Парижская коммуна 1871 г

Война, развязанная Наполеоном III c Пруссией с целью отвлечь внимание народа от тяжелых внутренних проблем, привела к краху империи. Известие о военной катастрофе под Седаном вызвало
в Париже восстание 4 сентября 1870 г. Рабочие и национальная гвардия низлагают императора и провозглашают республику. Однако власть переходит к буржуазии, сформировавшей правительство «национальной обороны» во главе с генералом Трошю, а затем смененное правительством Тьера. Эти правительства повели переговоры
с Пруссией о капитуляции. В феврале 1871 г. Тьер заключил на
крайне тяжелых для Франции условиях мир. Одновременно Тьер
18 марта 1871 г. решает разоружить национальную гвардию, созданную
в период сентябрьского восстания. Эта попытка провалилась, встретив решительное сопротивление парижан. В результате Центральный комитет, национальная гвардия взяли власть в свои руки и осуществляли ее до передачи избранному 26 марта Совету Парижской коммуны.

26 марта состоялись выборы нового органа власти, получившего название Совета Парижской коммуны, состоящего из 80 человек. Выборы в Совет прошли на основе всеобщего избирательного права.

14 апреля (опубликована 20 апреля) выходит Декларация Коммуны к парижскому народу, в которой говорилось о форме правления и государственного устройства: республика с полной автономией коммун. Центральный комитет действовал как правительство рабочих и провел ряд неотложных мер в пользу трудящихся.

Первым шагом Коммуны стало уничтожение постоянного войска и замена его вооруженным народом во главе с выборным офицерским составом. Коммуна разрушила полицейский, бюрократический аппарат второй империи. Полиция и жандармерия упразднялись, а обязанности по охране безопасности возлагались на комиссию безопасности.
2 апреля издается декрет об отделении церкви от государства. Постоянными органами Коммуны на местах были районные советы, разделенные на комиссии.

Коммуна была одновременно и законодательным, и исполни-тельным органом власти. 29 марта Советом Коммуны образуются
9 комиссий: финансовая, военная, юстиции, общественной безопас-ности, продовольственная, труда и обмена, внешних сношений, общественных служб, просвещения. Они состояли из 5-9 членов. Особое место занимала исполнительная комиссия, которая не только исполняла декреты и решения других комиссий, но и координировала их работу.

Коммуна установила основные начала судопроизводства: выборность судей, учреждение суда присяжных, свобода защиты обвиняемых в суде. Судебными органами стали мировые судьи, палата гражданского суда (гражданский трибунал) и обвинительное жюри по делам версальцев.

Коммуна просуществовала всего 72 дня, и 28 мая последняя баррикада коммунаров пала. Парижская коммуна оказала воздействие на дальнейшее социалистическое движения Европы, внеся определенный вклад в развитие демократии, обогатив и направив ее в будущем не на революционный, а эволюционный путь.

Третья республика во Франции

Главной политической проблемой Франции в 70-х г. являлся вопрос о будущем государственном строе страны. После поражения Парижской коммуны власть вновь перешла к Национальному собранию, которое
31 августа объявило себя учредительным, заявив, что Тьер считается президентом республики. Однако в марте 1873 г. Собрание ограничивает законодательную инициативу президента, а в мае президентом выби-рается сторонник монархии маршал Мак-Магон. По закону 20 ноября 1873 г. президентский срок полномочий устанавливается 7 лет, и этим же законом организуется конституционная Комиссия 30-ти. 30 января
1875 г. Собрание признало республику окончательной формой правления. В этой связи в 1875 г. принимаются три закона:
о публичной власти; о Сенате и овзаимоотношения властей. Они вместе с органическими сенатус-консультами о выборах, законами 1871 и
1873 г. о президентской власти составили новую Конституцию 1875 г. Она установила парламентско-президентскую республику. Законода-тельная власть состояла из Палаты депутатов и Сената. Первая избиралась на 4 года всеобщим голосованием. Сенат формировался так: 225 его членов избирались на 9 лет специальными избирательными коллегиями по департаментам, 75 членов назначались Национальным собранием пожизненно. Выборные члены обновлялись каждые 3 года на 1/3. Полномочия обеих палат были следующими: вопросы войны и мира, принятие законов, запросы министрам, парламентские расследования. Президент объявлялся главой республикой с законодательной инициативой, с правом обнародования законов, назначением на государственные должности, имел право помилования. Его власть фактически представляла конституционного, но выборного монарха. Правительство обладало значительной властью. Министров назначал президент, но они солидарно отвечали перед парламентом.

В 1876 г. на выборах побеждают республиканцы, а на следующий год президент Мак-Магон ушел в отставку. Авторитарный режим закончился. С 1879 г. во Франции устанавливается республиканско-парламентский режим. Упрочение третьей республики во Франции привело к изменению объема президентской власти. По неписаному соглашению партий на пост президента стали выбирать людей маловлиятельных, неспособных к проведению самостоятельной политической линии. Значительные полномочия президента перешли
к правительству. Президенту же отводилась роль своеобразного резерва: в случае возможного кризиса правительственных и парламентских учреждений реакция могла в своих интересах использовать исключительные права главы государства.

В 1884 г., в период оживления демократического движения
в стране, принимаются некоторые важные поправки к конституции 1875 г. Запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Члены бывших королевских династий лишались права избираться на пост президента. Изменился порядок комплектования Сената – все его члены стали выборными. Специальным законом расширялась свобода собраний и печати, разрешено легальное существование профсоюзов.

Палата депутатов избиралась на 4 г. на основании мажоритарной избирательной системы. Территория государства делилась на избирательные округа. От каждого округа избирался лишь один депутат. В первом туре избранным считался кандидат, собравший более 50 % всех участвовавших в выборах. В выборах депутатов могли участвовать лишь французские граждане, достигшие 21 г. и проживавшие в одном месте не менее 6 месяцев. Избирательных прав лишались женщины, военнослужащие и коренные жители колоний.

Сенаторы избирались на 9 лет в каждом департаменте особой коллегией, состоявшей из генеральных советников и депутатов от сельских и городских муниципалитетов.

Третья республика унаследовала полицейский аппарат бонапартистской монархии. Важное место в системе карательных органов республики занимали жандармерия и республиканская гвардия.

Полномочным представителем правительства в департаментах являлся префект, который сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Он назначался декретом президента по представлению министра внутренних дел. Во главе округа стоял супрефект, назначавшийся министром внутренних дел и подчинявшийся префекту. В масштабах округа супрефект копировал полномочия главы департамента.

Третья республика просуществовала до 1940 г. и прекратилась
в связи со Второй мировой войной. За этот период во Франции сложился республиканский парламентаризм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: