Пространственный гнозис

Зрительный гнозис

1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

Перед ребенком открывается с. 1 « Альбома ». И .: « Что здесь нарисовано? » Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия (следит глазами справа налево и/или снизу вверх). Далее открывается с. 2 3 (в развороте) и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные Эксп. два (потом три) изображения, расположенных в разных местах альбома.

2. Перечеркнутые изображения (с. 4 5). И .: та же, что и в пункте 1.

3. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения). С. 6 7. И .: та же.

4. Незавершенные изображения (с. 8). И .: та же.

5. Химерные изображения (с. 9 11). И .: та же. В случае, если ребенок не сразу! видит « подвох », следует задать вопрос: « Это все? Все нарисовано правильно? ». 3

6. Лицевой гнозис (с. 12). И .: « Кто здесь изображен? » После перечисления Эксп. задает более трудный вопрос: « Чем отличаются (показ) эти люди? »; ребенка просят указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т.д.

Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок из « Альбома », на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.

7. Эмоциональный гнозис (с. 13 15). И .: « Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей? »; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: « Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой? » и т.д.

8. Цветовой гнозис. И .: « Какой это цвет? Напиши красным (желтым, синим) карандашом ».

9. Сюжетные картинки « Лето », « Прорубь », « Окно » (с. 16 18), серийные по Н.Радлову и Х.Бидструпу (с. 19 26). И .: « Что здесь случилось? » Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

§ 4. Пространственные представления [1]

1. Проба « Зеркальные буквы » (с. 27). И .: « Покажи, какая из букв написана правильно ». Более сложным вариантом является нахождение « неправильных » цифр и букв в слогах и словах (с. 28).

2. Проба « Слепые часы » (с. 7). Эксп. закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на « слепых часах ». При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения.

Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.

3. Проба Бентона (с. 33). Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.

Понятно, что справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7 8 лет.

Самостоятельный рисунок

Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие ниже тесты к тесту Люшера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой рукой.

1. Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.

2. Проба « Коврики ». Перед ребенком кладется лист бумаги, сложенный вдвое, на котором изображен большой прямоугольник. И .: « Представь себе, что это коврик. Разрисуй его, пожалуйста ».

По завершении раскрашивания одной рукой лист поворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.

Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки.

3. Проба «Мандата». Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см. И .: « Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста ». На любые вопросы ребенка дается ответ: «Делай,как тебе нравится ».

По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой.

4. Проба « Гомункулус » (рис. 6).

РИС. 6

Выполняется ведущей рукой на стандартном (А4) листе бумаги.

Перед ребенком кладется образец, скопированный из « Альбома » (с. 50). И .: та же, что и в пункте 3.

По окончании раскрашивания ему предлагаются следующие вопросы:

Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает?

Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие?

Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет?

Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?

Какое у него настроение? Его самое заветное желание?

Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?

Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?

Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

5. Проба « Рисунок человека ». Выполняется ведущей рукой. И .: « Нарисуй, пожалуйста, человека ».

По окончании предлагаются вопросы, что и в пункте 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: