«Теперь посмотрим, какими у вас получились объявления. Каждый зачитает свой вариант, а остальные члены группы выступят в роли экспертов. Внимательно выслушав очередное объявление, вы можете внести коррективы добавить то положительное и привлекательное, что забыл написать о себе сам автор, какие его увлечения достойны внимания. Будьте внимательны друг к другу, помните о правилах нашей группы».
Рекомендации ведущему. Вы можете собрать объявления, а затем, зачитывая их по одному, предоставить участникам возможность узнать по этим объявлениям авторов, и уже после этого с помощью группы внести коррективы в текст объявления. При анализе объявлений следует исходить из тех установок, которые были сформулированы на прошлом занятии, когда участники получали домашнее задание.
3. «ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ...».
«Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем пооткровенничать друг перед другом, но без предварительной подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Члены группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы неискренни и неоткровенны, вам придется взять другую карточку с новым текстом, и попробовать еще раз ответить. Кто хочет первым?»
|
|
Рекомендации ведущему. Вам необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Причем карточек должно быть больше, чем участников на случай, если кто-то из них не сможет с первого раза выполнить задание.
Примерное содержание карточек:
«Откровенно говоря, когда я иду в школу...»
«Откровенно говоря, я скучаю, когда...»
«Откровенно говоря, мне очень трудно забыть…»
«Откровенно говоря, я до сих пор не знаю...»
«Откровенно говоря, мне до сих пор...»
«Откровенно говоря, когда я вижу ребенка...»
«Откровенно говоря, мне радостно, когда...»
«Откровенно говоря, мне очень хочется...
«Откровенно говоря, я думаю, что самое важное в жизни...»
«Откровенно говоря, я всей душой ненавижу...
«Откровенно говоря, когда я вижу красивого парня...»
«Откровенно говоря, когда я вижу красивую девушку...»
«Откровенно говоря, когда я болею...»
Содержание карточек вы можете составить сами. При этом учитывайте ту информацию, которую как ведущий вы получили за прошедшие занятия. Текст карточек должен помогать участникам раскрыть себя. Участники садятся в большой круг. Каждый из них (по мере психологической готовности) берет карточку. Коли возникает большая пауза, помогите участникам, пригласите их в центр круга, где находятся карточки.
|
|
Психологический комментарий. Данное упражнение дает участникам возможность езде раз укрепить свое доверие группе, снять внутренние страхи, быть откровеннее.
4. «ПРИНИМАЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ».
«Давайте поговорим о том, за что каждый из вас отвечает в жизни. Думаю, вы согласны, что человек становится личностью только тогда, когда он добровольно и сознательно принимает на себя ответственность. Если этого нет, то мы так и остаемся малыми детьми, сколько бы лет не исполнилось. Так за что вы отвечаете в этой жизни? Лично вы? За покупку хлеба или уборку своей комнаты? За уроки сестры или возвращение младшего брата из детского сада? Подумайте и запишите все, что вы вспомните. На это вам дается 5 минут.
Затем вы обсудите ваши записи в микрогруппах по 3-4 человека. В каждой группе вы должны определить самого ответственного, т.е. того, кто сумеет аргументировано обосновать, что он, действительно, больше других принял на себя ответственности».
Рекомендации ведущему. Приготовьте бумагу для участников и включите музыку. При объединении в микрогруппы напомните правило, по которому нужно поработать с теми, кого участник еще совсем мало знает.
5. «ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ».
«Вы уже многое узнали о себе и о других членах группы. Многое мы смогли и понять, нам удалось взглянуть на себя и других с иной точки зрения. Сегодня каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах, т.е. о том, что он осознает в себе как комплекс, как внутренний барьер, страх или иную помеху, которая в чем-то мешает. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках; важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т.п. Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно. На это вам дается 3 мин».
Рекомендации ведущему. Упражнение проводится также как и упражнение «Точка опоры».
Психологический комментарий. Это упражнение направлено, в первую очередь, на определение каждым участником собственных слабых сторон, на формирование привычки анализировать свои недостатки, но при его выполнении у участника должна быть возможность опереться на сильные стороны своего характера.
6. «КАКОЙ Я ЧЕЛОВЕК?».
«Возьмите ваш лист бумаги, на котором уже есть много ответов. Сегодня вам предстоит ответить на два очередных вопроса. Может быть, вы что-то хотите добавить или изменить. У вас есть на это 5 мин. Ответьте на следующие вопросы:
1. Мои стимулы: Что или кто стимулирует мою жизненную активность?
2. Мои проблемы: Что мне мешает жить? Что я хочу в связи с этим сделать?
Как всегда, отвечайте откровенно. Это нужно, прежде всего, вам».
7. «КАКИМ МЕНЯ ВИДЯТ ОКРУЖАЮЩИЕ».
«Это домашнее задание. Ответьте на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа и отдельные участники? «Опишите подробно, как вас оценивает группа. Например, группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмоционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается. Маша, наверное, считает меня легкомысленным, а Сергей не очень откровенным» и т.д. На следующем занятии мы выслушаем каждого и, естественно, внесем в случае необходимости коррективы, т.е. тот, в чьем мнении о себе вы ошиблись, поправит вас, скажет, что он действительно думает о вашем характере, манере общаться».
8. «МНЕНИЕ».
См. раздел «Первое занятие», упр. 8.