Задание №1
Задания для самостоятельной работы по новой и новейшей истории стран Востока
Методические рекомендации
При изучении национально-освободительного движения в Индии, студентам необходимо показать нарастание политического кризиса, отмеченного рядом массовых выступлений трудящихся и недовольством национальной буржуазии, послевоенной политикой англичан. В этой связи следует ознакомиться с реформой Монтегю-Челмсфорда, «законом Роулетта», чтобы разобраться в сущности маневров англичан. Важно проследить динамику народного движения в 1919—1923 гг. и действия национальной буржуазии, объединенной в партии Индийский национальный конгресс. Сущность борьбы, к которой призывал ИНК, четко проявилась в резолюции о несотрудничестве, принятой им в Калькутте 4 сентября 1920 г.
Особого внимания заслуживает позиция ИНК в условиях активизации колониальной политики, раскол ИНК и борьба за создание единого антиимпериалистического фронта. Разногласия по вопросам тактики привели к формированию в ИНК трех фракций: противников перемен, «сторонников перемен", левых. Студентам надо ознакомиться с программными установками всех течений и политическими взглядами их лидеров.
Новый подъем национально-освободительной борьбы начался с конца 1928 г. и будет продолжаться до 1939 г. Первый его этап будет связан с влиянием мирового экономического кризиса, а второй (1934—1939 гг.) — с усилением левых сил и борьбой за руководство движением. Политическую, экономическую и социальную программу ИНК в изучаемый период помогут рассмотреть «Клятва в день независимости» (26 января 1930 г.), «Декларация индийского национального конгресса об основных правах граждан». Также внимательно надо изучить крестьянские движения в Соединенных провинциях, Пенджабе, Бихаре, Бенгалии.
При анализе особенностей второго этапа национально-освободительной борьбы (1934—1939 гг.) следует раскрыть сущность «рабской конституции» 1935 г., отношение к ней различных течений ИНК и борьбу прогрессивных сил Индии за создание единого антиимпериалистического фронта.
Каждое задание. №№ 1-4 оценивается 1-5 баллами
Преподаватель по своему усмотрению дает студентам от одного до трех вариантов заданий. Выполнение данного задания оценивается от 1 – до 5 баллов. Систематизировать материал по обозначенным проблемам, используя вышеуказанные учебники. Ответ представить в виде схемы или таблицы.
1. Особенности феодализма на Востоке
- и т.д.
- «Самоизоляция» в странах Азии в XIX в.
Страны | Хронологические рамки | События | Последствия |
3. Колониальные империи на Востоке
Метрополии | Страны, вошедшие в состав колониальной империи | Период колониальной истории | Освободительное движение и итоги |
4. Формы землепользования в странах Азии
Страны | Основные формы землепользования | Положение крестьян |
Индия Иран Китай Турция Япония |
5. Народные движения в странах Азии в XIX в.
Страны | Хроника событий | Итоги |
Индия Иран Китай Турция Япония |
6. Движение за реформы в странах Азии в XIX в.
Страны | Период | Цели | Содержание реформ | Последствия |
Иран Китай Турция Япония |
7. Характерные особенности Восточный абсолютизм в XIX в.
- и т.д.
- Исторические типы цивилизаций Востока
Цивилизации | Особенности |
Арабо-исламская Индо-буддийская Китайско-конфуцианская |
9. Статус человека на традиционном Востоке
- и т.д.
- Историческая роль колониализма на Востоке
- и т.д.
11. Режим «капитуляций» в странах Востока в новое время
Страны | Периоды | События | Итоги |
12. Страны Востока и Первая мировая война
Страны | Изменения в судьбе страны | Последствия |
Иран Индия Китай Япония Турция |
- Военные действия на Североафриканском театре военных действий
Периоды | Хроника событий | Итоги |