Перечень методов и методик, рекомендуемых к применению

при проведении социально-педагогической диагностики воспитанников ГСУ СО Центр «Исток»

Приложение

С воспитанниками ГСУ СО «Волгоградский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток» проводятся следующие виды социально-педагогической диагностики:

- первичная диагностика — проводится в течение 7 рабочих дней со дня поступления несовершеннолетнего в учреждение, с целью разработки индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, определения перечня проводимых с ним реабилитационных мероприятий;

- промежуточная диагностика — проводится не реже одного раза в месяц, с целью оценки промежуточных результатов, проводимых с несовершеннолетним реабилитационных мероприятий и внесения своевременных изменений в индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего;

- итоговая диагностика — проводится за 2-3 дня до намеченной даты выбытия несовершеннолетнего из учреждения, с целью определения результатов социальной реабилитации несовершеннолетнего и/или целесообразности снятия его и обслуживания в учреждении.

Сферы, которые подвергаются социально-педагогическому анализу:

- социальная зрелость личности несовершеннолетнего характеризуется степенью его продвижения по пути усвоения норм общества, включает в себя совокупность основных компонентов: ответственность, терпимость, саморазвитие. и определяется отношением ребенка к взрослым нормам и “качеством” их осмысления. (именно в этих отношениях ребенок присваивает общественно-исторический опыт, усваивает общественно значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей, то есть формируется как общественный субъект).

- игровая деятельность - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игровая деятельность способствует познанию ребенком окружающего мира, усвоению социальных навыков и форм взаимодействия, а так же передаче накопленного опыта от поколения к поколению.

- учебная деятельность - ведущая деятельность ребенка школьного возраста, в ходе которой происходят изменения в уровне знаний, умений и навыков несовершеннолетнего, предполагает усвоение теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых ребенком с помощью педагогов. Одним из компонентов учебной деятельности является учебная мотивация — желание и интерес ребенка к усвоению учебных знаний.

- трудовая деятельность — это один из ведущих видов деятельности человека, в процессе которой люди, вооруженные средствами труда, своей целесообразной деятельностью изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. Трудовая деятельность является важнейшим компонентом формирования свойств личности, особенно в детском возрасте. В процессе труда развиваются такие качества как: выносливость, усидчивость, целеустремленность, упорство, терпение.

- санитарно-гигиенические навыки — это комплекс автоматизированных действий, которые позволяют человеку иметь целесообразное с санитарно-гигиенической точки зрения поведение в окружающей среде, умение следить за своим внешним видом и вещами, соблюдать правила гигиены. Санитарно гигиенические навыки активно развиваются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. К подростковому возрасту санитарно-гигиенические навыки должны быть практически сформированы, исключение составляют дети, имеющие нарушения в развитии, или высокий уровень социальной деформации.

- нравственность и ценностные ориентации — это сфера развития личности человека, формирование которой определяет его основные взгляды на жизнь, устремления, жизненные ценности. Нравственное воспитание несовершеннолетних способствует накоплению знаний о нормах и требованиях морали. Формирование ценностных ориентаций и отношение к нравственным нормам у ребенка по разным источникам диагностируется с 6-7 лет. В этой связи, необходима организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.


I Методики проведения первичной и итоговой диагностики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: