Концептуальные разногласия К.Г. Юнга и З. Фрейда

В период 1911-1912 годов обнаружились идейные разногласия между К. Г. Юнгом и З. Фрейдом. После публикации работы К. Г. Юнга "Либидо, его метаморфозы и символы" (1912), во второй части которой были изложены несовпадающие с концепциями основателя психоанализа представления о либидо и инцестуозных желаниях, идейные разногласия настолько обострились, что, усиленные кризисом в личных отношениях, переросли в окончательный разрыв, который произошел в начале 1913 года. В апреле 1914 года К. Г. Юнг отказался от должности президента Международной психоаналитической ассоциации, объявил о своем выходе из этого объединения и в дальнейшем стал разрабатывать направление, получившее название аналитической психологии.

Бессознательное:

Юнг: в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом. По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Также бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые, и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

Фрейд: Многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта.

Либидо:

Юнг: Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают. Либидо – поток энергии не только сексуальной, но и витальной, а все явления сознательной и несознательной жизни человека – различные проявления единой энергии либидо. «Искажение» либидо в подсознании индивида воспроизводит не только болезненные, тщедушные картины, но и архаические образные переживания (архетипы).

Фрейд: Фрейд постулировал, что основу человеческой природы составляет некоторая субстанция, которую он назвал Ид (Оно) и из которой исходят два основных природных (животных) начала человека – Эрос и Танатос. Эрос имеет сексуальную природу и связан с влечением к жизни. Это влечение для своей реализации использует особый вид психической энергии - Либидо. Танатос связан с влечением к смерти и связан с другим специфическим видом психической энергии - Мортидо.

Либидо имеет две особенности, определяющие его специфику:

1. Запас этой энергии избыточен, чтобы ничто не могло остановить процесс продолжения жизни. В животном мире этот потенциал ограничивается самой природой. В жизни человека таким ограничителем является культура.

2. Реализация либидного инстинкта связана с высочайшим наслаждением, превосходящим даже пищевое удовлетворение. Эта особенность объясняется тем обстоятельством, что пищевой инстинкт связан с продолжением жизни индивида, а либидный – рода, то есть, он более основополагающий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: