Работа над стихотворным текстом
Работа над текстом после чтения.
Работа с текстом во время чтения.
Технология работы с текстом на уроках чтения.
Во-первых в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста;
Во-вторых нужно понимать, что мы учим ребенка читать, не для нас, а для самих себя;
В-третьих необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.
Под медленным чтением понимают определенный подход к обучению понимания прочитанного. Техника чтения успешно формируется у детей в ходе работы по учебнику «Моя любимая Азбука» и в дальнейшем совершенствуется.
Работа над прозаическим текстом
- Работа над текстом до чтения.
l дети читают фамилию автора, заглавие произведения,рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
l дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действий.
|
|
l дети самостоятельно читают текст про себя с установкой проверить свои изначальные пре6дположения.
l чтение вслух по предложениям или небольшим частям с комментариями.
Словарная работа также ведется по ходу чтения. Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, это вопросы к автору, ответы на которые нужно искать или уже в прочитанной части текста, или в той, которую нужно прочитать.
l задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы в целом
l такая же работа (шаги с 1-3) проводятся со следующим законченными фрагментами текста до конца.
l беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.
l учитель ставит проблемный вопрос к тексту.
l рассказ учителя о писателе,беседа с детьми о его личности.
l повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.
l выполнение творческих заданий.
- На основе заголовка текста и иллюстрации к нему, дети высказывают свое предположение о теме и содержании стихотворения
- Чтение стихотворения про себя.
- Учитель помогает детям представить картины,нарисованные автором.
- На уроке рекомендуется прочитать не одно стихотворение, а несколько тематически близких.
Рационализм нашего века и времени в своём историческом движении «пренебрёг» нравственными ценностями, выработанными предшествующими поколениями. Дело дошло до того, что взрослые стали забывать, а дети не могли и не могут обрести традиции народа, что разрушает связь времён и ослабляет нацию.
Так, русский человек всегда жил, всегда решал переданную ему из глубины веков проблему: «Как жить, чтобы святу быть?». Почему это спасительное для каждого человека осмысление сути бытия исчезло из жизни, оставшись в прошлом? И, если «на марше» экономических преобразований второстепенность морали не ощущалась как опасность, то в последние десятилетия XX века и начале XXI века социально-нравственная инфраструктура оказалась слабой и самой уязвимой.
|
|
Отсутствие достаточного внимания к социально-нравственной подготовке подрастающего поколения и взрослых в полной степени объясняет экономические и социальные трудности нашего времени, фиксируемые во всех странах: падение морали, рост преступности и наркомании, снижение интереса к интеллектуальному развитию, непонимание спасительности и благородства любого, нужного обществу труда, проявление мотивов апатии, тунеядства, нигилизма, иждивенчества, инфантилизма, гедонизма и т. д.
Управление воспитанием необходимо для создания такой инфраструктуры, которая наибольшим образом бы способствовала повышению духовного потенциала детского и взрослого населения единого воспитательного пространства, центральным учреждением которого является государство в лице телевидения. Реализация управления воспитанием в наше время возможна только через современное средство массовой коммуникации (телевидение).
При управлении социально-гуманитарными системами основополагающее значение имеет правильно осуществлённое целевое прогнозирование, исходя из которого моделируется система (жизнь, поведение человека в данной среде, в данной ситуации), отбираются технологии для достижения результата, определяемого критериями его оценки.
В воспитании людей такой подход пока ещё не получил достаточного практического применения, что не позволяет целенаправленно формировать такие отношения между людьми, которые позволили бы личности устойчиво вести себя в отмеренное ему рождением время, преодолевать испытания в жизни и обретать силу в служении делу и людям (на практике вообще нет никакого подхода в воспитании людей).
Следует отметить, что ожидание того, что нравственность возникнет откуда-то сама, ни к чему не приводит.