Классическая (административная) школа управления (1920—1950).
Представления школы развивали А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, А. Рейли. Целью школы было создание универсальных принципов успешного управления работой организации в целом. Она сформировала теорию управления всей организацией.
Были выработаны два группы принципов:
1. Рациональная система управления организацией. Школа рекомендовала разделять организации на подразделения по функциональному принципу и рассматривать управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, например, как планирование и организация.
2. Структура организации и управление работниками. Примером может служить принцип единоначалия, по которому человек должен получать приказы только от одного начальника.
Это направление связано с именем выдающимся французским инженером Анри Файоля. (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Специалисты такого направления исследовали эффективность работы всей организации.
|
|
Итогом многих работ и проведенных исследований А. Файоля является создание принципов управления всей организацией: 1) первоначальная функция — разделение труда; 2) полномочия и ответственность. Полномочие —право отдавать приказы, а ответственность —это ее составляющая противоположность; 3) дисциплина как взаимное уважение, достигнутое соглашением; 4) единоначалие и порядок; 5) единство направления, т.е. каждая группа действует в определенных рамках для достижения определенных целей; 6) подчиненность личных интересов общим; 7) скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде; 8) стабильность рабочего места. |
Основная цель этой школы — повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители данной школы провели исследования и эксперименты по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т.д. В результате этого были сделаны выводы о том, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.
Э. Мэйо (1880-1949) - основатель школы человеческих отношений, где центральное место в изучении управления занимает человек как социальное существо. Для разработки такой концепции Мэйо провел Хоуторнский эксперимент. В этом исследовании он доказал, что на производительность труда влияют особые отношения между людьми и их совместная работа. Эксперимент Мэйо также показал, что результаты работы зависят от социальных условий на рабочем месте и от отношений между рабочими и менеджерами. Такие выводы абсолютно отличаются от положений научного менеджмента, поскольку все внимание уделяется системе взаимоотношений между людьми. Э. Мэйо обнаружил, что силы взаимодействия между людьми зачастую превосходятусилия руководителя и материальные стимулы.
|
|
Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970).А. Маслоу определил, что мотивы поступков людей — это различные потребности.
Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Херцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.
Англичанка Мэри Фоллет(1868–1933) определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.
Немецкий социолог МаксВебер(1864–1920) разработал теорию бюрократического построения организации. Он затрагивал и проблему управления в организации, которая рассматривалась как единое целое. Вебер разработал определенные правила поведения работников, при этом оговорил права и обязанности каждого из них.
Бюрократическая система обеспечивает точность, определенность и непрерывность деятельности организации. Для достижения этих качеств, организация должна сочетать в себе следующие элементы: 1) существование иерархии власти; 2) внутриорганизационные действия должны быть четко расписаны; 3) карьерный рост может происходить только при достаточных знаниях и опыте работы; 4) специализация труда; 5) наем новых работников должен происходить только при необходимости; 6) существование норм и правил, которые оговаривают права и обязанности персонала. |
Д. МакГрегор (1906-1964) - основатель теории «X» и теории «V», которые определяют типы управления организацией через оценку работников.
Организация типа «X» имеет следующий взгляд на работников:
1) для достижения целей организации люди должны затратить некие усилия при помощи принуждения (приказы, угрозы и т.д.), так как без это-го многие люди не хотят работать;
2) многим людям нравится, когда ими управляют, поэтому обычно не берут на себя никакой ответственности;
3) часть людей не любят работать, поэтому всеми способами стараются избегать работы.
Организация типа «Y» имеет несколько иное представление:
1) человек, который чувствует себя частью организации, может самостоятельно осуществлять над собой контроль и быть ответственным;
2) все результаты труда работника должны быть оценены и вознаграждены;
3) многие люди ответственны или же стремятся к этому.
Организация типа «Y» ориентирована на интеллектуальный потенциал человека, таким образом, управление такого типа более эффективно, чем в организации типа «X».
Школа рекомендовала определенные приемы управления человеческими отношениями, включающие эффективные действия непосредственных начальников, предоставление работникам более широких возможностей общения на работе.
Поведенческие науки, такие, как психология и социология, сделали изучение поведения на рабочем месте строго научным. Социальное взаимодействие, мотивации, характер власти и авторитет, организационная структура, коммуникации в организациях, лидерство, изменение содержания работы и качества трудовой жизни изучалось представителями школы поведенческих наук. У
|
|