Логики повседневнскти активизировали сознание, и в результате
Нарность положения, в которо.ч оказывался крестьянин, а иногда
Конечно, в повседневной обстановке среди своих соседей-
Крестьянами своего статуса.
Торые документы, одновременно они же характеризуют понимание
Оценка возникла и бытовала среди крестьян. А может быть, она —
Явление достойно внимания. Показательно уже то, что подобная
Возможно возражение, что квалификация черной земли как
Ким были черносошные крестьяне.
Дализма и всеобъемлющих отношений господства — подчинения.
Чена. Положение черносошных крестьян определяет оппозиция
свобода — «зависимость*, вытекающая из сущностных для фео¬
Зависимость крестьян как раз и сказалась в восприятия ими чер¬
ных земель в XVII в. как «государевой вотчины*. В сочетании
«свобода — зависимость* его члены находятся во взаимодополне¬
нии и вряд ли в равновесии. Конкретные исторические обстоя¬
|
|
тельства перетягивали чашу весов в ту или иную сторону. В пери¬
од действия формулы земля 4государева вотчина* — «владение*
крестьянина перевес произошел в сторону зависимости, что не оз¬
начало полной потери свободы, а скорее, сильного ее ограниче¬
ния, сужения поля ее действия. Эта формула — крайнее выраже¬
ние крестьянской «несвободной* свободы.
Формула существовала и с другим сочетанием своих элемен¬
тов: земля — «государева царева* и также крестьянское «владе¬
ние*. Трудно сказать, насколько широко был распространен тот
или иной вариант и от чего зависело употребление каждого из
них. Но воплощенное в формуле выражение почти предельной не¬
свободы следует учитывать. Сосуществование более мягкого и же¬
сткого вариантов одной формулы говорит о подвижности степеней
свободы, действовавших в толще одного общественного слоя, ка¬
государевой вотчины, скорее, исключение, чем правило, но ее по¬
специфика только актов, регистрировавших поземельные распоря¬
дительные сделки? Пролить свет на этот вопрос позволяют неко¬
однодеревенцев или соволощан крестьяне не заявляли о своей со¬
циальной принадлежности. И свидетельства такого рода встреча¬
ются в документах достаточно редко. Они появляются, когда кре¬
стьяне попадают в отличные от привычной повседневности житей¬
ские ситуации. Их донесли до нас крестьянские челобитные. Неорди¬
угроза разрыва привычных социальных связей, этакий «взрыв*
268