Тема 2. ОБРАЗОВАНИЕ КНР. КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА В 50-е—70-е гг.
Методические рекомендации
Причины крестьянской войны тайпинов следует раскрывать, используя характеристику аграрных отношений, сложившихся в то время в Китае, отношений между китайцами (ханьцами) и правившей маньчжурской династией Цин, анализ последствий первой англо-китайской «опиумной» войны.
Изложив развитие событий крестьянской войны тайпинов (в соответствии с планом семинарского занятия), необходимо проанализировать основные реформы и преобразования, в том числе формирование государственною аппарата «Тайпин тяньго», создание армии И ее структуру, основные программные документы восставших.
Нарастание противоречий внутри Тайпинского государства обусловлено самим характером крестьянской войны. Анализ структуры сил, принявших участие в войне, характера власти позволит определить причины распри между вождями тайпинов (Хун Сюцюанем, Ян Сюцином, В эй Чанхоем, Ши Дакаем), поможет понять закономерность формирования новых феодалов - ванов - и реставрации феодальных порядков. Упадок и гибель Тайпинского государства были обусловлены внутренним кризисом, наступлением внешнего врага, в лагерь которого входила и правящая династия Цин, поддержанная империалистическими державами (Англией, Францией, США).
Восьмой вопрос плана семинарского занятия предполагает подготовку одним из студентов специального сообщения по историографии проблемы.
Девятый вопрос предусматривает подготовку студентами варианта урока по указанной теме с последующим обсуждением на занятии.
1. Образование КНР.
2. Генеральная линия КПК на переходный этап к социализму.
3. «Большой скачок» и его последствия.
4. «Великая пролетарская культурная революция»: причины, методы проведения и итоги.
5. Военно-бюрократический режим и борьба в КПК.
6. Внешняя политика КНР.
7. Социально-экономическое и политическое развитие КНР после смерти Мао Цзедуна.
Источники и литература
1. Васильев Л. С. История Востока. В 2-х т. Т. 2. - М., 2008.
1. Политическая история государств Азии и северной Африки. XX век. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 1996. Т. I.
***
3. Владимиров О. Советско-китайские отношения в 40—80-х гг. - М., 1984.
4. Гудсшников Л. М. и др. Китай после культурной революции.- М., 1979.
5. Капица М. С. КНР: три десятилетия — три политики. - М., 1979.
6. Яременко Ю. «Большой скачок» и народные коммуны в Китае.- М., 1968.
6. Яковлев М. 17 лет в Китае.- М., 1981.
Студентам надлежит проанализировать документы, определявшие развитие Китая на переходный этап к социализму, мероприятия правительства по их реализации, ситуацию в КПК, дать характеристику конституции КНР 1954 г.
Теоретическим обоснованием политики «большого скачка» была маоистская теория перманентной революции, при этом учитывались специфические условия Китая - огромное население и бедность — как основа для особой революционности. Студентам необходимо проследить основные направления политики «большого скачка» - создание народных «коммун, битва за сталь», особый курс во внешней политике, - методы реализации этих мероприятий и их последствия.
Среди причин «великой пролетарской культурной революции» следует выделить теоретические, социально-экономические, политические. Надо показать, что методы проведения «культурной революции» зависели от того, против кого направлялся основной удар и какая цель ставилась маоистами на конкретном этапе ее проведения. Студенты должны пояснить изменения в китайском обществе, кадровые перестановки, изменения внутренней и внешней политики («теория трех миров»).
Режим, установившийся в результате проведения «культурной революции», можно характеризовать как военно-бюрократическую диктатуру. Необходимо проанализировать характер власти, основных направлений политической борьбы, которую вели между собой отдельные группировки (кампания борьбы с «каппутистами», «дело» Линь Бяо). Далее необходимо объяснить причины поражения выдвиженцев «культурной революции» и приход к власти сторонников Дэн Сяопина.