Требования к современному уроку

Тема 2.6. Урок – основная форма учебной работы по изобразительному искусству в школе

Характеристика классно-урочной системы обучения

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические компоненты. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся. От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.

Цель урока должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи.

1 Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку: грамотное определение типа урока, его место в теме, разделе курса, системе внутрикурсовых связей, выделение особенностей каждого урока.

2 Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, уровня их воспитанности и развития, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонности, потребности и запросов учащихся, целенаправленная ликвидация пробелов в знаниях.

3 Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию).

4 Воспитание (формирование мировоззрения, опыта правильного поведения и общения) готовности к самовоспитанию и психического развития (развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы) школьников, выделение важнейших формирующих задач урока. Их конкретизация с учетом особенностей и возможностей классного коллектива.

5 Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

6 Обеспечение практической и профессионально-ориентационной направленности учебного процесса, создания реальных возможностей применения полученных знаний, умений.

7 Расширение арсенала, выбора методов преимущественно за счет активных, интенсивных методов, использование на уроке, оптимального сочетания словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, метод стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины

8 Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление организации учебного труда как коллективной деятельности. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на примере мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учебе.

9 Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда, использование воспитательных и развивающихся возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся и их прилежания.

10 Общение с учащимися на основе сотрудничества, опора в работе на коллектив, стремление добиваться действительного воспитательного влияния личности самого учителя.

11 Целесообразное, рациональное и комплексное использование различных средств обучения (учебных, наглядных пособий, ТСО, ЭВТ и т.д.).

12 Совершенствование благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

13 Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся, при необходимости комментирования смысла и рациональной методики выполнения задания, стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы по возможности сокращался.

14 Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход, при изменении учебной ситуации переходить к реализации запасных методических вариантов.

15 Выявление в ходе самоанализа, полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания и развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: