Получались осознанные оценки своего статуса

Логики повседневнскти активизировали сознание, и в результате

Нарность положения, в которо.ч оказывался крестьянин, а иногда

Конечно, в повседневной обстановке среди своих соседей-

Крестьянами своего статуса.

Торые документы, одновременно они же характеризуют понимание

Оценка возникла и бытовала среди крестьян. А может быть, она —

Явление достойно внимания. Показательно уже то, что подобная

Возможно возражение, что квалификация черной земли как

Ким были черносошные крестьяне.

Дализма и всеобъемлющих отношений господства — подчинения.

Чена. Положение черносошных крестьян определяет оппозиция

свобода — «зависимость*, вытекающая из сущностных для фео¬

Зависимость крестьян как раз и сказалась в восприятия ими чер¬

ных земель в XVII в. как «государевой вотчины*. В сочетании

«свобода — зависимость* его члены находятся во взаимодополне¬

нии и вряд ли в равновесии. Конкретные исторические обстоя¬

тельства перетягивали чашу весов в ту или иную сторону. В пери¬

од действия формулы земля 4государева вотчина* — «владение*

крестьянина перевес произошел в сторону зависимости, что не оз¬

начало полной потери свободы, а скорее, сильного ее ограниче¬

ния, сужения поля ее действия. Эта формула — крайнее выраже¬

ние крестьянской «несвободной* свободы.

Формула существовала и с другим сочетанием своих элемен¬

тов: земля — «государева царева* и также крестьянское «владе¬

ние*. Трудно сказать, насколько широко был распространен тот

или иной вариант и от чего зависело употребление каждого из

них. Но воплощенное в формуле выражение почти предельной не¬

свободы следует учитывать. Сосуществование более мягкого и же¬

сткого вариантов одной формулы говорит о подвижности степеней

свободы, действовавших в толще одного общественного слоя, ка¬

государевой вотчины, скорее, исключение, чем правило, но ее по¬

специфика только актов, регистрировавших поземельные распоря¬

дительные сделки? Пролить свет на этот вопрос позволяют неко¬

однодеревенцев или соволощан крестьяне не заявляли о своей со¬

циальной принадлежности. И свидетельства такого рода встреча¬

ются в документах достаточно редко. Они появляются, когда кре¬

стьяне попадают в отличные от привычной повседневности житей¬

ские ситуации. Их донесли до нас крестьянские челобитные. Неорди¬

угроза разрыва привычных социальных связей, этакий «взрыв*


268



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: