Привлечение сторонних экспертов

Ролевые игры.

Когнитивное структурирование содержания дискуссии.

При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во

внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно: изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в КДО.

Вот некоторые рекомендации, которые специалисты-практики находят полезными в

дистанционном обучении:

следует предусмотреть время для ответов на вопросы обучающихся по телефону;

надо предоставить обучающимся методические материалы, включающие упражнения для

самопроверки, а также ссылки на правильные ответы так, чтобы они могли проверить свое понимание учебного материала и управлять своим обучением;

желательно предоставить обучающимся обратную связь друг с другом.

Например, если одна из целей - развитие у учащихся навыков практического анализа, следует дать возможность студентам оценивать работы друг друга по определенным критериям.

Каким бы образом не была организована обратная связь, очень важно обеспечить ее

регулярность в соответствии с графиком, чтобы учащиеся имели понятие о своем продвижении по курсу.

Когда обучаемые и преподаватели разделены, как в случае дистанционного обучения, особую роль играют хорошие коммуникативные навыки. Общение может быть дополнено

использованием средств наглядности, раздаточного материала и учебных руководств.

Доказано, что наглядные образы очень полезны в обучении для улучшения восприятия

учащимися информации, фокусировки внимания на основных понятиях, управления вниманием аудитории, а также персонализации обучения, в ходе которого многие учащиеся не имеют непосредственного контакта со своими преподавателями. Существуют различные стили учебного использования наглядных образов.

Принципы хорошего графического отображения информации:

Будьте внимательны к балансу словесной и визуальной информации.

Слишком насыщенное представление информации препятствует восприятию учащимися знаний.

Графические изображения должны быть как можно более просто оформлены (не более чем

девять линий и одно понятием на одно изображение).

Изображения должны соответствовать размерам экрана или окна на экране.

Что следует показывать графически:

последовательные кадры, рисунки, которые показывают движение, причинные связи или

структуру, диаграммы процессов, временные графики;

качественное представление числовых данных, такое как линейные графики, столбцовые и

секторные диаграммы, пиктограммы;

карты, включая физические, политические и специализированные;

диаграммы или рисунки, на которых опущены определенные частности для того, чтобы

выделить особенности изображаемого явления, такие как сечения, чертежи, рисунки машин;

таблицы и диаграммы или разного рода матричные представления словесных и числовых

данных, такие как расписания, таблицы спортивных результатов, диаграммы для сравнения;

статические фотографии, которые хороши для привлечения внимания, демонстрации

подлинников, введения в контекст.

Раздаточный материал должен разрабатываться как неотъемлемая часть учебного курса. Он не только поддерживает учебную деятельность, но и обеспечивает организационную структуру обучения.

Раздаточные материалы должны включать списки определений, формул, рисунков и диаграмм.

Улучшают пособие вопросы для обсуждения, потому что отклики становятся менее

спонтанными. По крайней мере, такие вопросы побуждают учащихся к размышлениям.

Иногда преподаватели создают свои собственные интерактивные учебные руководства, которые могут содержать ответы на часто задаваемые учащимися вопросы и вспомогательный материал, посвященный понятиям, которые обычно учащимися усваиваются с трудом. Полезно включать в методические руководства тесты для самопроверки, чтобы учащиеся могли контролировать свое продвижение. Хорошо также иметь в таких руководствах часто используемые справочные материалы. Поскольку методическое пособие это не учебник, важно, чтобы оно было написано легким, разговорным языком.

Одно из преимуществ используемой модели структурного планирования курса состоит в том, что облегчается выявление сильных и слабых сторон разработанного курса и его

усовершенствование.

Атмосфера дистанционного образования, атмосфера видеоконференции гораздо более сложна, чем атмосфера обучения в аудитории. Это обусловливает необходимость системного подхода к проблеме развития направления педагогики и методики преподавания, связанного с дистанционными технологиями.

Сформулируем девять принципов, основополагающих для процесса обучения. Описание каждого из этих принципов дано ниже, так же как и советы по их реализации в дистанционном обучении.

1. Управление вниманием.

Управление вниманием особенно важно в случае обучающей видеоконференции. Виртуальный класс состоит из учащихся, находящихся в самых разных местах. Учащиеся, объединенные в одном месте имеют собственное взаимодействие, часто выходя из-под непосредственного влияния преподавателя. Как добиться внимания всех участников занятия? Как содействовать атмосфере сотрудничества?

Можно использовать визуальные стимулы внимания. Вовлечь учащихся, осмыслить с

ними начальный этап работы, сфокусировать внимание учащихся на предмете курса, его

основных вопросах - это хороший способ начать занятия.

2. Информирование учащихся о задачах урока.

Информирование о задачах урока помогает и учащимся, и преподавателям сконцентрироваться на самом важном. В случае видеоконференции задать вопрос более затруднительно, чем в аудитории. Формулировка задач в самом начале дает дистанционным учащимся уверенность в том, что они ничего не пропустили, что они находятся на том же уровне, что и все остальные. Задачи помогают представить, что можно ожидать от учащихся в плане результатов обучения. Лучше, когда задачи сформулированы письменно, с привлечением графических изображений. Это делает инструкцию максимально четкой и однозначной. Задачи становятся простыми и понятными, они быстро понимаются. Цель - дать учащимся возможность сказать в конце занятия - да, я это знаю (я это изучил).

3. Активизация припоминания изученного ранее.

Если изучение базируется на ассоциации идей, то активизация припоминания изученного ранее становится решающей. Усвоенная ранее информация, необходимая для текущего урока, должна быть доступна учащимся. Она должна быть храниться в памяти учащихся или в их записях.

Можно активизировать припоминание следующими способами:

Предусмотреть повторение изученного ранее.

Попросить учащихся просмотреть материалы до занятия и за тем попросить одного или двух из них выполнить обобщение.

Попросить учащихся поработать в группах, чтобы помочь друг другу восстановить самое

существенное, а затем поделиться с потоком.

Использовать визуальные средства, которые показывают последовательность событий с одной пропущенной компонентой. Попросить учащихся восстановить пропущенное.

Показать видеозапись как пример какого-либо понятия или действия. Попросить учащихся

объяснить, примером какого понятия или действия служит эта видеозапись.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: