Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением зрения
Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями интеллекта
Раздел 1. Психолого-педагогическая диагностика
Содержание лабораторных работ
№№ и названия разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Лабораторная работа № 1: Использование методик проективной техники в психологическом обследовании детей дошкольного возраста | ||
Раздел 1. Психолого-педагогическая диагностика Тема 1.9 Психолого-педагогическая диагностика, общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка | Цель и задачи: учиться применять разные методик проективной техники, понимая цель использования, правильно формулируя инструкцию и организуя подачу стимульного материала; учиться заполнять предварительно подготовленные протоколы; формировать умение интерпретировать данные. Содержание: использование методик проективной техники с целью изучения личностных особенностей, психических состояний детей дошкольного возраста в семье и группе детского сада проводиться на базе групп детского сада компенсирующего вида (для детей с задержкой психического развития, для детей с речевыми нарушениями). Студент выходит в утренний (вечерний) промежуток времени и проводят изучение личностных особенностей одного дошкольника (с задержкой психического развития или с речевыми нарушениями), используя такие методики проективной техники, как «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», Детский аппрецептивный тест, тест Розенцвейга, методика «Рисунок семьи». | Заполненные протоколы и характеристика обработанных данных каждой проведенной методики проективной техники: «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», Детский апперцептивный тест, тест Розенцвейга, методика «Рисунок семьи» |
Лабораторная работа № 2: Составление психологического заключения | ||
Раздел 1. Психолого-педагогическая диагностика Тема 1.11. Психолого-педагогическая характеристика, психолого-педагогическое заключение | Цель и задачи: учиться сопоставлять и обобщать данные, полученные в ходе применения методик проективной техники; учиться оформлять обобщенные данные в виде психологического заключения; учиться подтверждать полученные результаты выписками из педагогической характеристики. Содержание: первая часть занятия проводится на базе детского сада компенсирующего вида, студенты анализируют анамнестические данные, представленные в медицинской карте, делают выписки из педагогической характеристики, описывают психоневрологический статус на основе беседы с воспитателем, педагогом-дефектологом или логопедом; вторая часть занятия проводится в аудиториях, студенты оформляют психологическое заключение в соответствии со схемой, разработанной на семинарском занятии. | Психологическое заключение |
№№ и названия разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Лабораторная работа № 1: Проведение углубленного психолого-педагогического изучения ребенка младшего, среднего или старшего дошкольного возраста | ||
Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями интеллекта Тема 2.5. Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста | Цель: учиться проводить феноменологическое (углубленное) психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста; учиться применять методики диагностики познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, экспрессивной и импрессивной речи), сформированности детских видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, счетной), вариативно разработанные Е.А. Стребелевой для детей раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, понимая цель использования, правильно формулируя инструкцию и организуя подачу стимульного материала; закреплять умение заполнять предварительно подготовленные протоколы; формировать умение интерпретировать полученные данные и составлять психолого-педагогическую характеристику. Содержание: лабораторное занятие проводится на базе групп детского сада компенсирующего вида (для детей с задержкой психического развития, для детей с умеренной умственной отсталостью) Студент выходит в утренний (вечерний) промежуток времени и проводит изучение особенностей познавательной сферы и детских видов деятельности одного ребенка младшего, среднего или старшего дошкольного возраста, используя подготовленный пакет диагностических методик (по материалам методического пособия Стребелевой Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М., 2005); заполняет протоколы, анализирует полученные данные, составляет психолого-педагогическую характеристику на обследованного ребенка. | Заполненные протоколы обследования познавательной сферы, детских видов деятельности, психолого-педагогическая характеристика |
Лабораторная работа № 2: Составление психокоррекционной программы для детей дошкольного возраста | ||
Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями интеллекта Тема 2.7. Планирование на основе проведенного обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми | Цель: учиться составлять программы коррекции и развития психических познавательных функций и детских видов деятельности с учетом выявленных особенностей и с опорой на психокоррекционные технологии, разработанные И.И. Мамайчук для детей с общим психическим недоразвитием и с задержкой психического развития. Содержание: лабораторное занятие проводится в аудиториях. Студенты, ориентируясь на данные, полученные в ходе лабораторного занятия № 1, и рассмотренные в ходе семинарского занятия психокоррекционные технологии для детей с общим психическим недоразвитием и с задержкой психического развития, разрабатывают проект программы развития познавательной сферы и типичных видов детской деятельности одного раннее обследованного ребенка. Программы обсуждаются и анализируются в рамках лабораторного занятия. Проект программы развития Ф.И. ребенка, возраст,диагноз Структура программы: 1. Пояснительная записка: Теоретическое обоснование Цель Задачи Принципы Этапы работы Рекомендации к реализации (каким специалистом и в течение какого времени будет реализовываться) 2. Содержание коррекционно-развивающей работы с ребенком Название упражнений/заданий, цель, инструкция, виды помощи 3. Приложение (психолого-педагогическая характеристика ребенка) 4. Библиографический список | Программы развития познавательной сферы и типичных видов детской деятельности ребенка с нарушенным развитием |
Лабораторная работа № 3: Изучение психолого-педагогической готовности к школе ребенка с проблемами развития | ||
Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями интеллекта Тема 2.8. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению | Цель и задачи: учиться осуществлять процедуру проведения и обработку данных скрининг-обследования готовности к школе (по методическим материалам авторского коллектива Л.В. Коломийченко, О.Р. Ворошниной, Н.Ю. Зелениной, Н.А. Зориной и др.) ребенка старшего дошкольного возраста с разным уровнем нарушения интеллектуальной деятельности; на основе данных скрининг-обследования учиться подбирать и проводить дополнительные диагностические методики для выборочного изучения структурных компонентов, закреплять навык составления протоколов, формировать умение составлять характеристику психолого-педагогической готовности к школе ребенка с задержкой психического развития или с умеренной умственной отсталостью; *(повышенный уровень) цель и задачи: учиться разрабатывать программу развития готовности к школе, опираясь на технологию Н.И. Вьюновой, К.М. Гайдара, Л.В. Темновой, изученную в ходе семинарского занятия. Содержание: лабораторное занятие проводится на базе групп детского сада компенсирующего вида (для детей с задержкой психического развития, для детей с умеренной умственной отсталостью) Студент выходит в утренний (вечерний) промежуток времени и проводит скрининг-диагностику готовности к школе одного ребенка. На основе обработанных данных студент определяет необходимость и проводит дополнительное углубленное изучение компонентов психолого-педагогической готовности к школе с использованием пакета диагностических методик, подготовленным в рамках самостоятельной работы. *(повышенный уровень) содержание: студент планирует и составляет описание реализации технологии разработки программы, затем непосредственно разрабатывает программу развития готовности к школе с опорой на структуру, раскрытую на семинарском занятии. Программы презентуются и обсуждаются в рамках лабораторного занятия. | Протоколы и заключение по результатам проведения скрининг-обследования готовности к школе, протоколы изучения отдельных компонентов готовности к школе и характеристика психолого-педагогической готовности к школе ребенка с задержкой психического развития или с умеренной умственной отсталостью; *(повышенный уровень) Описание реализации технологии при составлении программы, программа развития компонентов психолого-педагогической готовности к школе |
№№ и названия разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Лабораторная работа № 1: Проведение изучения готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения | ||
Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением зрения Тема 4.3. Диагностика готовности к школе детей с нарушениями зрения | Цель: учиться осуществлять процедуру проведения и заполнения регистрационной карты психолого-педагогического обследования уровня готовности к школьному обучению ребенка с нарушенным зрением (разработанной Г.В. Никулина, И.П. Волкова, Е.К. Фещенко, 2001), процедуру изучения мотивационной готовности к школе ребенка с нарушением зрения; процедуру составления на основе полученных данных психолого-педагогической характеристики готовности к школьному обучению Содержание: лабораторное занятие проводится на базе групп детского сада компенсирующего или комбинированного вида (для детей с нарушениями зрения) Студент выходит в утренний (вечерний) промежуток времени и проводит психолого-педагогическое обследование уровня готовности к школе одного ребенка, заполняет регистрационную карту; определяет уровень мотивационной готовности к школьному обучению ребенка с нарушением зрения, составляет психолого-педагогическую характеристику готовности к школьному обучению одного ребенка с нарушениями зрения | Заполненная регистрационная карта психолого-педагогического обследования уровня готовности к школьному обучению ребенка с нарушенным зрением |
При реализации различных видов учебной работы по дисциплине используются следующие образовательные технологии:
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Лекционные занятия
2. Семинарские занятия
3. Практические занятия
4. Лабораторные занятия
5. Самостоятельная работа студентов