Первобытное общество. Происхождение государства и права

ТГП В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК. КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

Методология ТГП – философское учение о познании. В нач. XIX в. наиболее популярными были учения Кантаи Гегеля.В сер. XIX в. выработана либеральная теория «правового государства» (которая позднее в марксизме критиковалась как идея государства – «ночного сторожа»). К сер. XIX в. наиболее популярным стал позитивизм, т. е. «научная методология», якобы «свободная от этических и философских спекуляций». В рамках позитивизма формируются нормативистский, социологический и психологический подходы к праву. В это же время начинается и развитие философии диалектического материализмаМарксом и Энгельсом, а в ее рамках – материалистической диалектики как научной методологии марксимзма.С конца XIX в. в теоретико-правовых исследованиях наряду с позитивизмом широкое распространение получило либеральное неокантианство,в рамках которого в частности, были выработаны теории «социально-правового государства», «государства всеобщего благоденствия». В XX в. на почве неокантианства в трудах Г. Кельзена наивысшего расцвета достигает нормативизм, исторически возникший на почве позитивизма. В XX в. в Западной Европе основными тремя методологическими подходами к изучению права являются неокантианство, неопозитивизми феноменология.В Советском Союзе и странах «социалистического лагеря» официальной методологией наукипризнаваласьматериалистическая диалектика.

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП

Предмет ТГП – общие закономерности возникновения, существования и развития государства и права.

«Общая теория права», XIX в. – свободное от этических и иных философских спекуляций изучение правовых норм и институтов. Позитивистская «общая теория права» родилась в результате обобщения основных теоретических положений отраслевых юридических наук – теорий гражданского, уголовного, государственного и административного права. Изучала право как сферу должного, а не сущего изучала общее в правовых нормах и институтах, правовых отношениях, абстрагируясь от их конкретного содержания. Поэтому общая теория права в XIX в. была теорией нормативистской. Впоследствии приобрела философскую основу в виде методологии. В советском государстве в качестве официальной идеологии был провозглашен диалектический и исторический материализм Маркса, Энгельса и Ленина.

Методы ТГП:

а) общенаучные (наблюдение, анализ, синтез обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование, системный, структурно-функциональный и т. п.);

б) частнонаучные методы смежных наук (конкретно-исторический, социологический и др.);

в) частнонаучные методы отраслевых юридических наук (сравнительного правоведения формально-догматический и др.).

Науки, образующие систему науки в целом, принято подразделять на три большие группы: 1) естественные; 2) технические; 3) гуманитарные. Иногда в качестве самостоятельных групп выделяют 4) математику и 5) логику (формальную, феноменологическую, диалектическую и др.), которые разрабатывают для всех прочих наук универсальные методы познания. Особняком стоит философия, которая является не наукой в строгом смысле этого слова, а теоретически оформленным мировоззрением.

Гуманитарные науки изучают общественные отношения в их закономерностях, общество, человека, социальные институты. Поскольку государство и право являются социальными институтами, юридические науки принято относить к числу гуманитарных.

Юридические науки подразделяются на: 1) фундаментальные: теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений; 2) отраслевые (конституционное, гражданское, уголовное, административное право и др.) и 3) прикладные (криминалистика, судебная медицина, судебная психология и др.).

Теория государства и права тесно взаимодействует с философией. Философия вырабатывает мировоззренческие основы теории государства и права и ее общую методологию. Теория государства и права тесно взаимодействует с гуманитарными науками: социологией, психологией, политологией и др., использует их методы.

Место теории государства и права в системе юридических наук определяется рядом обстоятельств. Общее теории государства и права с историко-правовыми науками (истории государства и права, истории политических и правовых учений) в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государства и права конкретно-исторически. В теории же преобладают методы не исторического, а теоретического исследования (напр., логический). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как наука фундаментальная и обобщающая: 1) она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права; 2) она исследует вопросы, общие для разных отраслевых наук (норма права, правоотношение, ответственность и др.); 3) она разрабатывает общие для отраслевых наук методы исследования и правовые категории (основные понятия). В то же время теория государства и права использует данные отраслевых наук.


3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ, ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА, НАСИЛИЯ)

1. Теологическая теория различается в разных религиях. Основная идея – всякая власть от Бога. В христианстве этот постулат сформулирован апостолом Павлом. Но, напр., для Древнего Египта и императорского Рима характерно обожествление императора. В христианстве эта идея неприемлема. Более того, Фома Аквинский даже обосновывает право народа на свержение монарха. С его точки зрения в формуле «всякая власть от бога» имеется в виду лишь абстрактная власть, а не власть конкретного монарха. Если монарх угнетает своих подданных-христиан, народ вправе его свергнуть для установления христианской власти.

2. Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель. Платон власть монарха сравнивает с властью отца над членами семьи. Патриархальная теория получила свое развитие в XVII в. в сочинении Р. Филмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от Бога «патриархом», а затем передачу ее уже своим потомкам – королям.

3. Договорная теория (теория общественного договора) получила распространение в XVII–XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Гоббс признавал естественные права человека, но полагал, что первоначальным, «естественным состоянием общества» была «война всех против всех», хаос, в котором «человек человеку волк». Поэтому люди, дабы обеспечить свою безопасность, передали все свои права государю. Власть государя безгранична. Локк полагал, что люди вовсе не передали государю своих прав, а напротив избрали его для защиты этих прав. С точки зрения Руссо, общественный договор – это лишь необходимая юрид. фикция, некая общая воля народа, которой должно следовать гос-во. Причем общая воля – это не воля большинства, она формируется наиболее развитой в нравственном отношении частью общества. 4. Теория насилия во второй половине XIX в. разрабатывалась в Австрии социальным дарвинистом Л. Гумпловичем и в Германии социал-демократом К. Каутским. Причину происхождения гос-ва они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Победители властвуют, побежденные становятся подвластными. Гос-во – это естественно (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы.

В первобытном обществе не существовало государства, классов. Власть и производство были непосредственно общественными, коллективными, орудия труда – примитивными, собственность – общей. Распределение продуктов труда было уравнительным.

Форма социальной организации – род, а не государство. Социальная власть осуществлялась общими собраниями членов рода, племени, советами старейшин. Вожди выполняли функции военных лидеров.

В эпоху неолита изменились производственные отношения – появилось разделение труда на земледелие и скотоводство, что повлекло необходимость обмена продуктами труда (появилось купечество и торговые центры).

В земледельческих общинах, где сельское хозяйство вели в основном женщины, устанавливается матриархат. Укрепляется семья, ослабляется род. Родовая община сменяется соседской. Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков производства, что позволило трудиться уже не всем членам общины. Появилось имущественное неравенство.

Все эти факторы неизбежно повлекли возникновение государства. Власть вождя стала передаваться по наследству. По мере развития культуры появляются и профессиональные жрецы которые также заинтересованы в укреплении гос власти.

В странах с восточным типом производства – в Египте, Вавилоне, Китае, Индии, в государствах ацтеков и майя – развитие экономики связано со строительством грандиозных ирригационных сооружений. Для их эксплуатации необходимо сохранение крестьянской общины и жесткая централизованная власть. Возникает мощное бюрократическое государство чиновников и жрецов с огромной властью В Риме возникновение и развитие государства связано с возникновением и развитием частной собственности на землю и на рабов, чем объясняется и развитие римского права.

В связи с возникновением классов появляется и государство как орудие классового господства, обособленное от общества и вместе с тем выполняющее не только классовые, но и общесоциальные функции – охрану от внешних врагов, поддержание внутреннего правопорядка, а в восточных деспотиях – и функцию организации сельскохозяйственных работ.

Социальные нормы первобытного общества – мононормы. Они соблюдались по обычаю, не исключалось и принуждение к их исполнению (изгнание из рода, казнь). Принуждение исходило от всего рода. Право появляется лишь с возникновением государства и утверждается насилием со стороны государства. Оно противоречит старым обычаям. Поэтому государству приходится активно бороться с обычаями, искоренять их. Нередко с этой целью насаждаются новые религии, обожествляющие правителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: