Место сновидений в психике и терапии

Стадии психотерапии

I. Исповедь. Юнг полагал, что в основе всякого невроза лежит тайна и сдержанный аффект. В истерии больше тайны, в психастении больше сдержанного аффекта. Накопление связанных с «недостойными» поступками или мыслями аффектов, рано или поздно приводит к болезни и ощущению отделенности от других людей. Этим объясняется живительная сила искренних исповедей.

II. Объяснение. Необходимость в объяснении возникает в тех случаях, когда простого отреагирования аффекта в катарсисе недостаточно. Такая ситуация может быть вызвана сформировавшейся патологической привязанностью пациента к аналитику и тогда необходимо разъяснить ему инфантильный и деструктивный характер такой привязанности. Так же необходимость в объяснении возникает для пациентов с высокой степенью сознательного контроля, что приводит к сильнейшему сопротивлению искреннему и эмоциональному самовыражению.

III. Воспитание социального человека. Не все люди способны отказаться от своих инфантильных надежд и притязаний даже под воздействием объяснений терапевта. Иногда невротические паттерны реакций на действительность превращаются в закоренелые привычки (например, в случае формирования аддикций), которые также не исчезают до тех пор, пока не будут замещены другими, приобрести которые можно лишь через обучение. Смысл третьей стадии терапии заключается как раз в привитии таких, более конструктивных, паттернов поведения и реакций. Именно за эту стадию К.Г.Юнг критиковался З.Фрейдом в его работе «Очерки истории психоаналитического движения» (терапевт должен быть непредвзят, не включен, не может давать советы или поучать пациента).

IV. Преобразование. Эта стадия призвана адаптировать к жизни людей, чьи способности значительно превышают средний уровень и при этом, она необходима для терапевта, с тем, что бы избежать опасности поглощения незаурядной личностью. Для выдающихся людей рамки «нормальной» жизни тесны и их страдание как раз и вызвано желанием «быть нормальными» в то время как такая жизнь и составляет причину их расстройства. Здесь важно довести до сознания такого пациента причину его страдания и найти адекватный стиль жизни.

Сновидениям в аналитической психологии отводится гораздо более важно место, чем в психоанализе. Это связано с тем, что они рассматриваются здесь как естественный регулирующий психический процесс, призванный скомпенсировать расхождение сознательной и бессознательной установок. Однако компенсация требуется не всегда и поэтому сновидения не всегда носят компенсирующий характер, так при совпадении сознательной и бессознательной установок сновидения лишь подчеркивают желательную сознательную тенденцию.

В связи с этим, в аналитической психологии выделяют три способа компенсации и, соответственно, три типа сновидений:

1. Послание бессознательного к Эго-комплексу (например, в течение дня что-то вызвало гнев, который не мог быть адекватно отреагирован; во сне могут наблюдаться сюжеты со скоплением фекалий или грязи).

2. Саморепрезентация бессознательного (например, сон Сократа с голосом свыше: «Сократ, посвяти себя служению музам». В данном случае, этот голос может рассматриваться как голос Самости, к которому крайне важно прислушиваться).

3. Разрушение комплекса Эго-идентификации (например, сновидения о смерти, которые могут рассматриваться как отмирание предыдущего опыта).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: