Виды занятий и контроля | Дневная форма обучения | Заочная форма обучения | ||
Полный курс | Сокращенный курс | Полный курс | Сокращенный курс | |
Всего часов | - | |||
Лекции | - | |||
Семинарские занятия | - | |||
Консультации по курсу | - | |||
Всего аудиторных занятий | - | |||
Реферат | - | |||
Зачет | - | |||
Экзамен | - |
2.2.2. Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий.
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЯ ТЕМ | Дневная форма (полный курс) | Дневная форма (сокращённый курс) | Заочная форма (полный курс) | Заочная форма (сокра- щённый Курс) | ||||
- | - | Л. | Пр. | Л. | Пр. | Л. | Пр. | Л. | Пр. |
Тема № 1. Специфика объекта философии, её предметов и философ- ских методов познания | |||||||||
Тема № 2. Философия как самосознание исторических эпох и народов | |||||||||
Тема № 3. Основные этапы мировой истории философии | |||||||||
Тема № 4. Многоукладность мировой философии и национальных философий | |||||||||
Тема № 5. Европейская натурфилософия и её исторические эволюции | |||||||||
Тема № 6. Становление научной философии в немецком классическом идеализме и в марксизме | |||||||||
Тема № 7. «Распочкование» спекулятивной философии истории на частные обществоведческие дисциплины | |||||||||
Тема № 8. Философское учение марксизма | |||||||||
Тема № 9. Национальные особенности русской философии | |||||||||
Тема № 10. Самосознание философии и его современные итоги | |||||||||
Тема № 11. Общество и его структура | |||||||||
Тема № 12. Методология познания общественных феноменов | |||||||||
Тема № 13. Познавательная деятельность научного типа | |||||||||
Тема № 14. Наука, техника, мораль | |||||||||
Тема № 15. Проблема смысла человеческой жизни | |||||||||
Тема № 16. Проблема человеческой личности в философии | |||||||||
Тема № 17. Глобальные проблемы человечества. | |||||||||
Реферат по одной из тем по выбору |
Л - объем лекционных занятий в часах, Пр - суммарный объем практических и семинарских занятий.
2.2.3. Тематическое содержание дисциплины.
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | С О Д Е Р Ж А Н И Е Т Е М Ы | Вид занятий |
Тема № 1. Специфика объекта философии, её предметов и философских методов познания | Объект философии. Многообразие её предметов, историческая изменчивость их пониманий. Первичное определение философии как особо сложного и исторически изменчивого феномена человеческой культуры. Функции философии в обществе и их историческая изменчивость. Проблема философских законов и категорий. Человеческое познание в условиях острого и долговременного дефицита достоверных опытных знаний. Основные способы компенсации этого дефицита в современной философии и в философии прошлых исторических эпох. Взаимосвязанное историческое развитие философии и науки логики, его современные результаты. Проблема человеческого взаимопонимания в науке и в философии. Плюсы и минусы новаторского мышления в науке и в философии. | Л. | |
Тема № 2. Философия как самосознание исторических эпох и народов | Светская философия – исторически новый феномен мирового историко-философского процесса. Ориентация религиозного мировоззрения на Первоосновы бытия, на проблематику его смысла, места и роли человека и человечества в мироздании. Традиционная широта философского мышления и её исторические причины. Идеология как пристрастная и ценностная теоретическая защита социально-групповых интересов. Многообразие идеологий. Влияние идеологических конфликтов на развитие науки и на развитие философии. Космополитизм науки и национальный характер философии. | Л. | |
Тема № 3. Основные этапы мировой истории философии | Античная философия и её Богоискательство (Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, античные атомисты). Святоотеческое богословие (Василий Великий, Григорий Богосвлов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.). Средневековая схоластика (Фома Аквинский, Оккам, Абеляр и др.). Философия от Возрождения до Реформации. Рационалистическая натурфилософия и английский материализм XVI–XVII вв. (Дж. Локк, Ф. Бэкон и др.) Научно-технологическая традиция Нового времени (Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон и др.) и философское самосознание науки. Духовные и философские традиции Восточного культурного региона. О философии языческих регионов Африки. | Л. С. | |
Тема № 4. Многоукладность мировой философии и национальных философий | Географическая неравномерность социально-экономического и культурного развития человечества и многоукладность соответствующих феноменов в каждую историческую эпоху. Многоукладность современной мировой философии. Ценностная относительность в понимании авангардных рубежей и архаичных слоёв в современной философии. Многовековые попытки в донаучные эпохи понять историю философии, природу и структуру самой философии. Продолжение таких попыток в эпоху достаточно развитой науки в XVII–XVIII вв. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, философы французского Просвещения). Позитивистская версия мирового историко-философского процесса по О. Конту и Ф. Энгельсу, её критика В. С. Соловьёвым и реальное развитие мировой философии в ХХ в. | Л. С. | |
Тема № 5. Европейс-кая натурфилософия и её исторические эволюции | Реформация XVI в. и культурная санкция на формирование светских областей западно-европейской культуры. Спекулятивное натурфилософское системотворчество. Английский материализм как манифестация дисциплины рационального человеческого мышления (Дж. Локк, Ф. Бэкон и др.) «Распочкование» натурфилософии на частные опытные науки о природе. Неуклонное вытеснение светской философии в область обществоведения и логико-методологического самосознания экспериментально-теоретической науки Нового времени. | Л | |
Тема № 6. Становление научной философии в немецком классическом идеализме и в марксизме | Философское «наукоучение» немецкого классического идеализма и его преемника (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс). Религиозно-философская система Гегеля, её панлогизм и особенности её натурфилософского компонента. Концепция научной философии в классическом и в советизированном марксизме. Научно-философские мировоззренческие обобщения. Философская природа научных картин мира и их эвристическое значение. Плюрализм реального научного мировоззрения и полная зависимость его облика от непредсказуемых открытий естествознания. | Л. С. | |
Тема № 7. «Распочкование» спекулятивной философии истории на частные обществоведческие дисциплины | Синкретизм спекулятивной философии истории, включая гегелевскую. Формирование экономической теории в XVIII–XIX вв. и начало дифференциации частных обществоведческих дисциплин. Эволюционизм научного обществоведения, его принципы и роль классического марксизма в его выработке. История научного обществоведения и идеологический фактор. Общая панорама обществоведения в ХХ в.: эмпиризм евро-американского обществоведения и спекулятивный рационализм обществоведения в Советском Союзе. Современные проблемы преодоления этих методологических крайностей в отечественном и зарубежном обществоведении. | Л. | |
Тема № 8. Философское учение марксизма | Концептуальное триединство марксизма. Направления развития марксизма в ХХ в.: советский большевизм (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин и др.); западно-европейская социал-демократия (К. Каутский, Э. Бернштейн и др.); христианский социализм (С. Н. Булгаков и др.); неомарксизм (Д. Лукач, А. Грамши, философы Франкфуртской школы и др.); китайский марксизм (Мао Цзе-дун, Ден Сяо-пин и др.). О материалистическом понимании истории в его узко-экономической и в современной широкой версиях. Противоречивый вклад Ф. Энгельса в эволюционизм естествознания. Катастрофическая идеологизация незрелой марксистской философии в советизированном марксизме. Вклад марксистско-ленинской философии в формирование эволюционной гносеологии как веками искомой логики наиболее общего типа. | Л. С. | |
Тема № 9. Национальные особенности русской философии | Традиционная православно-историософская направленность. Традиционный скептицизм по отношению к философскому рационализму. Славянофильство как исторический исток национально самобытной русской религиозной философии (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский и др.). Этапы и ключевые фигуры исторического развития этого направления (К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв, С. Н. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др.) Западничество как исторический исток национально самобытной русской светской философии (П. Я. Чаадаев). Исторические этапы и ключевые фигуры формирования этого направления (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, ведущие советские философы). Русский философский рационализм XIX–XX вв. и его историософия. Извращённо-религиозная природа советизированного марксизма. Возрождение полнокровной отечественной философии в постсоветскую эпоху. | Л. | |
Тема № 10. Самосознание философии и его современные итоги | Зрелое самосознание философии возможно только на основе современного зрелого самосознания науки. Чёткое различение исторически преходящих и вечных философских проблем. Вечные философские проблемы и их религиозно-философская природа. Окончательное опровержение позитивистской теории историко-философского процесса по Конту–Энгельсу. Понимание природы философии в её истинном многоукладном и исторически изменчивом многообразии. Развенчание мифов о возможностях философского познания. Обретение высокой методологической культуры выбора, постановки и исследования философских проблем. | Л. С. | |
Тема № 11. Общество и его структура | Понятия общественного бытия и общественного сознания. Понятие общественно-эконо-мической формации. Экономические и культурные факторы общественной жизни и развития общества: проблема первичности и вторичности. Формационная модель общественного развития (К. Маркс, Ф. Энгельс). Цивилизационная модель общественного развития (А. Тойнби, К. Н. Леонтьев и др.). Общества западного и восточного культурного типов. Специфика российской культуры и цивилизации. Проблема личности и её роли в мировой истории: сопоставление подходов светской и христианской философий. | Л. | |
Тема № 12. Методология познания общественных феноменов | Материалистическое понимание истории и его первая особенность. Вторая особенность материалистического понимания истории. Многоуровнево-иерархичная структура общества, её связь с материалистическим пониманием истории. Относительность (релятивность) сложных понятий обществоведения и методологическая культура оперирования ими. Человеческая личность и её целеполагающая деятельность как структурный фундамент общественных процессов. Человеческая личность и сознание человеческого индивида: соотношение уникальности и общественно-исторической природы. | Л. С. | |
Тема № 13. Познавательная деятельность научного типа | Ценностный нейтралитет рациональных знаний и его связь со спецификой буквенных алфавитов. Основные особенности научно-познавательной деятельности новоевропейского исторического типа. Индустриализация познания в науке Нового времени и фактор узкой специализации деятелей науки. Дифференциация и интеграция естественных и общественных наук. Органическая взаимозависимость развития науки и технического прогресса. Роль экономических и военно-политических факторов в развитии науки. Особая регламентированность научного познания объективными, общественно-необходимыми факторами и детерминантами. Проблема свободы творчества в науке. Рост научных знаний и его общеметодологические регулятивы: достоверность фактологической основы, принцип конкретности, принцип соответствия, принцип дополнительности | Л. | |
Тема № 14. Наука, техника, мораль | Моральные аспекты фундаментального и прикладного познания. Профессиональная этика деятеля науки. Деградация былых христианских добродетелей учёных и утверждение в ХХ в. «добродетели» нравственно нейтральной любознательности. Технократизм мышления учёных таит глобальные угрозы. Научная индустрия познания с точки зрения христианской историософии. | Л. С. | |
Тема № 15. Проблема смысла человеческой жизни | Философия экзистенциализма и её история. Проблема смысла жизни в мировых религиях. Особенности христианского решения проблемы смысла жизни. Атеизация европейского общества в Новое время и постановка заново проблемы смысла человеческой жизни. Мировые войны ХХ в. и возникновение философии атеистического экзистенциализма в Западной Европе (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ф. Кафка и др.). Исторический пессимизм атеистического экзистенциализма. Христианский экзистенциализм ХХ в. – персонализм Н. А. Бердяева. Проблема насилия и ненасилия. Свобода и ответственность. | Л. | |
Тема № 16. Проблема человеческой личности в философии | Субъективно-целевая деятельность человеческой личности и многообразие её общественно-необходимых факторов и детерминант. Диалектика необходимости и свободы деятельности человека в обществе. Человеческая свобода как познанная и практически освоенная общественная необходимость. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Христианское понимание свободы человеческой личности. Проблема самореализации личности в обществе: идеалы и реальность. Христианская версия самореализации человека в обществе. | Л. | |
Тема № 17. Глобальные проблемы человечества. | Глобальные проблемы – вызов человечества самому себе. Основные глобальные проблемы и их неотделимость друг от друга. Светские концепции выхода человечества из глобального кризиса. Глобальные проблемы и христианская эсхатология. Россия как средоточие глобальных проблем. | Л. С. |