Специфические особенности тренинга

Общее представление о психологическом тренинге

В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологичес­кий тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». Но групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значитель­но шире, и отнюдь не ограничивается разви­тием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.

В настоящее время в литературе и практической работе тер­мин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, А.П.Сит­ников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются …антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях, моделирования различных игровых ситуаций...» (1996, С.144). Расширение границ исполь­зования этого понятия связано с увеличением ди­апазона целей, значительно бо­лее широкого по сравнению с раннее определявшимися целя­ми (развитие компетентности в общении).

С.И.Макшанов (1997) определяет тренинг как многофункцио­нальный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

В нынешней ситуации, по утверждению И.Вачкова (2001) термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду пси­хологических методов в праве называться тренинговыми.

Примем следующее рабочее определение: групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования: навыков самопознания и саморазвития. При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологический проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

Специфическими особенностями тренинга, позволяющими выделять его среди других методов практической психологии, по мнению большинства специалистов, являются:

Ø соблюдение ряда принципов групповой работы;

Ø нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих уча­стников;

Ø наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так на­зываемые группы-марафоны);

Ø определенная пространственная организация (чаще всего - работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

Ø акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

Ø применение активных методов групповой работы;

Ø объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

Ø атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся меж­ду собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами (например, в групп-анализе). Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обус­ловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы.

Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержа­нием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигмможно выделить несколько:

Ø тренинг как своеобразная форма дрессуры, при кото­рой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

Ø тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

Ø тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

Ø тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигма – обобщенный принцип деятельности,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: