Методические и технологические аспекты
Проанализируем вопросы, связанные с созданием дистанционных курсов. Как уже отмечалось, основным или единственным способом общения в дистанционных курсах становится текст. Учащиеся не имеют возможности видеть друг друга и, следовательно, упускают многие невербальные нюансы. Участие в обучении происходит асинхронно. Эти недостатки дистанционного обучения, тем не менее компенсируются преимуществами, которые оно дает учащимся, не имеющим по тем или иным причинам возможности обучаться в стенах учебного заведения.
Очевидно, что разработка собственно курса намного важнее, чем чисто техническая сторона организации КДО. В работе предпочтение отдается так называемой «нелинейной» структуре курса, предполагающей соревновательную параллельную деятельность студентов.
Задержим внимание на целях и задачах, а также их связи с планированием учебной
деятельности, включая практические упражнения.
В центре каждого курса - цели, задачи, а также стратегии достижения целей и решения задач. Это основные орудия содействия обучению. Оказывая педагогическое содействие в
|
|
дистанционном образовании, преподаватель обнаружит, что обдуманно составленный план
такого содействия является решающим.
Рассмотрим три стратегических орудия содействия обучению: цели, задачи и деятельность.
Посредством использования этих фундаментальных орудий планирования можно выстроить четкий план курса.
Для этого необходимо:
определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны изучить;
описать специфические задачи, показывающие, что учащиеся должны уметь делать;
спроектировать деятельность, которая позволяет достичь цели и решить задачи ступенчатым
путем.
Рассмотрим цели дистанционного курса. Почему учащимся необходим этот курс? Что является наиболее важным в данной области знаний? Что должны освоить учащиеся - навыки или умения? Определение целей - это способ для преподавателя разделить с учащимися видение значимости курса.
Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от учащихся после изучения этого курса.
Поставленные цели часто выглядят глобально, в них порой отсутствуют детали, необходимые для формирования основы всего курса. Поэтому необходима постановка задач. Задачи отражают более специфические, по сравнению с целями, представления о том, что учащийся в состоянии будет сделать в конце каждого урока. Фактически необходима постановка задач для каждого урока курса.
Посвящение учащихся в задачи курса позволяют настроить мышление на тему обучения;
|
|
сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;
тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания.
Понятно и четко сформулированные задачи обучения могут особенно помочь учащимся, обучающимся дистанционным способом и сталкиваются с эффектом «ожидания» информации от преподавателя.
Следующим шагом является использование разработанных задач для проектирования
обучающей деятельности, которая поможет учащимся овладеть целями и задачами.
Обучающая деятельность - сердцевина многих традиционных курсов, но в условиях
дистанционного образования она приобретает особое значение.
Взгляд на цели и задачи поможет выстроить линию: цели -» задачи -» познавательная
деятельность -» оценка. Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со
сформулированными задачами.
Затем учащиеся упражняются в применении полученных знаний. На этом этапе учащиеся
нуждаются в различных видах обратной связи.
Удачная обучающая деятельность будет представлять собой комбинацию всех трех элементов -
целей, задач, деятельности.
Существуют три различных технологии, позволяющих в полной мере использовать возможности КДО: