Полномочия контролирующих органов

Реализация контрольных функций возможна лишь в том случае, если контролирующий орган наделен правом выполнять определенные действия, позволяющие добиваться решения стоящих перед ним задач. Предоставленное нормативным актом право совершать совокупность таких действий образует полномочия контролирующего органа. Полномочия составляют правовой инструмент выполнения контрольных функций.

Большинство полномочий контролирующих органов имеют типовой характер: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля, исследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, давать предписания об устранении нарушений, приостанавливать деятельность объектов. Полномочия контролирующего органа являются составной частью правового механизма осуществления контроля. Механизм контроля включает в себя систему мер, позволяющих контролирующим органам:

1. получать необходимые сведения и лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах;

2. выявлять отклонения от установленных правил и требований относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности;

3. принимать меры по пресечению нарушений указанных правил и требований

4. принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организаций, виновных в нарушениях установленных правил и требований

Основными элементами механизма контроля на стадии получения сведений и выявления нарушений являются:

1. Получение сведений. Получение сведений о состоянии соблюдения установленных правил и требований включает в себя получение контролирующим органом соответствующей информации от контролируемых субъектов, от других государственных органов и негосударственных организаций. Такую информацию контролирующие органы получают от подконтрольных субъектов по собственной инициативе, по запросу контролирующего органа либо в силу предписания закона.

2. Проверка. Проверка является специфическим способом получения и оценки информации о деятельности контролируемого субъекта. Она включает в себя комплекс действий, направленных на получение указанных сведений, анализ и оценку всей полученной информации, составление итогового документа по результатам проверки. Проверка может включать в себя инвентаризацию имущества или сделок с имуществом, ревизию финансово-хозяйственной деятельности. Ревизия характеризуется полным и всесторонним исследованием всех документов бухгалтерского учета, всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия

3. Сертификация. Она бывает обязательной и добровольной. Обязательность сертификации определенных видов продукции и услуг устанавливают органы государства (оборудование по производству этилового спирта и алкогольной продукции). Органы Госстандарта и органы по сертификации осуществляют контроль за соответствием сертифицированных продукции и услуг и вправе приостанавливать или прекращать реализацию несоответствующих продукции и услуг, аннулировать действие сертификата.

4. Лицензирование. Лицензия – это разрешение на осуществление определенного вида деятельности с обязательным соблюдением лицензионных требований и условий, выданное юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование – это мероприятия, связанные с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий. Контрольная направленность лицензирования заключается в предварительной проверке соискателя лицензии на предмет соответствия его тем требованиям и условиям, которые необходимы для допуска организации или индивидуального предпринимателя к лицензируемому виду деятельности и надзоре за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении разрешенной деятельности.

5. Аккредитация установлена для осуществления контроля за качеством лекарственных средств, брокерской, образовательной деятельности. Контрольная направленность аккредитации проявляется в том, что она является результатом изучения или проверки субъекта с точки зрения его способности эффективно и качественно осуществлять определенную деятельность.

6. Выставление стационарных постов на контролируемых объектах применяется в сферах особо важного контроля. К ним относятся: посты санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора в таможнях, на крупных предприятиях производящих алкогольную продукцию.

7. Реагирование на выявленные нарушения и отклонения от установленных правил и требований. Формы реагирования контролирующих органов на выявленные нарушения многообразны и включают в себя полномочия, направленные на:

· Пресечение выявленных нарушений

· Восстановление установленного порядка и условий деятельности

· Привлечение нарушителей к ответственности

· Устранение причин и обстоятельств, способствующих нарушениям

Реализация таких полномочий предусматривается в форме представлений и предписаний, ограничений и запретов на определенные действия, наложения штрафов и иных мер взыскания.

8. Дача разрешений на совершение определенных действий позволяет контролирующему органу предварительно проверить правомерность, обоснованность или целесообразность совершения подконтрольных действий. Дача контролирующим органом разрешения или согласия на совершение таких действий осуществляется в следующих формах:

· Разрешение или согласие на совершение разового действия

· Официальный допуск субъекта к совершению определенных действий

· Аккредитация физических и юридических лиц в качестве доверительных исполнителей определенной деятельности (допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами).

Тема №2: Контролирующие органы в сфере управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: