Глава 6
ли имевшиеся у него документы — правые грамоты (в 6 случаях)
или ссылался НА писцовые книги (в 4 случаях).
Остановлюсь подробнее на этой отсылке и последовавшей за
ней процедуре. Старец заявил, что спорная земля Мичково (или
Потапово и т. д.) — «троецкая монастырская; а писано в костром¬
ских книгах Михайлова письма Волынского, а уж тому, господи¬
не, тритцать лет; [и| яз, господине, шлюсь на костромские кни-
ги»�'®. После такой доказательной мотивировки В. И. Патрикеев
распорядился �дьяку своему — Олешке Безобразову у дьяка Ни-
кнфора из костромских книг» сделать выписку о монастырских
землях. Такая выписка была сделана, и В. И. Патрикеев постав¬
лен в известность, что 4написано> господине, в костромских кни¬
гах лета семьдесят третьего писма Михаила Волынского: земли
троицкие Сергиева монастыря в Залесском Березуйце в Верхнем,
на Мичкове — Федко�. С, Б. Веселовский упоминает Михаила
Борисовича Волынского как писца Костромы 1464/65 г. в своем
|
|
очерке о Волынских, датированном 30-ми гг.�, а писцовые книги
Волынского фигурируют в разбираемой С. Б. Веселовским тяжбе
1502 г., происходившей в вол. Ликург Костромского у,��
В рассматриваемом комплексе судебных дел ценны, во-
первых, упоминание столь раннего описания земель Костромско¬
го у,, а, во-вторых, вполне сложившийся порядок работы вели¬
кокняжеской канцелярии по такому важному вопросу, как под¬
тверждение феодальных прав па землю. И еще один небезынте¬
ресный момент. Конечно, нельзя говорить о сходстве самих кан¬
целярских формулировок, действовавших в конце XV в. и в
ХѴП в., однако они достаточно близки. Резолюция Устюжской
четверти по делу 1633 г. о спорных пожнях в Коротецкой вол.
Чарондской округи: «Выписать из прежнего и из нынешнего че¬
лобитья и из отпуску и ис писцовых книг�; или по делу об отдаче
на оброк того же года в вол. Верхний Кулой Тогемского у:
«Выписать из писцовых книг»�.
Обращаясь к разбираемой выше челобитной Кирилла Лазаре¬
ва сына Вологженина, приведу резолюцию четверти на нее:
«Выписать из челобитья и из писцовых книг, написан ли он в
Там ж«, М 585. 587. 590. 59).
Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых зеилевладельцев
М,1969. С. 286.
Веселовский С. Б. Феодальное эенлевлддсннс в Севере-Восточной Руси Т 1
М.;Л,, 1947. С. 433.
РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. 1633. № 4. Ч. I. Л. 167, 260.
писцовых книгах в волости»��. Писцовые книги М. Вышеславцева
и Аг. Федорова 1623-1626 гг. подтвердили жительство К. Лазаре¬
ва в д. Коконовской. Со своей стороны Кирилл тоже укрепил свою
позицию документально. Он «положил» перед дьяком Устюжской
|
|
четверти Пантелеем Чириковым не что-нибудь, а «платежные отпи-
си»- о внесенных им государственных податях, причем за 13 лет с
1620 г- Тем самым он подтвердил свою принадлежность к
«государевым» крестьянам и также свою хозяйственно-податную
исправность.
Обязанность крестьян нести налогово-повинностные тяготы
оборачивается еще одной стороной. Она становится показателем
гражданской дееспособности крестьянина. В текущей повседнев¬
ности при уплате полагающихся податей и получении от общин¬
ного старосты или целовальника отписок Кирилл социально не
выделялся из среды своих товарищей. Однако вне обыденной об¬
становки и как бы выключенный из нее и из своего социума чер¬
ный крестьянин — личность самостоятельная, правоспособная.
Он защищал себя от произвола феодала, обращался в судебную
инстанцию, и не местного значения, но в центральное учрежде*
ние. Его хозяйствование на деревенском участке, подтвержденное
тяглоепособностью и воплощенное в данном случае в «платежных
отписях», вычленяет крестьянина, однако не из ряда своих собра¬
тьев, государственных крестьян, а отличает его как представителя
именно этой прослойки от иных прослоек, в рассматриваемом
случае от помещичьих крестьян.
О другом крестьянине, Савве Савельеве из волости Шалги Бо-
дуновой Чарондской округи, сообщал в Устюжскую четверть вое¬
вода Чаронды Андрей Морткик, которому Савва подал изветную че¬
лобитную. Крестьянин жаловался на приказчика Я. Ф. Панкова из
вологодского поместья Л. С. Плещеева. С. Савельев с двумя род¬
ными братьями в конце января 1633 г. шел в Вологду для
«промыслу», и по дороге «по деревням хлеба прошал Христовым
имянем». В имении Плещеева приказчик «велел» своим крестьянам
«свесть их Савку с братьею к себе на подворье», где стал при¬
нуждать их дать на себя «кабал в холопстве». Отказ
С, Савельева привел к тому, что приказчик «Савку бил и увечил
и из двора от себя скинул», а его братьев задержал, «чтоб ему их
похолопить». Воевода на основе челобитной С. Савельева утверж-
��Там же. Л. 42.
272