Способ Гурвица позволяет получить компромиссное решение между оптимистичным максимаксом и пессимистичным максимином.
Платежная матрица составляется обычным способом. В ней в каждом столбце находятся наибольшие и наименьшие элементы. Эти элементы объединяются в столбцы низкого и высокого дохода. Далее лицо, принимающее решение, устанавливает веса для каждого из вариантов дохода и умножает их на элементы соответствующих столбцов. Просуммировав полученные результаты по каждому варианту решения, получают в некотором смысле средний доход по вариантам. Математического доказательства достоверности полученного результата здесь нет. Качество решения зависит от интуиции принимающего решение при установлении весов для наихудших и наилучших результатов. По наилучшему результату определяется рекомендуемое решение.
Вновь рассмотрим пример с закупкой букетов. Из каждого толбца платежной матрицы, представленной в табл. 11, выпишем элементы самого большого и самого низкого дохода. Пусть весомость большого дохода 0,7, а низкого 0,3. Все расчеты проведем в табл. 13.
|
|
Таблица 13.
Метод Гурвица
Количество закупаемых букетов | Доход, руб. | Вес | Ожидаемый доход, руб. | ||
высокий | низкий | ×0,7 | ×0,3 | ||
-60 | -18 | ||||
-120 | -36 | ||||
-180 | -54 | ||||
-240 | -72 |
Наибольший доход в 180 руб. за три дня предполагается получить при закупке магазином 9 букетов. Этот вариант рекомендуется к использованию.
Покажем расчеты в последней строке табл. 13:
Из табл.11 «Доход за три дня» выбираем столбец с 9 закупаемыми букетами. В этом столбце самое большое число 360, а самое маленькое –240. Умножаем первое на 0,7 (360 × 0,7 = 252), а второе на 0,3 (-240 × 0,3 = -72). Суммируем результаты 252 –72 = 180. Эта цифра характеризует ожидаемый средний доход магазина при закупке 9 букетов.
Ожидаемый средний доход при закупке 8 букетов
320 × 0,7 – 180 × 0,3 = 224 – 54 = 170 руб.
Контрольные вопросы
1. Сущность принятия решения в условиях определенности
2. Понятие определенного риска
3. Понятие неопределенного риска
4. Сущность принятия решения в условиях определенного риска
5. Сущность принятия решения в условиях неопределенного риска
Литература
1. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2002. – 392с
2. Ременников В.В. Разработка управленческого решения./ Уч. Пособие. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2001
3. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 271с.
4. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. – 590с.
|
|
Курс лекций для студентов
филологического факультета
специальностей «Английский язык. Немецкий язык», «Немецкий язык. Английский язык»
Витебск
Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
2007
УДК 004.9 (075.8)
ББК 32.973.26 – 018.2я73
И 74
Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
Авторы-составители: преподаватель кафедры инженерной физики УО «ВГУ им. П.М. Машерова», магистр педагогических наук О.П. Оганджанян; доцент кафедры информатики и информационных технологий УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат технических наук В.Н. Лабовкин.
Рецензент: заведующий кафедрой информатики УО «ВГТУ», кандидат физико-математических наук, доцент Кунцевич С.П.
И74 | Информационные технологии: курс лекций для студентов филологического факультета специальностей «Английский язык. Немецкий язык», «Немецкий язык. Английский язык» / авт.-сост. О.П. Оганджанян., В.Н. Лабовкин – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 101 с. |
ISBN 978-985-425-784-6
В курсе лекций собраны основные теоретические сведения необходимые для изучения дисциплины «Информационные технологии» студентами отделения иностранных языков филологического факультета. Материал лекций полностью соответствует основным разделам базовой программы по указанной дисциплине и способствует успешной подготовке студентов к практическим и лабораторным занятиям. Особое внимание уделяется теме «Информационные технологии в образовании», которая отражает межпредметные связи с педагогикой и методикой преподавания иностранных языков и необходима для профессиональной подготовки будущих преподавателей.