Тема 1.5. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития
Тема 1.4. Методы медицинского обследования в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии
Задание № 1. Проработка литературы, содержащей проблемную ситуацию.
Задачи изучения темы: познакомиться с информацией, получаемой родителями в медико-генетической консультации, формировать представление об особенностях соблюдения деонтологических принципов в процессе генетического консультирования, поведения консультанта в случае различных реакций родителей на полученную информацию
Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 5, раздел 3).
Содержание: студенты знакомятся с литературой, затем
1. Обозначают информацию, которую могут получить родители в медико-генетической консультации.
2. Приводят примеры понимания родителями полученной информации и эмоциональных состояний в случае негативного исхода.
3. Раскрывают особенности соблюдения деонтологических принципов генетического консультирования.
|
|
Литература:
1. Гузеев Г.Г., Семаго М.М. Медико-генетическая консультация. Эмоциональное состояние и понимание информации родителями // Дефектология. 1992, № 1. С.18.
2. Шаповал И.А. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.
Задание № 1. Составление карты-конспекта
Задачи изучения темы: учиться устанавливать связи между направлениями педагогического изучения (диагностика чтения, письма, математических представлений) и особенностями, характеризующими разные категории детей с проблемами развития
Содержание: студенты прорабатывают учебный материал, заполняют карту-конспект.
Категория детей с проблемами развития | Направления педагогического изучения детей с нарушениями развития | ||
Диагностика особенностей чтения | Диагностика особенностей письма | Диагностика особенностей математических представлений | |
Дети с недостатками слуха | |||
Дети с общим недоразвитием речи | |||
Дети с детским церебральным параличом | |||
Дети с нарушением зрения | |||
Дети с выраженной умственной отсталостью | |||
Дети с умеренной умственной отсталостью | |||
Дети с задержкой психического развития |
Литература:
1. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, Забрамной. М., 2003. С. 48-52.
Задание № 1. Составление карты-конспекта
Задачи изучения темы: учиться анализировать и сравнивать различные нейропсихологические экспресс-методики, систематизировать материал и представлять его в виде карты-конспекта
|
|
Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 7, раздел 3).
Содержание: студенты знакомятся с первоисточником и учебной литературой, сравнивают
нейропсихологическую экспресс – методику, предложенную Л.С. Цветковой и нейропсихологическую экспресс – диагностику, предложенную Т.В. Ахутиной
ориентируясь на следующие критерии:
1) структура экспресс – диагностики (сходство и отличие предлагаемых авторами заданий, последовательности заданий);
2) на исследование каких ВПФ (высших психических функций) направлены предложенные авторами задания?
3) каким образом происходит оценка возможных ошибок при выполнении заданий?
4) каким образом оформляются данные, полученные в ходе экспресс-диагностики?
Обобщите полученные результаты, укажите на достоинства и недостатки предложенных авторами экспресс – диагностик.
Критерии | Нейропсихологическая экспресс – методика Л.С. Цветковой | Нейропсихологическая экспресс – диагностика Т.В. Ахутиной |
Литература:
1. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2002. С.17-27.
2. Шаповал И.А. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005. С.214, 287-294.