмету и лишь в незначительной степени (у 6% посетителей) влияет на эффективность образовательно-воспитательного воздействия экспозиции. Исходя из современной социокультурной ситуации, наиболее вероятен прогноз, что эта тенденция будет расти и, конечно необходимо стремится, чтобы условия пребывания в музее соответствовали ожиданиям посетителей. Тем не менее, на сегодняшний день аудитория ГХМАК, характеризуется устойчивым интересом к художественным ценностям и восприимчивостью информации заложенной в экспозиции.
На педагогическую эффективность выставки кроме экспонатов и способов их представления так же влияют формы образовательно-развлекательной деятельности. По отзывам посетителям правильно подобранные мероприятия, например концерты, элементы театрализации в работе со зрителем, литературные вечера, способны усилить воздействие экспозиции на зрителя. При гармоничном сочетании экспозиционной и образовательно-развлекательной деятельности выставка воспринимается в концептуальной целостности, увеличивается время просмотра экспозиции, глубже исследуются отдельные произведения.
Таблица 10 Дополнительные факторы эффективности выставочной деятельности
Подсистема управления и маркетинга | Подсистема экспозиционной работы | Подсистема образовательно-развлекательной деятельности |
- частота проведения выставок; - ценовая политика; - заполненность экспозиционных залов; - актуальность тематики; - сроки проведения выставки; - рекламная компания выставок; - условия пребывания в музее; - уровень музейного обслуживания; - дифференцированный подход. | - историческая и художест венная ценность экспонатов; - разнообразие экспонатов; - художественное решение экспозиции; - методы построения экспо зиции; - качество и содержание по яснительных материалов; - выставочное оборудование; технические средства.. | -востребованность форм деятельности; - разнообразие форм и методов подачи материала; - содержание и адаптивность материала; -личностные качества и профессиональные навыки экскурсовода. |
В данном параграфе мы выделили помимо основных, ряд дополнительных факторов обеспечивающих эффективность выставочной деятельности. Принадлежность дополнительных факторов эффективности к той или иной составляющей технологии выставочной деятельности представим в виде таблицы (табл. 10).
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность технологии выставочной деятельности необходимо оценивать по трём параметрам: педагогическая 'эффективность, посещаемость и экономичность. Соотношение этих показателей характеризует технологию выставочной деятельности музея. На эффективность технологии выставочной деятельности влияют ряд основных и дополнительных факторов. В процессе деятельности учёт дополнительных факторов осуществляет определённая подсистема. Степень влияния на эффективность выставочной деятельности зависит от совокупности этих факторов и особенностей досугового и музейного поведения различной целевой аудитории (мужчин, женщин, социальных, возрастных, демографических групп и т.д.). Через факторы эффективности проявляется и взаимосвязь под-
систем выставочной деятельности, которая выражается в обеспечении эффективности функционирования всей системы.
Исследовательские данные второго параграфа позволяют заключить, что предложенная автором модель технологии выставочной деятельности может использоваться в процессе анализа, формирования различных видов технологий-выставочной деятельности музея и оценки её эффективности, что подтверждает гипотезу исследования. Использование данной модели позволяет провести детальную диагностику всех компонентов технологического процесса, выявить проблемы и определить основные пути их решения. Для управления выставочной деятельности в региональных музеях наиболее эффективно использовать технологию социокультурного программирования.