Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

Осуществляет контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядка применения цен по отдельным группам товаров, устранение нарушений в сфере торговли

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ. Задачи:

· предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

· контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

· контроль за соблюдением прав потребителей

· контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций

Функции:

1. утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг

2. устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

3. контроль за соблюдением эмитентами, участниками РЦБ требований законодательства о ценных бумагах

4. разрабатывает проекты законодательных актов, связанных с вопросами регулирования РЦБ

5. осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении

Функции:

1. контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства и нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций

2. контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям

3. контроль за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг

4. проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортно-импортным и иным внешнеэкономическим операциям.

Тема №3: Внешний финансовый контроль

По организационным формам внешний финансовый контроль подразделяется на государственный, вневедомственный и аудиторский. Государственный контроль осуществляется государственными и административными органами контроля. Вневедомственный контроль проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий. Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий независимыми специализированными аудиторскими фирмами.

Основная цель внешнего финансового контроля – составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодательными нормами.

Внешний и внутренний контроль дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Деятельность внешних контроллеров во многом аналогична деятельности внутренних, поскольку при этом используются практически одна и та же исходная информация, сходные приемы и методы ее проверки и анализа. Если в организации существует служба внутреннего контроля, то внешний контролер прежде всего проверяет эффективность ее работы, определяет степень возможного доверия к ее информации, с тем чтобы обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничество между внешним и внутренним контролем.

Однако внешний контроль более независим от руководства контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации прежде всего перед ее заказчиками и внешними потребителями.

Перед аудитором внешнего контроля ставятся задачи:

1. учет хоз.операций и их отражение в бух.учете. аудитор не позволяет вносить фиктивные и неосуществленные хоз.операции

2. разрешений и одобрение проводимых операций, чтобы не было несанкционированных хоз.операций, которые могут привести к злоупотреблениям, затратам и хищениям активов

3. не допускать ошибок в подсчетах, расчетах и учете сумм хоз.операций

4. своевременное отражение операций в хронологическом порядке их совершения

С точки зрения целей и задач контрольные мероприятия, проводимые органами финансового контроля, можно разделить на 2 группы: документальный контроль и контроль исполнения. Контрольное мероприятие может быть и комбинированным (сочетание документального контроля и контроля исполнения) или ограничиваться несколькими аспектами одного способа контроля.

Документальный контроль – это проверка финансовой отчетности и документации. В процессе такой проверки устанавливается, насколько достоверно представлена в этих документах финансовая информация, соответствуют ли проверенные операции требованиям законов, дается оценка системе внутреннего контроля проверяемого субъекта. Документальный контроль включает проверку:

· финансовых отчетов. Это дает обоснованные гарантии того, что финансовые отчеты точно отражают финансовое положение проверяемого субъекта.

Финансовой документации, а именно:

- представление финансовой информации в соответствии с установленными критериями

- применение хозяйствующим субъектом определенных требований к финансовой отчетности

- использование внутреннего контроля хозяйствующего субъекта за финансовой отчетностью и сохранностью средств

Такой контроль может включать проверку:

· частей финансовых отчетов, информации

· действенности внутреннего контроля бухгалтерского учета, отчетности по субсидиям

· действенности внутреннего контроля финансовой отчетности или сохранности средств.

Контроль исполнения представляет собой объективную и систематическую проверку фактических данных (документов) для оценки работы хозяйствующего субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций, программы его деятельности в будущем. Цель. Такого контроля является обеспечение органов, осуществляющих надзор за деятельностью данного хозяйствующего субъекта, информацией, необходимой для принятия решений по устранению выявленных недостатков или коррекции направлений его развития. Прежде всего контроль исполнения включает в себя фактический контроль.

Приемы фактического контроля могут быть разделены на три группы:

· инвентаризация – способ проверки фактических остатков имущества организации;

· экспертная оценка специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдение технологических режимов;

· визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, а также фиксация отдельных элементов изучаемого процесса в определенный временной период.

Деление на приемы документального и фактического контроля условно, поскольку в основе разграничения способов контроля лежат различные источники используемых данных при проведении контрольных действий.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре. Он не может быть всеобъемлющим в виду непрерывности хозяйственных ситуаций. Контроль исполнения включает также проверку эффективности и экономности осуществляемой деятельности, проверку исполнения государственных программ, использования субсидий и контрактов.

Проверка программ включает определение достигнутого уровня результатов или прибылей, установленных законодательством или органом, наделенным соответствующими полномочиями, эффективности выполнения программ в целом или их отдельных функций.

Важное место в сфере финансового контроля занимает финансово-экономическая экспертиза, которая проводится для предварительной оценки последствий принятия важных финансово-хозяйственных решений. Особое значение финансово-экономическая экспертиза принимает при проведении бюджетно-финансового контроля. Обычно такая экспертиза проводится на основе результатов не только конкретных мероприятий в отдельных хозяйствующих субъектах, но и общего контроля за исполнением бюджета, проводимого на уровне органов исполнительной власти. Этот контроль сопровождается анализом и исследованием нарушений и отклонений в процессе формирования доходов и расходования средств бюджета, а также в бюджетном процессе, их причин и последствий.

В зависимости от соотношения времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов организаций, проектов законодательных актов. Предшествуя совершению хозяйственных операций предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий или оперативный контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризации, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные операции, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений.

Последующему контролю подлежат итоги формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджета. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.

При МФ РФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля – КРУ. Основной задачей деятельности управления является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного контроля на территории соответствующего объекта РФ или региона РФ, что включает в себя:

· усиление контроля за целевым и рациональным использованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов

· проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности

· проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций по мотивированным постановлениям правоохранительных органов

Тема №4: Подготовка, планирование, проведение и оформление результатов внешнего контроля

1.Планирование и подготовка ревизии.

Аудитор должен тщательно планировать, контролировать свою деятельность, вести ее учет. Это нужно для того, чтобы быть уверенным в каждой конкретной ситуации, в том, что используются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита. Четкое планирование также необходимо для выбора предполагаемых подходов к достижению целей аудита; выполнения и контроля работы; уверенности в том, что внимание привлечено к главным аспектам, что работа выполнена полностью.

При планировании и подготовке аудитор обязан: определить важнейшие направления и особенности деятельности изучаемой единицы; получить сведения о формах и методах организации управления, учета, внутрихозяйственного контроля; выяснить порядок подотчетности; определиться в выборе формы выводов и заключений, а также в том, кому будет представлен отчет; наметить цели ревизии и исследования; предварительно оценить сильные и слабые стороны ключевых направлений систем управления и контроля.

При планировании мероприятий, непосредственно связанных с конкретной ревизией, аудитор совершает следующие действия:

1)собирает информацию о ревизуемой единице и ее организации с целью оценки вопросов материальности;

2)определяет цели и направления проведения ревизии, проводит предварительный анализ с целю определения путей подхода, объема и характера предстоящей работы;

3)определяет круг проблем, которым следует уделить особое внимание; составляет план-расписание ревизии;

4)определяет требования к составу группы ревизоров, знакомит ревизуемую единицу с направлением проведения ревизии, ее целями, критериями оценки.

Во время проведения ревизии при необходимости план может быть пересмотрен. При большом числе участников проверки и значительном разнообразии выполняемых действий эффективным является построение сетевого графика проведения аудиторской проверки. При этом важно, чтобы администрация предприятия перед проверкой провела определенную подготовительную работу: предъявила необходимую документацию, навела должный порядок в местах хранения ценностей и учета, завершила составление отчетности.

В процессе аудиторской ревизии должен осуществляться надзор за работой бригады ревизоров на всех уровнях и стадиях проверки. Надзор является гарантом достижения целей ревизии и качественного выполнения работы. Надлежащий контроль и надзор должны осуществляться во всех случаях независимо от компетентности отдельных аудиторов. Надзор осуществляется как за сущностью, так и за методами проведения ревизии. Это делается для того, чтобы состав группы имел четкое представление о плане ревизии, ревизионные действия проводились в соответствии со сложившейся практикой и стандартами по аудиту, соблюдался план проведения ревизии, ревизионный отчет содержал необходимые выводы, рекомендации и заключения.

Существенное значение для планирования и надзора имеют рабочие документа ревизора, которые обеспечивают методический и логический подход к проверке, представляют средства контроля работы аудиторов, дают информацию о проделанной работе, выявленных проблемах и способах их решений, имеют ценность для будущего планирования. Если рабочие документы стандартизированы, то это повышает эффективность их подготовки и контроля, упорядочивает документацию, дает гарантию, что важные моменты не будут упущены.

В ходе проверки аудитор должен определить уровень материальности. Экономическая сущность и содержание материальности широко используются на практике. Выделяют следующие этапы практического приложения материальности:

1)предварительный расчет предельно допустимой суммы ошибок и пропусков по тестируемому объекту;

2)распределение общей величины предельно допустимой суммы ошибок и пропусков между элементами внутри тестируемого объекта;

3)определение на основе тестирования учетных и отчетных данных фактической величины допущенных ошибок и пропусков по отдельным элементам;

4)обобщение фактической суммы ошибок и пропусков по тестируемому объекту;

5)сравнение предварительно рассчитанной величины предельно допустимой суммы ошибок и пропусков с фактически установленной и итоговое заключение.

Первый этап. Аудитор на основе профессионального опыта и предварительного анализа отчетности определяет границы предельной величины допустимых ошибок и пропусков в ней, наличие которых не дезориентирует пользователей информации. Ошибки, находящиеся ниже минимальной границы, признаются нематериальными. Ошибка выше максимальной границы считается материальной и оценивается в зависимости от принадлежности к первому или второму уровню материальности. Если же ошибка располагается внутри указанных границ, то аудитору потребуются дополнительное подключение информации и более глубокий ее анализ с целью отнесения выявленной ошибки к материальной или нематериальной. Чем ниже опускаются границы предельной величины ошибок, тем более обширная информационная база требуется аудитору для тестирования.

При определении таких границ аудитор осуществляет индивидуальный подход к каждому клиенту, выбирает определенные критерии для расчета верхней и нижней границ предельно допустимой ошибки. Наиболее часто в качестве уровня материальности выбирают прибыль с другими возможными критериями, такими, как текущие активы, общая сумма активов, текущие пассивы и доля акционеров в средствах компании.

Второй этап. Аудитор распределяет общую величину границ предельно допустимой ошибки между элементами внутри выбранного критерия.

Третий этап. В процессе аудита деятельность компании подразделяется на несколько основных циклов. В каждом из них аудитор тестирует как хозяйственные операции, так и статьи баланса, вовлеченные в данный цикл. Например, аудитор выбирает для тестирования достоверности статьи баланса по счету «Запасы товарно-материальных ценностей». Он определяет, все ли поступившие за отчетный период материальные ценности были оприходованы на складе и отражены в количественном и стоимостном учете. Аудитор выбирает репрезентативную выборку приходных документов по материалам и выявляет степень полноты отражения информации в ней. Аналогичным образом тестируются данные по другим хозяйственным объектам, связанным с наличием и движением товарно-материальных ценностей. По каждому из этих фактов на основе репрезентативных выборок определяются значения фактических ошибок, которые затем суммируются и переносятся при помощи статистических методов на всю изучаемую совокупность.

Четвертый этап. Обобщается сумма ошибок и пропусков по всему тестируемому объекту.

Пятый этап. Общая сумма фактической ошибки сравнивается с предварительно определенной на первом этапе ее предельно допустимой величиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: