Ситуационный подход к процессу управления, как и системный, применим при управлении любой организацией. Ситуационный подход предполагает что, хотя общий процесс управления одинаков, специфические конкретные подходы и приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться и зависят от конкретной ситуации.
Ситуационный подход нацелен на связь конкретных приемов и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Такой подход основывается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. При его реализации необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации, как они влияют на эффективность организации.
Этапы ситуационного подхода таковы:
1. Руководитель должен освоить средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Он должен понимать процессы управления, индивидуального и группового поведения, системный анализ, методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений.
|
|
2.Руководитель должен научиться предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной методики или концепции. Например, удвоив зарплату всему персоналу можно значительно повысить мотивацию, но при этом необходимо сравнивать прирост затрат с полученными выгодами, иначе это может привести к разорению организации.
3.Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4.Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в сложившихся обстоятельствах.
Ситуационные переменные. К сожалению, невозможно определить все переменные, влияющие на организации. На практике менеджеры могут рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на успех.
Большинство ученых считают, что существует не более десятка важнейших факторов, которые можно сгруппировать в два основных класса — внутренние и внешние переменные.
1 История менеджмента / Под ред. Д. В. Валового. М.: 1997. С.91.
Научные направления и ключевые положения концепций | Основные идеи, используемые современным менеджментом |
Научное управление(1) и классическая (административная)(2) школа (1920-е годы) | |
· Научные принципы организации труда · Рационализация трудовых операций · Разделение труда в управлении · Процессный подход к управлению | · Научный подход к менеджменту и его · принципам · Анализ способов выполнения работ · Управление как серия непрерывных · взаимосвязанных действий |
(3)Школы человеческих отношений (1930-е годы) и поведенческих наук (1950-е годы) | |
· Коллектив как особая социальная группа · Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника | · Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства · Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам |
(4)Теория принятия решений и количественный подход (1950—60-е годы) | |
· Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов · Применение методов количественных измерений | · Субъективный подход к оценке рациональности решений · Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений |
Системный (1950-е годы) и ситуационный (1960-е годы) подходы | |
· Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации · Учет воздействия факторов окружающей среды · Анализ ситуационных переменных | · Рассмотрение организации как целостной системы · Значение анализа внешней среды для организации · Принятие решений с учетом сложившейся ситуации |
Теории стратегии (1960-е годы), инноваций и лидерства (1980—90-е годы) | |
· Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации · Инновации как основа конкуренто способности · Лидерство | · Разработка стратегии организации как метод конкурентной борьбы · Инновационный подход к изменениям в организации · Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством |
|
|