Основы конституционного статуса субъектов РФ

I 3

Российская Федерация состоит из республик, краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной облас­ти, автономных округов - равноправных субъектов Россий­ской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции). Численный, видо­вой и именной состав субъектов Российской Федерации за­креплен в ч. 1 ст. 65 Конституции. В настоящее время в Рос­сийской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республи­ка, 6 краев, 49 областей, 2 города федеральною значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

Состав Российской Федерации может быть изменен. Подобное может происходить путем:

1) принятия в состав Российской Федерации нового
субъекта извне;

2) образования в составе Российской Федерации ново­го субъекта в результате: а) объединения существую­щих субъектов, б) вычленения из существующих субъек­тов самостоятельных образований;

3) изменения кс>нституционно-правового статуса субъекта.

Конституционно-правовое положение различных субъектов имеет ряд общих черт:

1) все субъекты являются неотъемлемыми частями Рос­сийской Федерации, они не обладают государственным су­веренитетом и правом выхода из состава Федерации;

2) все субъекты равноправны;

3) субъекты Российской Федерации обладают государ­ственной властью;

4) субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают деление своей территории;

5) наличие у каждого субъекта собственной правовой системы, которая является частью федеральной правовой системы и не может находиться с ней в противоречии;

35. Государственные органы: понятие, компетенция. Разделение властей

Принцип разделения властей признан в качестве одно­го из важнейших условий демократии.

В Конституции РФ закреплен принцип разделения вла­стей на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Реализуя этот принцип, органы, представляющие конфетную ветвь государственной власти, осуществляют свои полномочия самостоятель­но, находясь во взаимодействии и уравновешивая друг друга. Такая организация государственной власти позво­ляет предотвратить сосредоточение властных полномо­чий в руках одного человека или органа, не допустить узурпацию власти. Принцип разделения властей прояв­ляется в разделении компетенции между соответствую­щими властными органами.

Государственный орган - часть государственного аппарата, осуществляющая государственно-властные полномочия в рамках своей компетенции, установлен-ной законом.

В связи с федеративным устройством России следует

различать федеральные государственные органы и го­сударственные органы субъектов Федерации. Система

государственных органов субъектов устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с Конституцией РФ и с установленными федеральным законом основны­ми принципами организации государственной власти в субъектах.

Система государственных органов в общих чертах закреплена в Конституции РФ. Особое место занимает Президент РФ. Являясь главой государства, он не вхо­дит ни в одну из ветвей власти. Законодательную



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: