Виды заданий в учебниках

Учитель начальных классов не всегда обладает специальной подготовкой в области дизайна, поэтому вся необходимая для уроков информацию (в адаптированном виде) включается в учебники и предлагается в соответствующих вопросах, обращениях к ученикам, небольших вводных текстах и, разумеется, в наглядности. Не следует «свертывать» эту важную работу из-за опасения того, что вы недостаточно свободно ориентируетесь в проблемах дизайна. В значительной мере обсуждение соответствующих вопросов опирается на простой здравый смысл и на интуитивное понимание красоты вещей. В свою очередь, учебники достаточно строго и совершенно определенно направляют подобные обсуждения, поэтому старайтесь как можно полнее использовать данную на их страницах информацию и не изменять ее слишком вольно.

В большинстве случаев в книгах по каждой теме даются соответствующие вопросы, требующие от учеников осмысленного отношения к форме изделия, выбору материалов, украшению вещей и т.д. Руководствуясь этими вопросами и заданиями, учителю легче направить внимание детей на дизайнерские требования. Но даже в тех случаях, когда таких вопросов в учебниках нет (например, в первом классе), целесообразно по мере возможности заострять внимание на сочетании в изделиях красоты и пользы (удобства).

Все задания, представленные в учебниках, целесообразно подразделить на три основных вида: рационально-логические, эмоционально-художественные и практико-технологические. Учителю следует иметь в виду, что особенности познавательных процессов и характер деятельности в каждом из этих видов заданий направляются по-разному.

Рационально-логические работы зачастую построены по аналогии с математическими, инженерно-конструкторскими задачами или психодиагностическими заданиями. Они больше способствуют формированию конструктивных способностей, пространственного мышления, аналитических качеств ума. Эти задания выполняются рассудочным путем, поэтому на таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, схем, чертежей. Учебники предполагают создание на подобных уроках ситуаций поиска, решение творческих задач, но это творчество имеет ярко выраженный интеллектуальный характер. Задания подобного рода могут быть направлены на анализ и выявление каких-то закономерностей в устройстве изделия, особенностей формы, принципов и способов ее получения, а также на усовершенствование конструкции в соответствии с новыми требованиями и пр. Понятно, что такие работы не могут быть сведены к механической деятельности по инструкции, поэтому в учебниках к этим урокам даются всевозможные дополнительные вопросы и задания, требующие осмысленного подхода к работе. Сокращать и исключать эти вопросы и задания ни в коем случае не следует.

Эмоционально-художественные задания связаны с разработкой и воплощением оригинального художественного образа. Этот образ должен выражать особое эмоциональное состояние, отношение, переживание; он может создаваться только индивидуально, только «от себя», поэтому копи­рование какого-либо образца здесь совершенно исключено. Обратите внимание, что к подобным урокам в учебниках дается особенно большой и разнообразный зрительный ряд. Это могут быть так называемые образцы-аналоги, которые показывают, как можно выполнить задание (или как его выполнил кто-то другой); это могут быть произведения декоративно-прикладного или изобразительного искусства, которые расширяют запас художественных впечатлений учеников и также способствуют нахождению собственного творческого решения. В материалы таких уроков по возможности включаются литературные произведения, фотографии объектов природы. Все они обязательно должны быть использованы в работе, поскольку способствуют расширению запаса впечатлений, накоплению жизненного опыта, стимулируют образное мышление. Учитель может дополнительно использовать на таких уроках другие художественные произведения (музыку, изобразительное искусство); большую роль играет также его образное слово. Что касается материалов, способов работы, то на подобных уроках ученикам обычно предоставляется их самостоятельный выбор. Разумеется, этот выбор опирается на постоянное расширение знаний и умений (о материалах и способах их обработки). Все вопросы, задания, обсуждения к урокам такого типа носят не рассудочный, а более эмоционально-образный характер, что, как правило, отражено в материалах учебника. От учителя требуется только не игнорировать все эти вопросы и задания и не диктовать детям выбор материалов, приемы работы в целях ее «упрощения», иначе вместо осмысленной творческой деятельности урок может превратиться в обычное изготовление поделки.

Практико-технологические задания направлены на отработку и освоение практических действий, способов работы. Они занимают много места в учебном материале уроков, но редко выступают как самостоятельные задания; чаще всего овладение практическими приемами работы и технологиями сразу связывается с решением логической задачи или с разработкой художественного образа. Многие приемы приходится демонстрировать и отрабатывать с учениками практически постоянно, уделяя им время на каждом уроке, но их использование школьниками может быть тут же связано с творческой работой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: