Методика разработки выставочных программ. 6 страница


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование позволяет заключить, что современная вы­ставочная деятельность музеев России находится на стадии преобразования. Это вызвано переменами, происходившими в обществе на рубеже веков и повлекшими за собой изменение роли и места музея в социокультурном про­странстве. Социокультурная миссия музеев определяется эффективностью осуществления коммуникационных процессов во времени (хранение), и про­странстве (распространение). Поскольку основным каналом коммуникации музея являются выставки, первоочередными становятся проблемы выставоч­ной деятельности. Значение выставочной деятельности обеспечено широким вектором влияния на социокультурную среду региона, основными объектами воздействия которой являются личность, как носитель определённых социо­культурных проблем, и музей, как сложная коммуникативная система. Влия­ние выставочной деятельности на музей определяется следующими функ­циональными направлениями:

-формирование имиджа музея, повышение авторитета коллекций, укре­пление его позиций как культурного центра, расширение многоканальных связей с различными социокультурными организациями и частными лицами, привлечение посетителей, спонсоров, волонтеров и внимания средств массо­вой информации, обеспечение финансовых поступлений, повышение конку­рентоспособности музея на рынке культурно-информационных услуг; обес­печение выполнения социально-культурных функций музея;

-обновление, обогащение и стимулирование основных направлений му­зейной деятельности: пополнение музейных коллекций, обеспечение их дос­тупности, дополнение и расширение постоянной экспозиции, совершенство­вание принципов её художественного решения, активизация научной и атри-буционной работы, привлечение, формирование и совершенствование му­зейных кадров.


Выставочная деятельность, как открытая коммуникационная система является фактором формирования социокультурной среды региона и способ­ствует:

- сохранению и воспроизводству культурных ценностей, восстановлений культурных традиций;

- формированию национального, регионального и профессионального самосознания;

- презентации культурных инноваций;

- актуализации и решению социально-значимых проблем;

- укреплению международных связей, консолидации общества и органи­зации регионального взаимодействия.

Педагогические детерминанты выставочной деятельности заключаются в том, что экспозиция может влиять одновременно на интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, составляющие структуру потребностей человека. Музейная выставка выступает как среда социализации, инкульту-рации и индивидуализации личности. В процессе реализации образователь­но-воспитательной функции музея выставки осуществляют многостороннее воздействие на личность посетителя:

- формируют мировоззрение и систему ценностей;

- активизируют познавательные процессы;

- расширяют культурный и художественный опыт;

- развивают творческие способности;

- способствует адаптации человека к социокультурной среде;

- улучшают психофизиологическое состояние.

Вышеназванные особенности временной музейной экспозиции опреде­ляют многообразные возможности использования выставочной деятельности в педагогической практике. В технологическом процессе выставочной дея­тельности выставка выступает как форма социально — культурной деятель­ности, используемая музеем, ограниченная временными рамками, основу ко-


торой составляют композиционно организованные, комментированные, технически и художественно оформленные экспонаты.

Выставочная деятельность представляет собой одно из основных на­правлений музейной работы, включающее процесс планирования, и организа­ции выставок.

Целевой функцией выставочной деятельности как системы, является обеспечение и обновление потока коммуникации, совершенствование всех направлений музейной деятельности в процессе целенаправленного и после­довательного создания специфических форм временных экспозиций.

Выставочная деятельность, представляет собой самостоятельную под­систему музея и имеет в основе отличную от других видов музейной работы технологию. Структуру технологии выставочной деятельности можно пред­ставить в виде соотношения трёх компонентов: подсистемы управления и маркетинга; подсистемы экспозиционной работы, подсистемы образователь­но-развлекательной деятельности.

Функцией подсистемы управления и маркетинга является сбор, систе­матизация информации, организация и регулирование деятельности компо­нентов технологического процесса с целью обеспечения максимальной эф­фективности выставочной деятельности музея в изменяющихся условиях со­циально-культурной среды.

Основной системоообразующей функцией подсистемы экспозицион­ной работы можно считать отбор экспонатов и создание художественной формы, обеспечивающей оптимальный процесс восприятия экспозиции посе­тителем.

Функциональное назначение подсистемы образовательно-развлекательной деятельности заключается в раскрытии содержания экспо­зиции средствами, формами и методами музейно-педагогической работы. В процессе выставочной деятельности функциональное назначение каждой подсистемы реализуется определённой системой действий.

Технологию выставочной деятельности музея можно представить как


отраслевую технологию социокультурного учреждения, имеющего свои цели и задачи в зависимости от профиля музея, имеющихся средств, ресурсов, специфики социокультурной ситуации конкретного региона. Под технологи­ей выставочной деятельности автор понимает специально организованную систему последовательных действий, обеспечивающую эффективность планирования и организации выставок в конкретных условиях функциониро­вания музея.

Полученные результаты исследования позволили сделать обоснован­ный выбор стратегии разработки технологии выставочной деятельности и сформулировать следующие рекомендации:

1. Технологию выставочной деятельности музея целесообразно рас­сматривать в единстве компонентов: управление и маркетинг, экспозицион­ная работа, образовательно-развлекательная деятельность.

2. Наиболее эффективной управленческой технологией выставочной деятельности как фактора формирования социокультурной среды региона является технология социокультурного программирования.

3. Разработка выставочной программы музея, должна строиться на ос­нове общих принципов формирования социокультурных программ и вклю­чать в себя методы социокультурного проектирования, что позволит обеспе­чить наилучший эффект при формировании социокультурной среды региона и сочетать проектный метод с традиционной системой планирования.

4. Оценку эффективности выставочной деятельности оптимально про­изводить по показателям посещаемости в соответствии с педагогической и экономической эффективностью выставок.

6. При формировании технологий выставочной деятельности целесооб­разно учитывать основные и дополнительные факторы эффективности. К ос­новным факторам относятся: экспозиционные площади, фонды, материаль­но-техническая база, кадровый состав, организационная система, положение на рынке услуг, внешние связи музея, месторасположение музея, социальный заказ.


7. Учёт дополнительных факторов осуществляется определённой под­системой, составляющей структуру технологии. К подсистеме управления и маркетинга можно отнести: частоту проведения выставок, актуальность те­матики, ценовую политику, заполненность экспозиционных залов, сроки проведения выставки, рекламную компанию выставок; условия пребывания в музее, уровень музейного обслуживания, дифференцированный подход при организации выставок. К подсистеме экспозиционной работы относятся: ху­дожественная и историческая ценность экспонатов; разнообразие экспонатов; художественное решение экспозиции; методы построения экспозиции; каче­ство и содержание пояснительных материалов; современность выставочного оборудования и технических средств. К подсистеме образовательно-развлекательной деятельности - востребованность форм деятельности; раз­нообразие форм и методов подачи материала; содержание и адаптивность из­лагаемого материала; личностные качества и профессиональные навыки экс­курсовода.

Многоаспектный характер проблемы, которой посвящено исследование не позволяет рассматривать результаты как исчерпывающие. Логика научно­го анализа актуализирует необходимость типологии и классификации, выяв­ления наиболее эффективных и педагогически значимых технологий выста­вочной деятельности, разработки и апробации модели взаимодействия му­зейной аудитории и сотрудников музея в технологическом процессе выста­вочной деятельности. Актуальными так же являются вопросы взаимодейст­вия и координации различных социокультурных учреждений при создании совместных выставочных проектов. Вышеназванные задачи могут стать пер­спективой для дальнейшего исследования.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ І.Агошкова, Е. Б. Эволюция понятия системы / Е.Б. Агошкова, Б.В. Ахлибининский // Вопросы философии. - 1998. - № 7. - С. 177-178.

2. Айкач, А. Элементы экономического анализа музеев / А. Айкач // Museum. - 1989. - № 4. - С. 20-24.

3. Алешина, Т. А. Музей как феномен культуры: дис.... канд. фил ос. наук / Т. А. Алешина. - Ростов н/Д, 1999. - 180 с.

4. Алякина, К. В. Провинциальный музей как «культурное гнездо»: дис.... канд. культурологи / К. В. Алякина. - Самара, 2002. - 170 с.

5. Андреева, Н. А. Авторские выставки в музее / Н. А. Андреева // Вы­ставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые уело-вия, участники, проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). - Тверь, 1998. - С. 64-73.

6. Ариарский, М. А. Музей как институт вовлечения человека в мир культуры / М.А. Ариарский // Музеи России: поиски, исследования, опыт ра­боты. Педагогика и культурология музейной деятельности: сб. науч. тр. -СПб., 1999.-Вып. 5.-С. 162-163.

7. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. - М., 1993.-352 с.

8. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1980. — 365 с.

9. Афанасьев, В.Г Моделирование как метод исследования социальных систем / В.Г. Арефьев // Системные исследования: Методологические про­блемы: ежегодник. - М.: Наука; 1982. - С. 62-65.

10. Бенеш, Й. Методы экспонирования / Й. Бенеш // Museum. - 1983. -№2.-С. 30-36.

11. Берталанфи, Л. Общая теория систем — критический обзор.— Ис­следования по общей теории систем / Л. Берталанфи. - М., 1969. - 134 с.

12. Бессонова, М. А. Музейные выставки современного искусства / М. А. Бессонова // Искусствознание. - 1998. - № 2. - С. 48 - 55.


13. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М., 1973. - 264 с.

14. Блауберг, И.В. Системный подход и системный анализ / И. В. Блау­берг, Э. М. Мирский, В. Н. Садовский // Системные исследования: Методо­логические проблемы: ежегодник. - М.: Наука, 1982. - С. 65 - 68.

15. Брижатова, С. Б. Системообразующие основания разработки регио­нальных программ и специфика технологий социально-культурного развития в России: динамика изменений 1990-х годов / СБ. Брижатова. - Барнаул, 1999.-408 с.

16. Брижатова, С. Б. Технологии формирования региональных про­грамм социокультурного развития в современной России / С. Б. Брижатова. -Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000. - 101с.

17. Брижатова, СБ. Культурная среда / СБ. Брижатова. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 1996. - 268 с.

18. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности / С П. Буева. -М.: Изд-во МГУ, 1968. - 117 с.

19. Ванслова, Е. Г. Динамика социальных функций советского музея / Е. Г. Ванслова // Музееведение. Вопросы теории и методики: сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1987. - С. 25-40.

20. Ванслова, Е. Г. Социальные функции музея: споры о будущем: (ма­териалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры) / Е. Г. Ванслова и др. // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / НИИ культуры. -М., 1989.-С 186-204.

21. Воропанов, В. В. Выставочная политика Вологодской областной картинной галереи / В. В. Воропанов // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимо­действия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). - Тверь, 1998. -С. 77-83.

22. Гаврилова, Н. В. Проблемы современной выставочной деятельности / Н. В. Гаврилова // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). - Тверь, 1998. - С. 100-102.


23. Галкина, Е. Л. Нетрадиционные формы работы музеев с этнографи­ческими коллекциями / Е. Л. Галкина // Музейная экспозиция: теория и прак­тика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. - М, 1997. - С. 91-100.

24. Гарднер, Д. Крупномасштабные выставки / Д. Гарднер // Museum. -1986.-№152.-№4.-С. 4-9.

25. Гнедовский, М. Б. Коммуникационный подход в музееведении: Теоретические и прикладные аспекты: дис.... канд. ист. наук в форме науч. докл. / М. Б. Гнедовский. - М., 1994. - 185с.

26. Гнедовский, М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации / М.Б. Гнедовский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1989.- С. 16-34.

27. Голованов, Н.Н. Выставочная деятельность художественных музеев / Н.Н. Голованов // Выставочная деятельность музеев и картинных галерей: тр. НИИ культуры. - М., 1972. - Т.8. - С. 9-32.

28. Готтесдинер, X. Франция: успехи в изучении посетителя / X. Готтесдинер, Л. Миронер, Ж. Даваллон // Museum-1993.-№4.- С. 13-20.

29. Гронье, Ф. Этнология, наука и музейная экспозиция / Ф. Гронье // Museum. -2001. -№ 3.-С. 51-57.

30. Грусман, В. М. Становление и развитие социально-культурных функций Российских музеев: автореф. дис.... канд. пед. наук / В.М. Грусман. -СПб., 2001.-24 с.

31. Давидович, В. Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. - Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. - 270 с.

32. Даршт, О. Э. Паблик рилейшнз в музее: техника успеха / О. Э. Даршт // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века / сост. и науч. ред. НА. Никишин. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - С. 14-24.

33. Де Бари, М.-О. Временные выставки/ М.-О. Де Барии // Информ. Бюл. Сов. Ком. ИКОМ. - 1989. -№ 1. - С. 13-19.

34. Диалог: музей и общество: материалы международной науч.-практ. конф. «Диалог: музей и общество на пороге XXI в.», провед. в рамках проек-


та ЮНЕСКО «Культура мира в России-2000» (9 - 10 окт. 2000 г.) / [ред. Г.Г. НеуСтроева]. -Якутск, 2001. - 212 с, [4] л. ил.

35. Дискин, И. Е. Культура. Стратегия социально-экономического раз­вития / И. Ц. Дискин. - М., 1990. - 109 с..

36. Дмитриева, Е. К. Музей - культура - общество / Е. К. Дискин // По­вышение эффективности учреждений культуры различных типов: информ. сб.-М., 1991.-С. 4-20.

37. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, марке­тинг / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. - Новосибирск: TyGra, 2000. -252 с.

38. Дридзе, Т.М. Основы социокультурного проектирования / Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. - М.,1995. - 244с.

39. Дукельский, В. Ю. Музей и культурно-историческая среда / В. Ю. Дукельский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. НИИ культуры. - М., 1989. - С. 54 -117.

40. Дукельский, В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализа-ции/В.Ю. Дукельский// Музеи. Маркетинг. Менеджмент. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 4-23.

41.Ерасов, Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учеб. заведений: в 2 ч. Ч. 1. / Б.С. Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 1994. -380 с.

42. Ермолаев, А. П. Открытое проектирование / А. П. Ермолаев, Т. О. Шулика // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспози­ции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. -М., 1997.-С. 78-90.

43. Ефремова, Е. В. Выставочная практика Государственной Третья­ковской галереи / Е. В. Ефремова // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. - М., 1997. - С. 190-199.

44. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студ. вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. - 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУК: Профиздат, 2002. - 288 с.


45. Закс, А. Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев 1917-1936 / А. Б. Закс // Труды НИИ музееведения. - М., 1970. - Вып. 22. -186 с.

46. Златкевич, Л. Л. Собирание, экспозиционно-выставочная работа, пропаганда национального искусства в художественных музеях РСФСР / Л.Л. Златкевич // Сборник тезисов научной конференции музейных работни­ков (16-21. окт. 1989 г.).-Красноярск, 1989. - С. 50-51.

47. Зуев, С. Э. Культура в контексте развития / С. Э. Зуев // Вопросы методологии. - 1991. - № 2. - С. 21-27.

48. Зуев, С. Э. Новые социальные технологии в сфере культуры (куль­турологические основания профессиограммы современного менеджера) / С. Э. Зуев // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - С. 5 -13.

49. Иванов, В.Н. Инновационные социальные технологии государст­венного и муниципального управления/ В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001. - 327с.

50. Известия Омского государственного историко-краеведческого му­зея / сост.: П.П. Вибе, Т. М. Назарцева. - Омск, 1994. - № 3. - 267с.

51. Известия Омского государственного краеведческого музея / сост.: П.П. Вибе, Т.М. Назарцева. - Омск, 2002. - № 9. - 368 с.

52. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособ. /С.Н.Иконникова. - СПб., 2005. - 474с.

53. Итоги деятельности и программа развития до 2007 года (концепту­альные предложения) / Государственный Дарвиновский музей. - М., 2002. -95 с.

54. Каган, М. С. Гражданское общество как культурная форма социаль­ной системы / Каган М. С. // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 6. -С. 47-61.

55. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петропо­лис, 1996.-416 с.


56. Калугина, Т. П. Художественный музей как феномен культуры: дис.... д-ра филос. наук / Т.П. Калугина. - СПб, 2002. - 360 с.

57. Камерон, Д. Музей: храм или форум / Д. Камерон // Музейное дело и охрана памятников: экспресс-информ. - М., 1992. - Вып. 3—4. - С. 266.

58. Кантор, А. М. Выставка в музее / А. М. Кантор // Выставочный ас­пект художественной жизни российских регионов: новые условия, участни­ки, проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). -Тверь, 1998.-С. 3-12.

59. Каспаринская, С.А. Музеи России и влияние государственной поли­тики на их развитие / С.А. Каспаринская //Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.): сб. науч. тр. / НИИ куль­туры.-М., 1991.-С. 64-67.

60. Каулен, М. Е. Музей или храм / М. Е. Каулен // Музейная экспози­ция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. - М., 1997. - С. 55-67.

61. Качила, Н. Н. Выставочная деятельность в условиях объединения / Н. Н. Качила // Музееведение Западной Сибири: тез. докл. обл. науч. конф. -Омск, 1988.-С. 32-34.

62. Киселёва, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников. - М.: Йзд-во МГУК. - 1995.-134 с.

63. Клике, Р. Р. Художественно-проектная экспозиция. Монография / Р. Р.Кликс. - М.: Высш. школа, 1978. - 386с,

64. Клюкина, А. И. Естественно-научный музей как центр формирова­ния экологической культуры: автореф. дис.... канд. культурологии / А.И. Клюкина. - СПб.: СПбГУКИ, 1999. - 26 с.

65. Клюкина, А. И. Развитие выставочной деятельности в государст­венном дарвиновском музее за последние 15 лет / А. И. Клюкина // Труды Государственного Дарвиновского музея. - М., 2002. - Вып. 5: Выставочная работа в естественнонаучном музее. -С. 110-117.

66. Ковригина, В. М. Некоторые вопросы совершенствования органи­зации музейной деятельности: учеб. пособие / В. М. Ковригина. - М., 1999. -72 с.


67. Кодекс профессиональной этики / Международный совет музеев. -М: ГЦТМ B.C. Высоцкого, 1995. - 120 с.

68. Коник, М. А. Музеи как единство науки и искусства (1985) / М. А. Коник // Архив одной мастерской. Сенежские опыты. - М.: Индекс Ди­зайн, 2003. - С. 96-107.

69. Коссова, И. М. Выставочная работа музеев в современных услови­ях: конспект лекций / И. М. Косова. - М.: Всесоюзный ИПК работников культуры Министерства культуры СССР, 1988. - 53 с.

70. Коссова, И. М. Музей в культурной жизни края / И. М. Коссова. -М.: Сов. Россия, 1989. - 128 с.

71. Крайнер, Е. Н. Музей будущего: О методике трансляции историко-культурных ценностей / Е. Н. Крайнер // Музей и общество. Проблемы взаи­модействия-: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. - М.: АПРИКТ, 2001. - Вып.З. - С. 83-88.

72. Краткий словарь музееведческих терминов // Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе: сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1983. - С. 40-134.

73. Крейн, А. 3. Жизнь в музее: [Гос. музей А. С. Пушкина] / А. 3. Крейн; Музей А.С. Пушкина (Москва). - М.: Радуга, 2002. - 602, [2] с: ил.

74. Кривдов, А. В. К вопросу об экспозиционно-выставочном проекти­ровании (из опыта Нижнеудинского музея) / А. В. Кривдов // Тальцы / Арх. этнографический музей «Тальцы». - 2002. - № 2. - С. 33-42.

75. Культура, творчество, человек: тез. всероссийской, респ. науч. конф. - Самара: Стик, 1991. - 4.1-3.

76. Культурное наследие Сибири: сб. науч. ст. - Барнаул: Изд-во АТУ, 2000.-Вып. 2.-135 с.

77. Культурология XX век. Словарь. - Спб., 1997. - 630 с.

78. Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001. - 416 с.

79. Куулар, У. Ш. Временная выставка как средство привлечения в му­зей новой аудитории / У. Ш. Куулар, А. А. Агафонова // Труды Государст-


венного Дарвиновского музея. - М., 2004. Вып. 5: Выставочная работа в ес­тественнонаучном музее. - С. 124-133.

80. Куюкина, Т. С. Обзор выставочной деятельности Тверской област­ной картинной галереи последних десятилетий (1970-1990-е гг.) / Т. С. Кую­кина // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). - Тверь, 1998. - С. 60-64.

81. Лапин, Н. И. Проблема социокультурной трансформации / Н. И. Лапин // Вопросы философии. - 2000. - № 6. - С. 3-18.

82. Лассаль, Э. Биеннале и крупномасштабные выставки / Э. Лассаль // Museum. - 1986. - № 4. - С. 9-12.

83. Лорд, Б. Менеджмент в музейном деле / Лорд, Б., Лорд Г. Д.; пер. с англ.: Э. Н. Гусинского, Ю.И. Турчанской; под. ред. А. Б. Голубовского. -М.: Логос, 2002.-256 с.

84. Лысенко Е.А. Формирование политической культуры и толерантно­сти средствами музейной коммуникации / Е.А.Лысенко // Музей и нематери­альное культурное наследие: сб. тр. Творческой лаборатории «Музейная пе­дагогика» кафедры музейного дела. Вып. 6. / сост. И.М. Косовой; АРИКТ. -М.: Изд -во ИКАР, 2005 - С. 114-116.

85. Мазный, Н. В. Выставка как универсальная форма экспозиционной деятельности отечественных музеев: автореф. дис.... канд. ист. наук / Н. В. Мазный; Рос. акад. наук. Рос. ин-т культурологии. - М., 1997. - 29 с. -Библиогр.: с. 29.

86. Мазный, Н. В. Музейная выставка: история, проблемы, перспекти­вы / Н. В. Мазный, Т. П. Поляков, Э. А. Шулепова. - М., 1997. - 211 с.

87. Майстровская, М. Т. Аспекты выставочного дизайна в экспозициях искусств / М. Т. Майстровская // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. (нояб. 1997 г.). - Тверь, 1998. - С. 30-39.

88. Майстровская, М. Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции (в контексте искусства, архитекту-


ры, дизайна): дис.... д-ра искусствоведения. / М. Т. Майстровская. - М., 2002.-570 с.

89. Майстровская, М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития / М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. на­уч. тр. - М, 1997. - С. 7-23.

90. Макарова, Н. Г. Музей и образование / Н. Г. Макарова, М. Б. Гнедовский // Повышение эффективности учреждений культуры раз­личных типов: информ. сб. - М., 1991. - С. 3-6.

91. Малинковская, О. Б. Обзор выставочной деятельности Государст­венного музея изобразительных искусств им. А.С Пушкина (1980 - 1990 гг.) / О. Б. Малинковская, М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к му­зею XXI века: сб. науч. тр. -М., 1997. - С. 176-189.

92. Мальцева, Л. Д. Выставочная деятельность художественного музея в новых экономических условиях / Л. Д. Мальцева // Приоритетные направ­ления научно-практической деятельности музеев на пороге XXI века: мате­риалы конф. (24 - 28 мая 1999 г.). - Спб., 2000. - С. 11-13.

93. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. - М., 1983. - 284 с.

94. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования: учеб. по­собие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. - СПб., 1997. - С. 61-63.

95. Мастеница, Е. Н. Культурное наследие и музеи в эпоху глобализа­ции / Е. Н. Мастеница // Электронный век и музеи. - Омск, 2003. - 4.1. - С. 196-204.

96. Матт, Г. Венский выставочный зал - будущее в музейном квартале / Г. Матт//Museum. -2001. -№ 3. -С. 46-51.

97. Медведева, Е. Б. Интерактивность в пространстве музея / Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич // Музей и общество. Проблемы взаимодей­ствия: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры му­зейного дела. - М.: АПРИКТ, 2001. - Вып. 3. - С. 64-76.


98. Медведева, Е. Б. Музейная педагогика и музейный маркетинг (из зарубежного опыта) / Е. Б. Медведева // Музей и общество. Проблемы взаи­модействия: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. -М.: АПРИКТ, 2001. -Вып. 3. -С. 35-41.

99. Медведева, Е. Б. Музейная педагогика как научная дисциплина / Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич // Культурно-образовательная деятельность музеев. - М, 1997. - 240 с.

100. Мельтон, А.В. Проблемы организации экспозиции в художествен­ных музеях / Мельтон, А.В. // Информ. Бюл. Сов. Ком. ИКОМ. - 1991. - № 1. -С.4-61;№2.-С. 1-79;№3.-С.1-46.

101. Михайлова, М. А. Роль и место музеев в современных культурно-образовательных процессах / М. А. Михайлова // Электронный век и музеи. -Омск, 2003. - Ч. 2. - С. 10-14. '

102. Михайловская, А. И. Музейная экспозиция: организация и техника / А. И. Михайловская. - М., 1964. - 156 с.

103. Мосалев, Б. Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления / Б. Г. Мосалев. - М., 1998. - 168 с.

104. Музееведение. Музеи исторического профиля / под ред.: К. Г. Левыкина, В. Хербста. - М., 1988. - 186 с.

105. Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1989. - 224 с.

106. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1989. - 163 с.

107. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Педагогика и культурология музейной деятельности: сб. науч. тр. Вып.5. - СПб., 1999. -163 с.

108. Музей для всех: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педа­гогика» кафедры музейного дела / Акад. переподготовки работников искус­ства, культуры и туризма; сост. Коссова И. М. - М.: Априкт, 2003. - 196 с.

109. Музей и коммуникация: Концепция развития Самарского област­ного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина / под ред.: Н. А. Никишина, В. Н. Сорокина. - М.; Самара, 1998. - 141с.


110. Музей и общество: материалы междунар. конф. (Красноярск, 11-13 сентября 2002 г.). - Красноярск: Сигалл, 2002. - 352 с.

111. Музей как центр культуры современного города: материалы науч.-практ. конф. / [редкол.: Шилов А.В. (гл. ред.) и др.]. - Пермь, 1998. - 55 с.

112. Музейная педагогика в школе. Вып. 2. - СПб.: СпецЛит, 2000. -208с.

113. Музейное дело России / под ред.: М.Е. Каулен (отв. ред.), И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. - М.: Изд -во «ВК», 2003. - 614с.

114. Нагорский, Н. В. Музей как институт социально-культурной дея­тельности: На материалах музея-заповедника «Царское Село»: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. В. Нагорский. - СПб.: СПбГУКИ, 1999. - 21 с.

115. Назаренко, Л. Ф. Выставка как инструмент маркетинга / Л. Ф. На­заренко. - М.: Филинъ, 1997. - 120с.

116. Наседкин, К. А. Компьютеризация российских музеев: от простого к сложному / К. А. Наседкин // Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века / сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. -С. 70-75.

117. Никишин, Н. А. Музейные средства: знаки и символы / Н. А. Ни­кишин // Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. - М., 1997.-С. 24-33.

118. Николаева, Н.И. Музейная экспозиция как художественная струк-тура/Н.И. Николаева // Искусство музейной экспозиции. - М.,1977. - С.65-94.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: