ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование позволяет заключить, что современная выставочная деятельность музеев России находится на стадии преобразования. Это вызвано переменами, происходившими в обществе на рубеже веков и повлекшими за собой изменение роли и места музея в социокультурном пространстве. Социокультурная миссия музеев определяется эффективностью осуществления коммуникационных процессов во времени (хранение), и пространстве (распространение). Поскольку основным каналом коммуникации музея являются выставки, первоочередными становятся проблемы выставочной деятельности. Значение выставочной деятельности обеспечено широким вектором влияния на социокультурную среду региона, основными объектами воздействия которой являются личность, как носитель определённых социокультурных проблем, и музей, как сложная коммуникативная система. Влияние выставочной деятельности на музей определяется следующими функциональными направлениями:
-формирование имиджа музея, повышение авторитета коллекций, укрепление его позиций как культурного центра, расширение многоканальных связей с различными социокультурными организациями и частными лицами, привлечение посетителей, спонсоров, волонтеров и внимания средств массовой информации, обеспечение финансовых поступлений, повышение конкурентоспособности музея на рынке культурно-информационных услуг; обеспечение выполнения социально-культурных функций музея;
|
|
-обновление, обогащение и стимулирование основных направлений музейной деятельности: пополнение музейных коллекций, обеспечение их доступности, дополнение и расширение постоянной экспозиции, совершенствование принципов её художественного решения, активизация научной и атри-буционной работы, привлечение, формирование и совершенствование музейных кадров.
Выставочная деятельность, как открытая коммуникационная система является фактором формирования социокультурной среды региона и способствует:
- сохранению и воспроизводству культурных ценностей, восстановлений культурных традиций;
- формированию национального, регионального и профессионального самосознания;
- презентации культурных инноваций;
- актуализации и решению социально-значимых проблем;
- укреплению международных связей, консолидации общества и организации регионального взаимодействия.
Педагогические детерминанты выставочной деятельности заключаются в том, что экспозиция может влиять одновременно на интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, составляющие структуру потребностей человека. Музейная выставка выступает как среда социализации, инкульту-рации и индивидуализации личности. В процессе реализации образовательно-воспитательной функции музея выставки осуществляют многостороннее воздействие на личность посетителя:
|
|
- формируют мировоззрение и систему ценностей;
- активизируют познавательные процессы;
- расширяют культурный и художественный опыт;
- развивают творческие способности;
- способствует адаптации человека к социокультурной среде;
- улучшают психофизиологическое состояние.
Вышеназванные особенности временной музейной экспозиции определяют многообразные возможности использования выставочной деятельности в педагогической практике. В технологическом процессе выставочной деятельности выставка выступает как форма социально — культурной деятельности, используемая музеем, ограниченная временными рамками, основу ко-
торой составляют композиционно организованные, комментированные, технически и художественно оформленные экспонаты.
Выставочная деятельность представляет собой одно из основных направлений музейной работы, включающее процесс планирования, и организации выставок.
Целевой функцией выставочной деятельности как системы, является обеспечение и обновление потока коммуникации, совершенствование всех направлений музейной деятельности в процессе целенаправленного и последовательного создания специфических форм временных экспозиций.
Выставочная деятельность, представляет собой самостоятельную подсистему музея и имеет в основе отличную от других видов музейной работы технологию. Структуру технологии выставочной деятельности можно представить в виде соотношения трёх компонентов: подсистемы управления и маркетинга; подсистемы экспозиционной работы, подсистемы образовательно-развлекательной деятельности.
Функцией подсистемы управления и маркетинга является сбор, систематизация информации, организация и регулирование деятельности компонентов технологического процесса с целью обеспечения максимальной эффективности выставочной деятельности музея в изменяющихся условиях социально-культурной среды.
Основной системоообразующей функцией подсистемы экспозиционной работы можно считать отбор экспонатов и создание художественной формы, обеспечивающей оптимальный процесс восприятия экспозиции посетителем.
Функциональное назначение подсистемы образовательно-развлекательной деятельности заключается в раскрытии содержания экспозиции средствами, формами и методами музейно-педагогической работы. В процессе выставочной деятельности функциональное назначение каждой подсистемы реализуется определённой системой действий.
Технологию выставочной деятельности музея можно представить как
отраслевую технологию социокультурного учреждения, имеющего свои цели и задачи в зависимости от профиля музея, имеющихся средств, ресурсов, специфики социокультурной ситуации конкретного региона. Под технологией выставочной деятельности автор понимает специально организованную систему последовательных действий, обеспечивающую эффективность планирования и организации выставок в конкретных условиях функционирования музея.
Полученные результаты исследования позволили сделать обоснованный выбор стратегии разработки технологии выставочной деятельности и сформулировать следующие рекомендации:
1. Технологию выставочной деятельности музея целесообразно рассматривать в единстве компонентов: управление и маркетинг, экспозиционная работа, образовательно-развлекательная деятельность.
2. Наиболее эффективной управленческой технологией выставочной деятельности как фактора формирования социокультурной среды региона является технология социокультурного программирования.
|
|
3. Разработка выставочной программы музея, должна строиться на основе общих принципов формирования социокультурных программ и включать в себя методы социокультурного проектирования, что позволит обеспечить наилучший эффект при формировании социокультурной среды региона и сочетать проектный метод с традиционной системой планирования.
4. Оценку эффективности выставочной деятельности оптимально производить по показателям посещаемости в соответствии с педагогической и экономической эффективностью выставок.
6. При формировании технологий выставочной деятельности целесообразно учитывать основные и дополнительные факторы эффективности. К основным факторам относятся: экспозиционные площади, фонды, материально-техническая база, кадровый состав, организационная система, положение на рынке услуг, внешние связи музея, месторасположение музея, социальный заказ.
7. Учёт дополнительных факторов осуществляется определённой подсистемой, составляющей структуру технологии. К подсистеме управления и маркетинга можно отнести: частоту проведения выставок, актуальность тематики, ценовую политику, заполненность экспозиционных залов, сроки проведения выставки, рекламную компанию выставок; условия пребывания в музее, уровень музейного обслуживания, дифференцированный подход при организации выставок. К подсистеме экспозиционной работы относятся: художественная и историческая ценность экспонатов; разнообразие экспонатов; художественное решение экспозиции; методы построения экспозиции; качество и содержание пояснительных материалов; современность выставочного оборудования и технических средств. К подсистеме образовательно-развлекательной деятельности - востребованность форм деятельности; разнообразие форм и методов подачи материала; содержание и адаптивность излагаемого материала; личностные качества и профессиональные навыки экскурсовода.
Многоаспектный характер проблемы, которой посвящено исследование не позволяет рассматривать результаты как исчерпывающие. Логика научного анализа актуализирует необходимость типологии и классификации, выявления наиболее эффективных и педагогически значимых технологий выставочной деятельности, разработки и апробации модели взаимодействия музейной аудитории и сотрудников музея в технологическом процессе выставочной деятельности. Актуальными так же являются вопросы взаимодействия и координации различных социокультурных учреждений при создании совместных выставочных проектов. Вышеназванные задачи могут стать перспективой для дальнейшего исследования.
|
|
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ І.Агошкова, Е. Б. Эволюция понятия системы / Е.Б. Агошкова, Б.В. Ахлибининский // Вопросы философии. - 1998. - № 7. - С. 177-178.
2. Айкач, А. Элементы экономического анализа музеев / А. Айкач // Museum. - 1989. - № 4. - С. 20-24.
3. Алешина, Т. А. Музей как феномен культуры: дис.... канд. фил ос. наук / Т. А. Алешина. - Ростов н/Д, 1999. - 180 с.
4. Алякина, К. В. Провинциальный музей как «культурное гнездо»: дис.... канд. культурологи / К. В. Алякина. - Самара, 2002. - 170 с.
5. Андреева, Н. А. Авторские выставки в музее / Н. А. Андреева // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые уело-вия, участники, проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). - Тверь, 1998. - С. 64-73.
6. Ариарский, М. А. Музей как институт вовлечения человека в мир культуры / М.А. Ариарский // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Педагогика и культурология музейной деятельности: сб. науч. тр. -СПб., 1999.-Вып. 5.-С. 162-163.
7. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. - М., 1993.-352 с.
8. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1980. — 365 с.
9. Афанасьев, В.Г Моделирование как метод исследования социальных систем / В.Г. Арефьев // Системные исследования: Методологические проблемы: ежегодник. - М.: Наука; 1982. - С. 62-65.
10. Бенеш, Й. Методы экспонирования / Й. Бенеш // Museum. - 1983. -№2.-С. 30-36.
11. Берталанфи, Л. Общая теория систем — критический обзор.— Исследования по общей теории систем / Л. Берталанфи. - М., 1969. - 134 с.
12. Бессонова, М. А. Музейные выставки современного искусства / М. А. Бессонова // Искусствознание. - 1998. - № 2. - С. 48 - 55.
13. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М., 1973. - 264 с.
14. Блауберг, И.В. Системный подход и системный анализ / И. В. Блауберг, Э. М. Мирский, В. Н. Садовский // Системные исследования: Методологические проблемы: ежегодник. - М.: Наука, 1982. - С. 65 - 68.
15. Брижатова, С. Б. Системообразующие основания разработки региональных программ и специфика технологий социально-культурного развития в России: динамика изменений 1990-х годов / СБ. Брижатова. - Барнаул, 1999.-408 с.
16. Брижатова, С. Б. Технологии формирования региональных программ социокультурного развития в современной России / С. Б. Брижатова. -Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000. - 101с.
17. Брижатова, СБ. Культурная среда / СБ. Брижатова. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 1996. - 268 с.
18. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности / С П. Буева. -М.: Изд-во МГУ, 1968. - 117 с.
19. Ванслова, Е. Г. Динамика социальных функций советского музея / Е. Г. Ванслова // Музееведение. Вопросы теории и методики: сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1987. - С. 25-40.
20. Ванслова, Е. Г. Социальные функции музея: споры о будущем: (материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры) / Е. Г. Ванслова и др. // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / НИИ культуры. -М., 1989.-С 186-204.
21. Воропанов, В. В. Выставочная политика Вологодской областной картинной галереи / В. В. Воропанов // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). - Тверь, 1998. -С. 77-83.
22. Гаврилова, Н. В. Проблемы современной выставочной деятельности / Н. В. Гаврилова // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). - Тверь, 1998. - С. 100-102.
23. Галкина, Е. Л. Нетрадиционные формы работы музеев с этнографическими коллекциями / Е. Л. Галкина // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. - М, 1997. - С. 91-100.
24. Гарднер, Д. Крупномасштабные выставки / Д. Гарднер // Museum. -1986.-№152.-№4.-С. 4-9.
25. Гнедовский, М. Б. Коммуникационный подход в музееведении: Теоретические и прикладные аспекты: дис.... канд. ист. наук в форме науч. докл. / М. Б. Гнедовский. - М., 1994. - 185с.
26. Гнедовский, М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации / М.Б. Гнедовский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1989.- С. 16-34.
27. Голованов, Н.Н. Выставочная деятельность художественных музеев / Н.Н. Голованов // Выставочная деятельность музеев и картинных галерей: тр. НИИ культуры. - М., 1972. - Т.8. - С. 9-32.
28. Готтесдинер, X. Франция: успехи в изучении посетителя / X. Готтесдинер, Л. Миронер, Ж. Даваллон // Museum-1993.-№4.- С. 13-20.
29. Гронье, Ф. Этнология, наука и музейная экспозиция / Ф. Гронье // Museum. -2001. -№ 3.-С. 51-57.
30. Грусман, В. М. Становление и развитие социально-культурных функций Российских музеев: автореф. дис.... канд. пед. наук / В.М. Грусман. -СПб., 2001.-24 с.
31. Давидович, В. Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. - Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. - 270 с.
32. Даршт, О. Э. Паблик рилейшнз в музее: техника успеха / О. Э. Даршт // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века / сост. и науч. ред. НА. Никишин. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - С. 14-24.
33. Де Бари, М.-О. Временные выставки/ М.-О. Де Барии // Информ. Бюл. Сов. Ком. ИКОМ. - 1989. -№ 1. - С. 13-19.
34. Диалог: музей и общество: материалы международной науч.-практ. конф. «Диалог: музей и общество на пороге XXI в.», провед. в рамках проек-
та ЮНЕСКО «Культура мира в России-2000» (9 - 10 окт. 2000 г.) / [ред. Г.Г. НеуСтроева]. -Якутск, 2001. - 212 с, [4] л. ил.
35. Дискин, И. Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития / И. Ц. Дискин. - М., 1990. - 109 с..
36. Дмитриева, Е. К. Музей - культура - общество / Е. К. Дискин // Повышение эффективности учреждений культуры различных типов: информ. сб.-М., 1991.-С. 4-20.
37. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. - Новосибирск: TyGra, 2000. -252 с.
38. Дридзе, Т.М. Основы социокультурного проектирования / Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. - М.,1995. - 244с.
39. Дукельский, В. Ю. Музей и культурно-историческая среда / В. Ю. Дукельский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1989. - С. 54 -117.
40. Дукельский, В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализа-ции/В.Ю. Дукельский// Музеи. Маркетинг. Менеджмент. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 4-23.
41.Ерасов, Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учеб. заведений: в 2 ч. Ч. 1. / Б.С. Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 1994. -380 с.
42. Ермолаев, А. П. Открытое проектирование / А. П. Ермолаев, Т. О. Шулика // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. -М., 1997.-С. 78-90.
43. Ефремова, Е. В. Выставочная практика Государственной Третьяковской галереи / Е. В. Ефремова // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. - М., 1997. - С. 190-199.
44. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студ. вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУК: Профиздат, 2002. - 288 с.
45. Закс, А. Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев 1917-1936 / А. Б. Закс // Труды НИИ музееведения. - М., 1970. - Вып. 22. -186 с.
46. Златкевич, Л. Л. Собирание, экспозиционно-выставочная работа, пропаганда национального искусства в художественных музеях РСФСР / Л.Л. Златкевич // Сборник тезисов научной конференции музейных работников (16-21. окт. 1989 г.).-Красноярск, 1989. - С. 50-51.
47. Зуев, С. Э. Культура в контексте развития / С. Э. Зуев // Вопросы методологии. - 1991. - № 2. - С. 21-27.
48. Зуев, С. Э. Новые социальные технологии в сфере культуры (культурологические основания профессиограммы современного менеджера) / С. Э. Зуев // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - С. 5 -13.
49. Иванов, В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления/ В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001. - 327с.
50. Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост.: П.П. Вибе, Т. М. Назарцева. - Омск, 1994. - № 3. - 267с.
51. Известия Омского государственного краеведческого музея / сост.: П.П. Вибе, Т.М. Назарцева. - Омск, 2002. - № 9. - 368 с.
52. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособ. /С.Н.Иконникова. - СПб., 2005. - 474с.
53. Итоги деятельности и программа развития до 2007 года (концептуальные предложения) / Государственный Дарвиновский музей. - М., 2002. -95 с.
54. Каган, М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы / Каган М. С. // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 6. -С. 47-61.
55. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
56. Калугина, Т. П. Художественный музей как феномен культуры: дис.... д-ра филос. наук / Т.П. Калугина. - СПб, 2002. - 360 с.
57. Камерон, Д. Музей: храм или форум / Д. Камерон // Музейное дело и охрана памятников: экспресс-информ. - М., 1992. - Вып. 3—4. - С. 266.
58. Кантор, А. М. Выставка в музее / А. М. Кантор // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). -Тверь, 1998.-С. 3-12.
59. Каспаринская, С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие / С.А. Каспаринская //Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.): сб. науч. тр. / НИИ культуры.-М., 1991.-С. 64-67.
60. Каулен, М. Е. Музей или храм / М. Е. Каулен // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. - М., 1997. - С. 55-67.
61. Качила, Н. Н. Выставочная деятельность в условиях объединения / Н. Н. Качила // Музееведение Западной Сибири: тез. докл. обл. науч. конф. -Омск, 1988.-С. 32-34.
62. Киселёва, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников. - М.: Йзд-во МГУК. - 1995.-134 с.
63. Клике, Р. Р. Художественно-проектная экспозиция. Монография / Р. Р.Кликс. - М.: Высш. школа, 1978. - 386с,
64. Клюкина, А. И. Естественно-научный музей как центр формирования экологической культуры: автореф. дис.... канд. культурологии / А.И. Клюкина. - СПб.: СПбГУКИ, 1999. - 26 с.
65. Клюкина, А. И. Развитие выставочной деятельности в государственном дарвиновском музее за последние 15 лет / А. И. Клюкина // Труды Государственного Дарвиновского музея. - М., 2002. - Вып. 5: Выставочная работа в естественнонаучном музее. -С. 110-117.
66. Ковригина, В. М. Некоторые вопросы совершенствования организации музейной деятельности: учеб. пособие / В. М. Ковригина. - М., 1999. -72 с.
67. Кодекс профессиональной этики / Международный совет музеев. -М: ГЦТМ B.C. Высоцкого, 1995. - 120 с.
68. Коник, М. А. Музеи как единство науки и искусства (1985) / М. А. Коник // Архив одной мастерской. Сенежские опыты. - М.: Индекс Дизайн, 2003. - С. 96-107.
69. Коссова, И. М. Выставочная работа музеев в современных условиях: конспект лекций / И. М. Косова. - М.: Всесоюзный ИПК работников культуры Министерства культуры СССР, 1988. - 53 с.
70. Коссова, И. М. Музей в культурной жизни края / И. М. Коссова. -М.: Сов. Россия, 1989. - 128 с.
71. Крайнер, Е. Н. Музей будущего: О методике трансляции историко-культурных ценностей / Е. Н. Крайнер // Музей и общество. Проблемы взаимодействия-: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. - М.: АПРИКТ, 2001. - Вып.З. - С. 83-88.
72. Краткий словарь музееведческих терминов // Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе: сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1983. - С. 40-134.
73. Крейн, А. 3. Жизнь в музее: [Гос. музей А. С. Пушкина] / А. 3. Крейн; Музей А.С. Пушкина (Москва). - М.: Радуга, 2002. - 602, [2] с: ил.
74. Кривдов, А. В. К вопросу об экспозиционно-выставочном проектировании (из опыта Нижнеудинского музея) / А. В. Кривдов // Тальцы / Арх. этнографический музей «Тальцы». - 2002. - № 2. - С. 33-42.
75. Культура, творчество, человек: тез. всероссийской, респ. науч. конф. - Самара: Стик, 1991. - 4.1-3.
76. Культурное наследие Сибири: сб. науч. ст. - Барнаул: Изд-во АТУ, 2000.-Вып. 2.-135 с.
77. Культурология XX век. Словарь. - Спб., 1997. - 630 с.
78. Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 416 с.
79. Куулар, У. Ш. Временная выставка как средство привлечения в музей новой аудитории / У. Ш. Куулар, А. А. Агафонова // Труды Государст-
венного Дарвиновского музея. - М., 2004. Вып. 5: Выставочная работа в естественнонаучном музее. - С. 124-133.
80. Куюкина, Т. С. Обзор выставочной деятельности Тверской областной картинной галереи последних десятилетий (1970-1990-е гг.) / Т. С. Куюкина // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). - Тверь, 1998. - С. 60-64.
81. Лапин, Н. И. Проблема социокультурной трансформации / Н. И. Лапин // Вопросы философии. - 2000. - № 6. - С. 3-18.
82. Лассаль, Э. Биеннале и крупномасштабные выставки / Э. Лассаль // Museum. - 1986. - № 4. - С. 9-12.
83. Лорд, Б. Менеджмент в музейном деле / Лорд, Б., Лорд Г. Д.; пер. с англ.: Э. Н. Гусинского, Ю.И. Турчанской; под. ред. А. Б. Голубовского. -М.: Логос, 2002.-256 с.
84. Лысенко Е.А. Формирование политической культуры и толерантности средствами музейной коммуникации / Е.А.Лысенко // Музей и нематериальное культурное наследие: сб. тр. Творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып. 6. / сост. И.М. Косовой; АРИКТ. -М.: Изд -во ИКАР, 2005 - С. 114-116.
85. Мазный, Н. В. Выставка как универсальная форма экспозиционной деятельности отечественных музеев: автореф. дис.... канд. ист. наук / Н. В. Мазный; Рос. акад. наук. Рос. ин-т культурологии. - М., 1997. - 29 с. -Библиогр.: с. 29.
86. Мазный, Н. В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы / Н. В. Мазный, Т. П. Поляков, Э. А. Шулепова. - М., 1997. - 211 с.
87. Майстровская, М. Т. Аспекты выставочного дизайна в экспозициях искусств / М. Т. Майстровская // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). - Тверь, 1998. - С. 30-39.
88. Майстровская, М. Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции (в контексте искусства, архитекту-
ры, дизайна): дис.... д-ра искусствоведения. / М. Т. Майстровская. - М., 2002.-570 с.
89. Майстровская, М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития / М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. - М, 1997. - С. 7-23.
90. Макарова, Н. Г. Музей и образование / Н. Г. Макарова, М. Б. Гнедовский // Повышение эффективности учреждений культуры различных типов: информ. сб. - М., 1991. - С. 3-6.
91. Малинковская, О. Б. Обзор выставочной деятельности Государственного музея изобразительных искусств им. А.С Пушкина (1980 - 1990 гг.) / О. Б. Малинковская, М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. -М., 1997. - С. 176-189.
92. Мальцева, Л. Д. Выставочная деятельность художественного музея в новых экономических условиях / Л. Д. Мальцева // Приоритетные направления научно-практической деятельности музеев на пороге XXI века: материалы конф. (24 - 28 мая 1999 г.). - Спб., 2000. - С. 11-13.
93. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. - М., 1983. - 284 с.
94. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. - СПб., 1997. - С. 61-63.
95. Мастеница, Е. Н. Культурное наследие и музеи в эпоху глобализации / Е. Н. Мастеница // Электронный век и музеи. - Омск, 2003. - 4.1. - С. 196-204.
96. Матт, Г. Венский выставочный зал - будущее в музейном квартале / Г. Матт//Museum. -2001. -№ 3. -С. 46-51.
97. Медведева, Е. Б. Интерактивность в пространстве музея / Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич // Музей и общество. Проблемы взаимодействия: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. - М.: АПРИКТ, 2001. - Вып. 3. - С. 64-76.
98. Медведева, Е. Б. Музейная педагогика и музейный маркетинг (из зарубежного опыта) / Е. Б. Медведева // Музей и общество. Проблемы взаимодействия: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. -М.: АПРИКТ, 2001. -Вып. 3. -С. 35-41.
99. Медведева, Е. Б. Музейная педагогика как научная дисциплина / Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич // Культурно-образовательная деятельность музеев. - М, 1997. - 240 с.
100. Мельтон, А.В. Проблемы организации экспозиции в художественных музеях / Мельтон, А.В. // Информ. Бюл. Сов. Ком. ИКОМ. - 1991. - № 1. -С.4-61;№2.-С. 1-79;№3.-С.1-46.
101. Михайлова, М. А. Роль и место музеев в современных культурно-образовательных процессах / М. А. Михайлова // Электронный век и музеи. -Омск, 2003. - Ч. 2. - С. 10-14. '
102. Михайловская, А. И. Музейная экспозиция: организация и техника / А. И. Михайловская. - М., 1964. - 156 с.
103. Мосалев, Б. Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления / Б. Г. Мосалев. - М., 1998. - 168 с.
104. Музееведение. Музеи исторического профиля / под ред.: К. Г. Левыкина, В. Хербста. - М., 1988. - 186 с.
105. Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1989. - 224 с.
106. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1989. - 163 с.
107. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Педагогика и культурология музейной деятельности: сб. науч. тр. Вып.5. - СПб., 1999. -163 с.
108. Музей для всех: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела / Акад. переподготовки работников искусства, культуры и туризма; сост. Коссова И. М. - М.: Априкт, 2003. - 196 с.
109. Музей и коммуникация: Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина / под ред.: Н. А. Никишина, В. Н. Сорокина. - М.; Самара, 1998. - 141с.
110. Музей и общество: материалы междунар. конф. (Красноярск, 11-13 сентября 2002 г.). - Красноярск: Сигалл, 2002. - 352 с.
111. Музей как центр культуры современного города: материалы науч.-практ. конф. / [редкол.: Шилов А.В. (гл. ред.) и др.]. - Пермь, 1998. - 55 с.
112. Музейная педагогика в школе. Вып. 2. - СПб.: СпецЛит, 2000. -208с.
113. Музейное дело России / под ред.: М.Е. Каулен (отв. ред.), И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. - М.: Изд -во «ВК», 2003. - 614с.
114. Нагорский, Н. В. Музей как институт социально-культурной деятельности: На материалах музея-заповедника «Царское Село»: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. В. Нагорский. - СПб.: СПбГУКИ, 1999. - 21 с.
115. Назаренко, Л. Ф. Выставка как инструмент маркетинга / Л. Ф. Назаренко. - М.: Филинъ, 1997. - 120с.
116. Наседкин, К. А. Компьютеризация российских музеев: от простого к сложному / К. А. Наседкин // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века / сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. -С. 70-75.
117. Никишин, Н. А. Музейные средства: знаки и символы / Н. А. Никишин // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. - М., 1997.-С. 24-33.
118. Николаева, Н.И. Музейная экспозиция как художественная струк-тура/Н.И. Николаева // Искусство музейной экспозиции. - М.,1977. - С.65-94.