I 3
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции). Численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации закреплен в ч. 1 ст. 65 Конституции. В настоящее время в Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федеральною значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.
Состав Российской Федерации может быть изменен. Подобное может происходить путем:
1) принятия в состав Российской Федерации нового
субъекта извне;
2) образования в составе Российской Федерации нового субъекта в результате: а) объединения существующих субъектов, б) вычленения из существующих субъектов самостоятельных образований;
3) изменения кс>нституционно-правового статуса субъекта.
Конституционно-правовое положение различных субъектов имеет ряд общих черт:
1) все субъекты являются неотъемлемыми частями Российской Федерации, они не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава Федерации;
|
|
2) все субъекты равноправны;
3) субъекты Российской Федерации обладают государственной властью;
4) субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают деление своей территории;
5) наличие у каждого субъекта собственной правовой системы, которая является частью федеральной правовой системы и не может находиться с ней в противоречии;
35. Государственные органы: понятие, компетенция. Разделение властей
Принцип разделения властей признан в качестве одного из важнейших условий демократии.
В Конституции РФ закреплен принцип разделения властей на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Реализуя этот принцип, органы, представляющие конфетную ветвь государственной власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, находясь во взаимодействии и уравновешивая друг друга. Такая организация государственной власти позволяет предотвратить сосредоточение властных полномочий в руках одного человека или органа, не допустить узурпацию власти. Принцип разделения властей проявляется в разделении компетенции между соответствующими властными органами.
Государственный орган - часть государственного аппарата, осуществляющая государственно-властные полномочия в рамках своей компетенции, установлен-ной законом.
В связи с федеративным устройством России следует
различать федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Федерации. Система
государственных органов субъектов устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с Конституцией РФ и с установленными федеральным законом основными принципами организации государственной власти в субъектах.
Система государственных органов в общих чертах закреплена в Конституции РФ. Особое место занимает Президент РФ. Являясь главой государства, он не входит ни в одну из ветвей власти. Законодательную