Идентификация сценариев

Характер семейных воздействий.

Сообщения.

Цель: упражнение знакомит участников с теми социаль­но приемлемыми внушениями родителей, которыми можно пользоваться, чтобы получать воздействия от окружающих.

Необходимое время: 30 минут. Материалы: бумага и карандаш. Подготовка: не требуется.

Процедура: На одном листке бумаги выписаны пять сценарных сообщений или директив: Будь сильным, Стремись к совершенству, Старайся изо всех сил, Поторапливайся, Радуй меня (или других). Подумайте над этими фразами и посмотрите, соответствуют ли какие-то из них тому, что вы в раннем детстве слышали от своих родителей. Если да, определите, насколько они к вам подходят. То, что им отвечает, и было исходно тем, что вы делали, чтобы родители были вами довольны или горды. Вы и теперь можете считать, что с вами все хорошо, только пока вы действуете в соответствии с родительскими директивами. Расставьте директивы по порядку - от оказавших самое силь­ное влияние на вашу жизнь до наименее влиятельных.

Цель: Это упражнение применяется, чтобы усилить осо­знание того, как семейные воздействия подкрепляют ощущения счастья или несчастья. Необходимое время: 45 минут. Материалы: не требуются.

Подготовка: руководитель должен быть опытным, поскольку это упражне­ние может вызывать сильные эмоции.

Процедура: Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, как вы стоите возле дома, где жили, когда были маленькими. Теперь пред­ставьте, что вы упали и разодрали колено. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ноге у вас стекает маленькая капля крови. Посмотрите на выражение лиц чле­нов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?

Повторите это упражнение в следующих воображаемых ситуациях.

Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.

Вы вбегаете в дом в сильном испуге, потому что увидели большую собаку.

Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.

Вы входите в дом с чувством сильнейшего стыда, потому что промочили штаны, и старшие ребята над вами смеялись.

По завершении этого упражнения откройте глаза и разбейтесь на пары. По­делитесь впечатлениями. Случалось вам испытывать чувства, которые в вашей семье считались неприемлемыми и которые вы теперь отказываетесь у себя признавать? Были ли у вас чувства, которые поощрялись и с помощью которых вы теперь манипулируете другими, чтобы добиваться того, что вам нужно?

Цель: упражнение является вводным в задачу понимания жиз­ненных сценариев и помогает участникам определить, какие формы поведения они хотели бы у себя изменить.

Необходимое время: 1 час. Материалы: не требуются.

Подготовка: руководитель должен быть опытным, потому что это упраж­нение может вызвать сильные эмоции.

Процедура: Разбейтесь на подгруппы по 4-5 человек. В каждой такой подгруппе подумайте над ответами на такие вопросы.

Что случается с людьми вроде меня?

Если я и дальше буду таким, как есть, чем это по логике должно кончиться?

Что при этом скажут обо мне другие?

В пределах подгруппы поделитесь ответами на вопросы, насколько сочтете нужным. Эти ответы могут иметь происхождением те решения, которые вы приняли когда-то в детстве. Теперь у вас может появиться желание пересмотреть эти решения.

Следующие вопросы также могут быть полезны в идентификации жизненных сценариев и добавлены к упражнению.

Какая у вас в детстве была любимая история или волшебная сказка?

Что рассказывали в семье о вашем рождении?

Как было выбрано ваше имя?

Какая надпись на вашем надгробии подвела бы итог вашей жизни?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: