- Основные понятия темы- психометрика, надежность: тест-ретестовая, эквивалентная, гомогенная; валидность, дискриминативность, достоверность, стандартизация, выборка, репрезентативность.
- Контрольные вопросы
1. Что характеризует качественную методику?
2. В каком случае целесообразно использовать тест-ретестовую надежность, гомогенную и эквивалентную?
3. Каким способом можно проверить содержательную валидность?
4. Для чего необходима внешняя валидность?
5. Каково оптимальное количество диагностических интервалов?
6. В чем суть феномена «социальной желательности»?
7. Для чего проводится стандартизация «сырых баллов»?
8. Выделите центры основных стандартных шкал
9. Какая выборка будет считаться репрезентативной?
Тема 1.7 Особенности психолого-педагогической диагностики
- Основные понятия темы – возрастные особенности, уровень развития.
- Контрольные вопросы
1. Перечислите основные диагностические задачи, которые можно выделить в практике школьного психолога
2. От чего зависит выбор метода и методики школьным психологом?
3. Какие методы применяются при диагностике учеников начальной школы?
4. Выделите главные диагностические задачи у дошкольников, младших школьников, учеников средней школы, подростков, стршеклассников.
Изучение второй части курса – «Психодиагностика личности» решает следующую задачу - ознакомление с наиболее популярными и универсальными методиками психологической диагностики и их практическим применением.
В итоге, после освоения содержания этой части курса студенты должны знать сферы применения наиболее универсальных методик, уметь самостоятельно подбирать методики в зависимости от выдвинутой гипотезы диагностического обследования.
При изучении каждой темы из раздела «Психодиагностика личности» студентам целесообразно придерживаться следующей схемы анализа материала:
- определение изучаемого психического процесса, свойства или состояния – что именно мы изучаем?
- выделение основных диагностических признаков изучаемого проявления психики – в чем проявляются различия?
- выяснение основной проблемы в психодиагностике данного явления – в чем заключается сложность психологической диагностики каждого явления?
- выбор методов, используемых для диагностики данного процесса, свойства или состояния – каким образом мы можем измерить нужное свойство?
- анализ достоинств и недостатков каждого из выбранных методов – какой метод подходить лучше всего в той или иной ситуации?
- подбор нескольких методик, используемых для диагностики данного психического процесса, свойства или состояния