Занятие 1.
ТЕМА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ (ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ).
РАЗДЕЛ 7. МИР НАШИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Цели и задачи: Расширение представлений подростков о различных познавательных способностях человека.
Комментарий. На наш взгляд представляется достаточно важным, чтобы участники получили представление о различных познавательных процессах, присущих человеку. Работу по этой теме целесообразно проводить в течение 2-3 занятий, в зависимости от уровня подготовки участников.
Рекомендации ведущему: работу можно начать с дискуссии по таким вопросам как: Что помогает нам достигать высоких результатов в том или ином деле?
Мозговой штурм: Что такое способности человека и как они проявляются? Какие бывают способности? Как выявить интересы и склонности человека?
Психологические игры – тренинг.
1. Упражнение «Такие разные профессии». Работа проводится в малых группах. Ведущий предлагает участникам на выбор несколько профессий (скрипач, инженер, ветеринарный врач, летчик и др.). Участникам предлагается определить: какими способностями, на их взгляд, необходимо обладать представителям этих профессий.
|
|
Обсуждение: Какие мысли и чувства возникли в ходе выполнения упражнения? Какие способности для данных профессий являются врожденными, а какие – нет? Можно ли развивать способности?
2. Упражнение «Выявите свои интересы и склонности». Участникам предлагается заполнить «Анкету интересов».
Рекомендации ведущему: целесообразно использовать «Анкету интересов» (Климов Е.А. «Как выбрать профессию»). Возможно использование и других аналогичных анкет.
Обсуждение: Легко ли было определить свои интересы? Есть ли среди участников люди с одинаковыми интересами и склонностями?
3. Упражнение «Насколько мы похожи». Участникам предлагается выявить других участников занятий, со схожими интересами и склонностями, объединиться в группы и составить общие для этих групп характеристики: область интересов, любимое занятие, предпочтительный тип профессии.
Обсуждение: Много ли похожих на себя удалось обнаружить? Легко ли было составлять предложенные характеристики?
Комментарий: Работа на втором и третьем занятиях строится по следующему принципу:
- Проводится мозговой штурм по выявлению определенных таких познавательных способностей, как внимание, память, различные виды мышления.
- Выполняются упражнения, направленные на выявление этих способностей у участников.
- Между этими блоками обязательно проводятся различные разминочные упражнения.
- После проведения каждого упражнения проводится обсуждение: Какие мысли и чувства возникли в ходе работы? Что нового узнали о себе участники?
|
|
1. Мозговой штурм: Что такое внимание? Каковы его свойства? Как оценить свое внимание? Как можно развивать внимание?
2. Упражнения на определение особенностей колебания внимания, устойчивости и объема внимания, особенностей его распределения.
Рекомендации ведущему: д ля проведения упражнений этого раздела можно использовать тесты на определение особенностей внимания, памяти, мышления (например, упражнения, приведенные в книгах Е.Н. Прощицкой «Выбирайте профессию», Е.А. Климова «Как выбрать профессию», тест Векслера).
3. Работа в группах: Участникам предлагается назвать несколько профессий, специальностей, которые предъявляют повышенные требования к устойчивости и объему внимания, особенностей его распределения.
4. Любое разминочное упражнение.
5. Мозговой штурм: Что такое память? Как происходит запоминание, в каких случаях произвольно или непроизвольно? Какая бывает память (образная, логическая, механическая и др.)?
6. Упражнения на выявление особенностей нашей памяти.
7. Работа в группах: Участникам предлагается назвать несколько профессий, специальностей, которые предъявляют повышенные требования к различным видам памяти человека.