О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой

II. Особенности уроков технологии по курсу

Краткая схема плана-конспекта урока:

1. Проблема урока.

2. Введение в проблему.

3. Работа по учебнику.

4. Задания для самоконтроля.

5. Обобщение.

Человек и жизнь

(рабочая тетрадь, с. 1)

Задачи урока:

Развитие фантазии детей.

Знакомство с природными материалами, возможностью их ис­пользования в детском творчестве.

Поиск возможных способов соединения деталей композиции.

Оборудование урока:

для учителя: образцы природных материалов и работы из них;

для учащихся: рабочая тетрадь, образцы природных материалов, лист альбомной или цветной бумаги, листочек белой бумаги, клей ПВА, кисточка для клея, подкладной лист, тряпочка для рук.

1. Введение в проблему.

Учитель предлагает детям рассмотреть демонстрационные образцы поделок, панно из природных материалов. Спрашивает, что изображено в работах; из чего сделано, какие природные материалы использованы; какие стихии «подарили» человеку предметы его творчества; что в этих работах нравится детям.

Далее предлагается рассмотреть и назвать предметы, лежащие на партах перед каждым ребенком, определить соответствующие стихии.

Работа в рабочей тетради.

Дети открывают рабочие тетради и выполняют задание, указанное на первой странице.

2. Проблема урока.

Опыты, наблюдения, выводы.

После составления композиции учитель просит детей подумать, как ее сохранить. Ученики переносят изображение на лист альбомной бумаги. Далее им предлагается взять отдельные образцы того же приходного материала, который они использовали в своей работе, и попробовать их наклеить на отдельном листе бумаги. Для того дети наносят небольшое количество клея на образец материала, прикладывают его к бумаге и прижимают тряпочкой для рук. Через некоторое время дети проверяют, наклеился ли материал на лист основы. Если да, то таким же образом можно закрепить все детали составленной композиции. Если же нет, то делается вывод о невозможности сохранения данной композиции.

Примечание. Работа с применением клея всегда должна осуществляться на подкладном листе (это может быть кусок клеенки, старая газета и т.п.), с использованием подставки для кисточки, тряпочки для рук.

Если детям не удается прикрепить детали, можно предложить им сделать другую композицию, которую можно надолго сохранить. По завершении работы рабочее место приводится в порядок.

3. Обобщение.

Как можно сохранить на память предметы живой, неживой природы?

Какую стихию нельзя сохранить в предметном мире? Почему?

В конце урока делается выставка детских работ.

Примечание. На эту тему могут быть проведены два урока. На одном дети изготавливают плоскостную композицию в рабочей тетради. На другом уроке - объемные изображения из природных материалов: шишек, веток, желудей, каштанов и других материалов, характерных для каждого конкретного региона.

Задания для самостоятельной работы:

1. Какие понятия формируются у учащихся с 1 по 4 классы (для каждого класса выписать понятие и раскрыть его содержание).

2. Судя по содержанию учебников, реализуется ли цель курса - саморазвитие личности ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала, осознание учеником целеполагания его собственной деятельности. Данная цель достигается путем решения ряда задач.

1. Формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления на основе развития творческой активности.

2. Расширение общекультурного кругозора учащихся. Общее знакомство с искусством, в том числе и театром как синтетическим видом искусства, объединяющим общеэстетическую духовную и практическую деятельность.

Общее развитие детей, направленное на формирование умений:

а) ставить цель;

б) искать и находить решения проблем, поставленных перед ребенком учителем или спонтанно возникающих в жизни ребенка;

в) выбирать средства и реализовать свой замысел;

г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;

д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту.

3. Формирование основ эстетической и технологической культуры.

Развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.

3. Расширяется ли круг задач (включение музыки, риторики и т.д.)?

4. Каждое занятие в учебнике-тетради представляет собой разворот, обозначенный темой и описанный в методических рекомендациях. Темы составляют проблемные блоки, по которым систематизируется материал в учебнике-тетради и, соответственно, в рабочей тетради. Какие блоки Вы можете выделить? («Жизнь и искусство», «Гармония во всем», «Давным-давно» и т.д.).

5. Используя материалы учебника, рабочей тетради и краткую схему плана-конспекта урока разработайте свой урок технологии.

Рабочая тетрадь задумана и выполнена таким образом, что позволяет каждому ребенку большинство заданий выполнять непосредственно на ее страницах: рисовать, вырезать и наклеивать. Небольшие тексты в верхней части страниц - задания и вопросы, раскрывающие содержание предлагаемых практических работ. Их зачитывает учитель. На отдельных страницах тетради под значком «восклицательный знак» дана информация технологического содержания. Это круг знаний, которые должны усвоить (опосредованно) первоклассники в ходе рассуждений и обсуждения предстоящих им практических работ: материалы и их виды, инструменты (на примере тех, с которыми работают дети), правила работы с инструментами, различение материалов и инструментов; разметка деталей по шаблону, их вырезание и склеивание, отделка раскрашиванием и аппликацией. По курсу изобразительного искусства первоклассники практически осваивают приемы работы кистью (нанесение линий и мазков), способы разведения акварельных красок, получение тонов путем смешивания основных цветов, окрашивание техникой вливания красок; сравнивают приемы рисования и качество рисунков, выполненных разными инструментами и материалами (карандашами, красками, фломастерами).

2. Просмотр видеоматериала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: