Избирательное право и избирательные системы
Выборы - важнейшая форма народовластия. Такая оценка основана на том, что выборы, являясь формой-выражения воли народа (непосредственная демократия), одновременно являются способом замещения выборных должностей и формирования представительных органов власти' (непременный атрибут представительной демократии). В Российской Федерации избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.
Избирательное право в объективном смысле - институт конституционного права, регулирующий общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов. Избирательное право в субъективном смысле -право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления.
■Избирательное право регулируется нормами федеральных законов («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., «О выборах Президента; Российской Федерации» от 10 января 2003 г., «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г.) и различных законов субъектов Федерации (в некоторых субъектах действуют избирательные кодексы).
|
|
Избирательное право основано на ряде демократических принципов: всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, свободные, периодические выборы на альтернативной основе.
Конституция РФ в качестве одной из основ конституционного строя провозглашает политическое многообразие и многопартийность. Граждане имеют право на создание различных общественных объединений. Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное группой граждан для совместного достижения общих целей. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, чьими целями является насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв безопасности, разжигание национальной, социальной и других видов розни (ст. 13 Конституции РФ).
Создание и деятельность общественных объединений регулируется различными федеральными законами, в том числе «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. и др.
Для создания общественного объединения не нужно разрешение государственных органов, оно создается гражданами самостоятельно и добровольно. Предусмотрено, что учредителями должны выступить не менее трех физических лиц. Чтобы общественное объединение приобрело статус юридического лица, необходима регистрация компетентными органами (Министерство юстиции и его подразделения). Отказ в регистрации возможен только на основании норм закона.
|
|
Общественные объединения действуют на основании собственного устава, в котором отражены цели объединения, порядок управления, принятия решений и др.
— х
f